Судья Московского городского суда Буренина О.Н.,
с участием защитника Белозеровой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шаплыгина Л.В. - Белозеровой О.А. на постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 15 июля 2015 г., которым
Врио главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центральная клиническая больница Российской академии наук Шаплыгин Л.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить наказание в виде в виде штрафа, в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей,
установил:
*** года заместителем начальника отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области Лисиной М.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении должностного лица Врио главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центральная клиническая больница Российской академии наук Шаплыгина Л.В.
Дело передано на рассмотрение в Гагаринского районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник Белозерова О.А. просит об отмене судебного акта и возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие Шаплыгина Л.В., не извещенного в установленном порядке о месте и времени судебного заседания; вина Шаплыгина Л.В. в совершении административного правонарушения не установлена; наличие постановления о признании ЦКБ РАН к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ по тем же нарушениям, которым исключены некоторые эпизоды, вмененные в качестве правонарушения.
Шаплыгин Л.В. в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил, о причинах своей не явки суд в известность не поставил, в связи с чем, с учетом мнения защитника Белозеровой О.А., не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие Шаплыгина Л.В., считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в его отсутствие на основании ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Белозерову О.А., поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующему.
Как было установлено судьей, в период с ***г. по ***г. должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области по адресу: *** была проведена плановая выездная проверка в отношении ЦКБ РАН, осуществляющего медицинскую деятельность на основании лицензии *** г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, врио главного врача которой является Шаплыгин Л.В.
В ходе проверки выявлены нарушения ЦКБ РАН требований части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291, утвердившим Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), стандартов оснащения: порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 919н; порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "урология", утвержденный приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 907н, порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. N 922н, порядок оказания медицинской помощи населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденный приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. N 902н, порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология-иммунология", утвержденный приказом Минздрава России от 07.11.2012 г. N606н, порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", утвержденный приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. N 905н, а именно:
Не соблюдение требований пп. б п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно:
в нарушение "Стандарта оснащения урологического кабинета", утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 907н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "урология", в кабинете врача-уролога N *** отсутствует необходимое оборудование: аппарат для мойки, дезинфекции и стерилизации жесткого и гибкого эндоскопического оборудования и медицинской оптики, урофлоуметр с принтером, набор инструментов для гибкой цистоскопии, автоматическое устройство для биопсии предстательной железы, иглы для биопсии предстательной железы, набор уретральных бужей (мягких), набор общехирургических инструментов для выполнения неполостных операций и зеркала для влагалищного осмотра, одноразовые стерильные наборы для троакарной цистомии, аппарат ультразвуковой диагностики с ректальным датчиком, биопсийная (пункционная) насадка для ультразвукового датчика;
в нарушение "Стандарта оснащения кабинета врача-хирурга", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. N 922н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", в хирургическом кабинете N *** отсутствуют необходимые медицинские изделия: ростомер, стол операционный, столик манипуляционный, стерилизатор для медицинских инструментов, холодильник медицинский (представлен бытовой холодильник), весы, шина для фиксации кисти и пальцев, шина проволочная для верхних и нижних конечностей, шина транспортная для нижних конечностей, головодержатель (воротник Шанца);
в нарушение "Стандарта оснащения хирургического дневного стационара", в части "Стандарта оснащения хирургического дневного стационара (за исключением операционной (операционного блока))", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. N 922н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", в Хирургическом отделении с операционным блоком (***) многопрофильного дневного стационара ЦКБ РАН отсутствуют: стулья для пациентов (***), система палатной сигнализации, система разводки медицинских газов, сжатого воздуха и вакуума, негатоскоп, светильники бестеневые медицинские передвижные, шкаф для комплектов операционного белья и инструментов, стол перевязочный, столики манипуляционные, кушетки медицинские смотровые, кресло смотровое универсальное, холодильник для хранения медикаментов, отсос хирургический вакуумный, противопролежневые матрасы, монитор прикроватный, наборы хирургические малые, хирургический инструментарий;
в нарушение "Стандарта оснащения операционной (операционного блока)" хирургического дневного стационара, в операционных NN***отсутствуют: инъектор автоматический для внутривенных вливаний, стулья без спинки вращающиеся с моющимся покрытием (не менее 4 шт.), термоматрас для операционного стола, стойки для дозаторов и инфузоматов;
