Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего А.Н. Пономарёва, судей В.В. Ставича, Е.Н. Неретиной, при секретаре Н.В. Ивановой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе представителя Д.А. Саркисяна - И.С. Любосердовой на решение Савёловского районного суда г. Москвы от 1 июля 2015 года по административному иску Д.А. Саркисяна к Федеральному агентству воздушного транспорта (в дальнейшем - Росавиация) о признании незаконным приказа об аннулировании свидетельства пилота-любителя и свидетельства пилота коммерческой авиации, обязании внести указанные свидетельства в федеральную государственную информационную систему
установила:
Д.А. Саркисян обратился в суд с административным иском к Росавиации, ссылаясь на то, что аннулирование раннее выданных ему свидетельства пилота-любителя и коммерческого пилота произведено с нарушением закона.
Решением Савёловского районного суда г. Москвы от 1 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представителя Д.А. Саркисяна - И.С. Любосердовой ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Д.А. Саркисян, его представители - И.С. Любосердова, Д.А. Ильина, по доверенности от 17 марта 2015 года, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Росавиации - Т.В. Самарина, по доверенности от 15 сентября 2015 года, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав Д.А. Саркисяна, его представителей, представителя Росавиации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ, аналогия которых усматривается в ст. 12, ст. 56 ГПК РФ, действовавших на момент рассмотрения дела, суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Право на безопасность охраняется Конституцией РФ, относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст. 2, 37, 55, 72).
Основные принципы обеспечения безопасности закреплены в ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности".
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Согласно ст. 5 указанного Закона правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.
Право на безопасность реализуется на разных уровнях общественных отношений, включая правоотношения, вытекающие из профессиональной деятельности.
В соответствии с преамбулой Воздушного кодекса РФ настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Поскольку авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную (ст. 20 Воздушного кодекса РФ), соответствующим образом для каждого вида авиации реализуется государственная программа обеспечения безопасности.
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, подп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).
К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).
Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 4 августа 2015 г. N 240), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации:
Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами (пункты 2, 4, 5 ст. 54 Воздушного кодекса РФ).
В силу ст. 53 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п. 1).
Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.1).
Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности (п. 2).
Пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 г. N 670, установлено, что для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.
Достоверность данных в представлении (заявлении на выдачу свидетельства) и прилагаемых к ним документах, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил (далее - представленные документы), обеспечивается лицом, заверяющим (подписывающим) представленные документы.
Указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах влекут за собой аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.
Согласно п. 9 указанных Правил в представлении указывается вид свидетельств, заявляемых к получению, фамилии, имена и отчества (при наличии) кандидатов на получение свидетельства. Представление подписывается руководителем организации, представляющей кандидатов на получение свидетельств, и заверяется печатью организации.
В заявлении на выдачу свидетельства указывается вид свидетельства, заявляемого к получению, фамилия, имя и отчество (при наличии), телефон кандидата на получение свидетельства и при направлении по почте свидетельства - почтовый адрес для направления свидетельства.
Заявление на выдачу свидетельства подписывается кандидатом на получение свидетельства. В случае направления по почте заявления на выдачу свидетельства подпись кандидата на получение свидетельства заверяется в установленном порядке.
В состав представленных документов входят:
представление (заявление на выдачу свидетельства);
копия документа, удостоверяющего личность кандидата на получение свидетельства;
копия документа (документов), подтверждающего прохождение подготовки кандидата на получение свидетельства;
копия протокола проверки знаний кандидата на получение свидетельства;
копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков кандидата на получение свидетельства;
копия документа (документов), подтверждающего опыт кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к опыту обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению;
копия медицинского заключения кандидата на получение свидетельства, в случае, когда федеральными авиационными правилами установлены требования к состоянию здоровья обладателя вида свидетельства, заявляемого к получению.
Копии представленных документов заверяются организацией, подавшей представление, или подписываются кандидатом на получение свидетельства.
Постановление Правительства России, утвердившее эти Правила, вступило в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, то есть с 8 января 2014 года.
Однако аналогичные нормы действовали и ранее, до 26 ноября 2009 года, в части, не противоречащей вышеприведенным нормам Воздушного кодекса РФ (Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР, утвержденное Министром гражданской авиации СССР 19 декабря 1988 г. N 44/И).
Кроме того, суд при разрешении спора обоснованно принял во внимание сходные нормы Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного Приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. N 77.
Согласно Информация Федерального агентства воздушного транспорта от 6 февраля 2014 г. в связи со вступлением в силу постановления Правительства РФ от 06.08.2013 года N 670 и отсутствием ведомственных нормативно-правовых актов, разработка и издание которых, в соответствии с постановлением, возложена на Департамент государственной политики в области гражданской авиации, Росавиация временно приостановила выполнение функций по выдаче и продлению свидетельств авиационного персонала. В настоящее время не изданы Федеральные авиационные правила, устанавливающие требования к оформлению и форме свидетельств; порядок образования и работы Высшей квалификационной комиссии; перечни и содержание вопросов для проверки знаний кандидатов и пр.
