Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Митченко С.Н., поступившую в суд кассационной инстанции 12 октября 2015 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 03 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июля 2015 года по гражданскому делу по иску Митченко С.Н. к Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Центральной акцизной таможне о признании добросовестным приобретателем транспортного средства, обязании совершить определенные действия,
установил:
Митченко С.Н. обратился в суд с иском к Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Центральной акцизной таможне о признании добросовестным приобретателем транспортного средства, обязании совершить определенные действия, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчиков.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 03 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных Митченко С.Н. исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июля 2015 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Митченко С.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что 18 декабря 2013 года Митченко С.Н. заключил с ООО "Велна" договор купли-продажи транспортного средства марки "***" идентификационный номер ***, фургон, 2006 года выпуска, N двигателя ***, белого цвета, из пункту 2 которого следует, что право собственности продавца на транспортное средство подтверждается ПТС 78 НУ 270327, выданным ОП МРЭО-5 Народного ополчения, 2А, 12 декабря 2013 года; транспортное средство передано Митченко С.Н. по акту приема-передачи 18 декабря 2013 года; при заключении договора Митченко С.Н. получил от продавца ПТС, из которого следует, что страна ввоза ТС - Германия, ограничения по использованию и распоряжению ТС сняты ДТ***; из паспорта ТС следует, что 12 декабря 2013 года выдан дубликат ПТС, утилизированный сбор уплачен; указанный автомобиль ввезен на территорию Калининградской области организацией ООО "ИмпесЛогистика" 15 октября 2013 года; калининградским Акцизным таможенным постом выдан паспорт транспортного средства N***, в котором в графе "таможенные ограничения", стояла отметка: "помещение под т/р в Калинингр. обл. использование в РФ вне Калинингр. обл. при перевозке из/в Калинингр. обл. с разрешения таможни"; 30 декабря 2013 года транспортное средство зарегистрировано в ОП МРЭО-5, выдан государственный регистрационный знак ***и выдано свидетельство о регистрации ТС 47 08 N 535586; автомобиль эксплуатировался Митченко С.Н. до марта 2014 года; в феврале 2014 года по результатам служебной проверки проведенной в УГИБДД ГУ МВД России по городу Санкт-Петербург и Ленинградской области принято решение о признании ранее совершенных регистрационных действий недействительными и подлежащими аннулированию; согласно сведениям из базы данных похищенных (утраченных) документов, ПТС78 НУ 270327, значится в розыске, инициатором розыска является ГИБДД УМВД России по городу Санкт-Петербург, в связи с признанием недействительным ранее проведенного регистрационного действия 30 октября 2013 года, то есть аннулирование регистрации; вышеуказанное транспортное средство ввезено на территорию Калининградской области и помещено Калининградским акцизным таможенным постом (со статусом юридического лица) Центральной акцизной таможней под процедуру свободной таможенной зоны с освобождением от таможенных пошлин, налогов; после таможенного оформления и выпуска указанного товара Калининградским акцизным таможенным постом Центральной акцизной таможней выдан паспорт транспортного средства, в соответствии с графой 20 которого наложены таможенные ограничения; согласно особым отметкам в ПТС утилизационный сбор не уплачивается, в соответствии с абз. 7 п.6 ст.24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N89-ФЗ.
Обратившись в суд с настоящим иском, истец Митченко С.Н. исходил из того, что 18 декабря 2013 года он заключил с ООО "Велна" договор купли-продажи транспортного средства марки "***" идентификационный номер ***, фургон, 2006 года выпуска, N двигателя ***, белого цвета и получил от продавца ПТС, из которого следует, что ограничения по использованию и распоряжению ТС сняты ДТ***; 30 декабря 2013 года транспортное средство зарегистрировано в ОП МРЭО-5, выдан государственный регистрационный знак ***и выдано свидетельство о регистрации ТС***; 20 марта 2014 года составлен протокол изъятия вещей и документов и были изъяты два государственных номера ***, свидетельство о регистрации; из письма Центральной акцизной таможни следует, что Калининградским акцизным таможенным постом наложено ограничение в соответствии с заявленной процедурой декларации на товары "свободная таможенная зона - ИМ78".