Федеральное агентство воздушного транспорта предпринимает все необходимые меры для обеспечения бесперебойной работы организаций гражданской авиации в условиях смены нормативной правовой базы, регулирующей выдачу свидетельств авиационному персоналу. Росавиация выражает уверенность в том, что в ближайшее время Департамент государственной политики в области гражданской авиации подготовит необходимые нормативно-правовые акты и сложившаяся ситуация не приведет к возникновению сбойных ситуаций в работе организаций авиатранспортного комплекса.
Таким образом, упомянутые Правила применяются к тем правам и обязанностям, которые возникли после 8 января 2014 года и исполнение которых не приостанавливалось.
Следовательно, Правила регулируют вопросы аннулирования ранее выданных свидетельств пилотов.
Приказом Росавиации N 74 от 20 февраля 2015 г. N 74 "Об аннулировании свидетельств авиационного персонала", по поводу которого возник спор, предписано:
На основании пункта 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, пункта 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 августа 2013 N 670, и письма Следственного комитета Российской Федерации от 04.02.2015 N 201-118-15 приказываю:
За указание недостоверных сведений и (или) использование подложных документов, представленных для выдачи свидетельств авиационного персонала, аннулировать свидетельства пилотов, указанные в приложении к настоящему приказу.
Исключить свидетельства пилотов, указанные в приложении к настоящему приказу, из федеральной государственной информационной системы "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала".
Руководителям организаций гражданской авиации обеспечить изучение приказа во всех структурных подразделениях и принять меры по недопущению выполнения полетов лицами, указанными в приложении к настоящему приказу.
Руководителям территориальных органов Росавиации, председателям ВКК и ТКК Росавиации, во взаимодействии с правоохранительными органами, обеспечить надлежащий контроль за проверкой достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых для выдачи свидетельств авиационного персонала.
Приказ разместить на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта.
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации ***.
Согласно упомянутому Приложению были аннулированы выданные ранее Д.А. Саркисяну свидетельства пилота-любителя от 31 августа 2012 года и свидетельства пилота коммерческой авиации от 11 июня 2013 года.
В соответствии с упомянутым в приказе п. 5.4.12. Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 Росавиация осуществляет выдачу лицензий и сертификатов в установленной сфере деятельности, а также в установленных случаях их приостановление, ограничение действия и аннулирование.
При этом п. 5.4.2. названного Положения установлено, что Росавиация осуществляет выдачу свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения.
На момент выдачи Д.А. Саркисяну свидетельств действовало Временное положение о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации (Подкомиссия по летным и кабинным экипажам, сотрудникам по обеспечению полетов) (утв. Федеральным агентством воздушного транспорта 21 мая 2010 г.).
В соответствии с п. 2.1.2. Временного положения Положение о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации является документом, определяющим правила и процедуры в области сертификации летного состава, технического и диспетчерского персонала и выдачи свидетельств в соответствии с Положением о Росавиации.
Положение определяет порядок выдачи свидетельств авиационному персоналу, осуществляющему функции, установленные для обладателей следующих свидетельств:
пилота-любителя (самолет, дирижабль, вертолет);
коммерческого пилота (самолет, дирижабль, вертолет);
пилота многочленного экипажа (самолет);
линейного пилота (самолет, вертолет);
пилота планера;
пилота свободного аэростата;
пилота сверхлегкого воздушного судна;
штурмана;
бортрадиста;
бортинженера (бортмеханика);
бортпроводника;
бортоператора;
специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники;
сотрудника по обеспечению полетов/полетного диспетчера;
диспетчер управления воздушным движением;
парашютист-инструктор (п. 2.1.3).
Для специалистов ГА устанавливаются следующие наименования свидетельств:
свидетельство линейного пилота - цвет обложки темно-зеленый;
свидетельство пилота коммерческой авиации - цвет обложки голубой (п. 6.11).
Выдача свидетельств специалистам гражданской авиации, указанным в пункте 2.1.3. осуществляется:
- ВКК Росавиации - по всем категориям свидетельств;
- ТКК и рабочими группами ТКК межрегиональных территориальных управлений Росавиации - в пределах компетенции делегированной от имени ВКК;
- Рабочими группами ВКК при авиакомпаниях и образовательных учреждений - в пределах компетенции делегированной от имени ВКК (п. 2.1.5.).
Разделом 5 указанного Положения установлено следующее.
Учебная организация, подавшая заявление о проведении сертификации, представляет в ВКК ГА программы подготовки авиационного персонала приемлемые для удовлетворения квалификационных требований, предъявляемых к специалистам гражданской авиации, заявленным в сфере подготовки учебной организации (п. 5.1.).