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Митченко С.Н. исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества; согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196 - ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме; в соответствии с п. 51 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства; прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности); в случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства; в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства; в случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств; в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений; согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О введении паспортов технических транспортных средств" от 18 мая 1993 года N 477 в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет: одобрить предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям; пунктом 2 означенного постановления предусмотрено, что транспортных средств выдаются: таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их к регистрации и на транспортные средства, состоящие на учете, в случае изменения регистрационных данных либо снятия их с учета; согласно приказу МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" от 23 июня 2005 года N 496/ N 192/ N 134 паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию; согласно п. 6 означенного положения таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года; наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении; бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210 х 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств (приложение N 1 к настоящему Положению), а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты; паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями; в соответствии с п. 1 ст. 179 ТК Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС; пунктом 1 статьи 202 ТК ТС в целях таможенного регулирования в отношении товаров установлена, в том числе, таможенная процедура свободной таможенной зоны (пп. 15п.1 ст.202ТКТС); в соответствии с п. 2 ст. 202 ТК ТС таможенные процедуры, указанные в пп. 15 и 16 п. 1 ст. 202 ТК ТС, устанавливаются международными договорами государств - членов таможенного союза; в соответствии с п.1 ст. 10 соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной таможенной зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза; согласно п.2 ст. 10 Соглашения от 18 июня 2010 года иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров таможенного союза; положениями п. 2 ст. 153 ТК ТС установлено, что пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляется в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или, в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ТС помещению под таможенные процедуры; в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны транспортное средство "Мерседес ATEGO 815", фургон, цвет белый, VIN WDB9700251T148686, 2006 года выпуска, может использоваться исключительно на территории Калининградской области, о чем в графе 20 ПТС указано "Помещение под т/р Калининг. обл. Использование в РФ вне Калинингр, обл. при перевозке из/в Калинингр, с разрешения таможни"; транспортное средство "Мерседес ATEGO 815", фургон, цвет белый, VIN WDB9700251L148686, 2006 года выпуска, в соответствии с п. 2 ст. 10 Соглашения от 18 июня 2010 года в настоящее время имеет статус иностранного товара, при ввозе которого из свободной экономической зоны Калининградской области на остальную часть Российской Федерации необходимо уплатить таможенные платежи и утилизационный сбор; основанием для аннулирования органами ГИБДД регистрации указанного автомобиля, отзыва - ПTC, СТС, регистрационных номеров, явились выявленные в результате проведенной УГИБДД ГУ МВД России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области проверки таможенные ограничения, наложенные на транспортное средство "Мерседес ATEGO 815", принадлежащее Митченко С.Н.; указанное транспортное средство может использоваться исключительно на территории Калининградской области, о чем в графе 20 ПТС указано "Помещение под т/р Калининг. обл. Использование в РФ вне Калинингр, обл. при перевозке из/в Калинингр, обл. с разрешения таможни"; при таких данных, на органы ГИБДД не может быть возложена обязанность по регистрации указанного транспортного средства; порядок и условия помещения товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны регламентировался Таможенным кодексом Российской Федерации; с 01 июля 2010 года Таможенным кодексом Таможенного союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" понятие "таможенный режим" от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ заменено понятием "таможенная процедура"; товары, ввозимые в Российскую Федерацию и вывозимые из нее, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством Российской Федерации (ст. 203 Таможенного кодекса Таможенного союза); порядок функционирования особой экономической зоны в Калининградской области и применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется в соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 10 января 2006 года N 16-ФЗ; каких - либо доказательств, подтверждающих завершение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а также доказательств выдачи декларации на товары, снимающей соответствующий запрет на использование автомобиля за пределами таможенной зоны, суду представлено не было; сведения, указанных в ПТС, несоответствующие фактическим обстоятельствам, не могут быть приняты во внимание; действия Управления ГИБДД МВД России по Москве являются законными, соответствующими указанной норме; первоначально означенный автомобиль ввезен на территорию Российской Федерации юридическим лицом через Калининградскую область, заявившим о таможенной процедуре свободной таможенной зоны, тем самым, правовых оснований для применения к возникшим правоотношениям положений о добросовестности приобретения не имеется; таким образом, в удовлетворении заявленных Митченко С.Н. исковых требований должно быть отказано.
С этими выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Митченко С.Н. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Митченко С.Н. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 03 февраля 2015 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 июля 2015 года по гражданскому делу по иску Митченко С.Н. к Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Центральной акцизной таможне о признании добросовестным приобретателем транспортного средства, обязании совершить определенные действия - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.