Квалификация, необходимая для выдачи свидетельств авиационному персоналу, легче и быстрее приобретается теми кандидатами, которые под тщательным наблюдением проходят систематическое и непрерывное обучение на курсах подготовки по спланированной программе или учебному плану (п. 5.2.).
Авиационный персонал, занятый эксплуатацией авиационной техники, осуществляющий управление летательными аппаратами и обслуживанием воздушного движения, должен иметь базовое авиационное образование (п. 5.3.).
Учебные программы и курсы подготовки, определяющие квалификацию специалиста ГА, утверждаются государственным полномочным органом в области деятельности гражданской авиации (п. 5.4).
Независимо от видов и форм обучения, все виды квалификационной подготовки проводятся в сертифицированных учебных заведениях ГА. (п. 5.5.).
Первоначальное присвоение квалификации специалистам, окончившим учебные заведения ГА, по видам деятельности, связанной с эксплуатацией авиационной техники, управлением летательными аппаратами и обслуживанием воздушного движения, проводится на основании решения государственной аттестационной комиссии. Свидетельства специалистов подписываются в ВКК Росавиации (п 5.6.).
Результаты экзаменов и экзаменационные оценки по каждому специалисту заносятся в реестр (базу данных) и хранятся в соответствии со сроками, установленными законодательством (п. 5.7.).
Программы подготовки авиационного персонала пересматриваются и обновляются в установленные сроки (через 5 лет), если не требуется иного, в связи с нововведениями (п. 5.8).
Свидетельство специалиста гражданской авиации является документом, дающим право его владельцу осуществлять соответствующие функциональные обязанности (п. 6.1.).
Свидетельство специалиста гражданской авиации является личной собственностью лица на имя, которого оно выдано (п. 6.3).
Срок действия свидетельства (квалификационной отметки) устанавливается: пилотам коммерческой авиации и линейным пилотам - один год (п. 11.2).
По истечении срока действия свидетельство подлежит продлению (п. 11.3.).
Квалификационные требования, предъявляемые к лицам, являющимся обладателями свидетельства специалиста авиационного персонала и осуществляющие функции, связанные с выполнением обязанностей по их реализации - определены Федеральными авиационными правилами от 12 сентября 2008 г. N 147 "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" и от 26 ноября 2009г. N 216 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам" (п. 2.1.4.).
Упомянутые Федеральные авиационные правила от 12 сентября 2008 г. N 147 разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации"*(1) и со статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации (открыта для подписания в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.; Международные воздушные сообщения СССР, Сборник документов, Москва, 1970, том 3) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу").
Обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами (п. 1.6.).
При этом под членом летного экипажа понимается лицо, имеющее свидетельство член экипажа, на которого возложены обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Дополнительное образование, понятие которого содержится в п. 14 названной статьи, как вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования, не заменяет профессионального образования.
Из анализа указанных законоположений следует, что пилот гражданской авиации, обладающий свидетельством, может быть не допущен к осуществлению функций, предусмотренных свидетельством, если он не соответствует определенным законам критериям, гарантирующим безопасность полётов, а именно, не имеет профессионального образования по соответствующей специальности, подготовка по которой выполнялась в сертифицированных учебных заведениях гражданской авиации по учебным программам и курсам подготовки, определяющие квалификацию специалиста гражданской авиации, утвержденным государственным полномочным органом в области деятельности гражданской авиации, а выданное ему свидетельство может быть аннулировано в порядке реализации Росавиацией своих контрольных функции при проведении проверки по заявлению Следственного комитета РФ.
Между тем административным истцом не представлено доказательств соответствия его указанным критериям профессиональной подготовки пилота гражданской авиации.
Судом установлено, что 16 февраля 2015 года в адрес Росавиации следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ в рамках рассмотрения уголовного дела в отношении генерального директора ООО АУЦ АОН "***", обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. *** ст. *** УК РФ, внесено представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Согласно сведениям, изложенным в указанном представлении, в ходе расследования уголовного дела получены доказательства, подтверждающие, что с 2009 года по 2013 год лица, которым выданы документы о прохождении обучения в указанном центре, в том числе Д.А. Саркисян, фактически обучение не проходили, получили пилотские свидетельства на основании заведомо подложных документов, изготовленные за незаконные денежные вознаграждения.
Таким образом, имевшееся у административного истца гуманитарное образование, полученное в ЧОУ ВПО "***" не давало правовых оснований для признания Д.А. Саркисяна лицом, имеющим профессиональную подготовку пилота гражданской авиации.
При таком положении доводы апелляционный жалобы о том, что курсы подготовки пилота-любителя и получение дополнительного образования имеют правовое значение по настоящему делу, не могут быть приняты во внимание как не основанные на законе.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Д.А. Саркисян не доказал факт нарушения своих охраняемых законом прав, свобод и законных интересов.
Поскольку решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Савёловского районного суда г. Москвы от 1 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.