в нарушение "Стандарта оснащения оториноларингологического кабинета", утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. N 905н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", в кабинете приема врача-оториноларинголога N ***, отсутствуют необходимые медицинские изделия: лупа бинокулярная (в полной комплектации), воронка Зигля, сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп), кресло вращающееся (Барани);
в нарушение "Стандарта оснащения амбулаторного оториноларингологического отделения (дневного стационара)", утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. N 905н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", в Многопрофильном дневном стационаре ЦКБ РАН отсутствуют следующие необходимые медицинские изделия: рабочее место врача -оториноларинголога, лупа бинокулярная (в полной комплектации), воронка Зигля, сканер ультразвуковой для носовых пазух (эхосинускоп), кресло вращающееся (Барани), отоскоп, оториноскоп, риноскоп, ларингостробоскоп, баллон для продувания ушей, набор камертонов медицинских, аудиометр, аудиометр импедансный, аппарат лазерной и магнитолазерной терапии;
в нарушение "Стандарта оснащения офтальмологического кабинета", утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. N 902н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты", в кабинете приема врача-офтальмолога N *** отсутствуют необходимые изделия: бинокулярный офтальмоскоп для обратной офтальмоскопии с налобной фиксацией, тест-полоски для пробы Ширмера, набор магнитов;
в нарушение "Стандарта оснащения кабинета врача-аллерголога- иммунолога", утвержденного приказом Минздрава России от 07.11.2012 г. N 606н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "аллергология-иммунология", в кабинете приема врача-аллерголога- иммунолога N *** полностью отсутствуют необходимые медицинские изделия, предусмотренные названным Стандартом оснащения;
в нарушение "Стандарта оснащения группы анестезиологии - реанимации для взрослого населения", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 919н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" в операционном блоке многопрофильного дневного стационара отсутствует необходимое оборудование: в операционной (на 1 пациенто-место): комбинированная трубка из набора для интубации трахеи, автоматический анализатор газов крови, кислощелочного состояния, электролитов, глюкозы, насос инфузионный, насос шприцевой, матрац термостабилизирущий; в ***-х преднаркозных палатах (палатах пробуждения) (по *** пациенто- места) - кабинеты NN ***-отсутствуют аппараты наркозные (полуоткрытый и полузакрытый контуры) с дыхательным автоматом, волюметром, монитором концентрации кислорода, углекислоты и герметичности дыхательного контура, аппарат искусственной вентиляции легких транспортный (CMV, SIMV, CPAP) с мониторированием дыхательного и минутного объема дыхания, давления в контуре аппарата, дыхательные мешки для ручной искусственной вентиляции легких, мониторы пациента на 5 параметров (оксиметрия, неинвазивное артериальное давление, электрокардиограмма, частота дыхания, температура), наборы для интубации трахеи, насосы шприцевые, насосы инфузионные, матрацы термостабилизирующие, аспираторы электрические.
Не соблюдение требований пп. д п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, в части наличия заключивших с лицензиатом трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием), а именно: отсутствует надлежащая подготовка по онкологии у врача-онколога ***, в соответствии с требованиями Приказа N415н: послевузовская подготовка (интернатура или ординатура) по специальности "онкология" или профессиональная переподготовка по специальности "онкология" при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: "акушерство и гинекология", "терапия", "хирургия"; подготовка по онкологии ***. исчерпывается повышением квалификации в объеме *** часов от *** года.
Не соблюдение требований пп. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, а именно: выполняется только оперативное лечение онкологических заболеваний в условиях дневного стационара. При этом, отсутствуют структурные подразделения, в которых должны выполняться другие виды комплексного лечения пациентов (в том числе, отделения химио-, фотодинамической терапии и другие, предусмотренные Порядком оказания медицинской помощи по профилю "онкология"). Также отсутствуют договоры с иными медицинскими организациями о проведении названного лечения пациентам ЦКБ РАН; отсутствуют врачи-радиотерапевты, в связи с чем, в нарушение требований п. 18 Порядка по онкологии, тактика медицинского обследования и лечения онкологических больных в ЦКБ РАН не устанавливается консилиумом врачей-онкологов и врачей-радиотерапевтов.
Действия Шаплыгина Л.В. квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Шаплыгина Л.В. в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N ***года, в котором изложено существо правонарушения; Приказом ФАНО России, согласно которого на Шаплыгина Л.В. возложено временное исполнение обязанностей главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центральная клиническая больница Российской академии наук с *** г. на срок не более ***; Свидетельством о постановке Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центральная клиническая больница Российской академии наук на учет в налоговом органе, сведениями о юридическом лице; Приказом Территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ***; актом проверки от ***; Предписанием от ***; Лицензией N ***; журналом записи оперативных вмешательств в стационаре за *** г.; Свидетельством о повышении квалификации врача ***., справкой от ***г. о числе часов работы врача *** за период ***г. и иными материалами дела.
Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение).
Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 1 части 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Пунктом 4 указанного Положения о лицензировании определены основные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Подпунктом б п. 4 указанного Положения к таким лицензионными требованиями, отнесено наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке; поддпунктом д - наличие у работников, заключивших с соискателем трудовые договоры, необходимого среднего, высшего, послевузовского и (или) дополнительного медицинского или иного необходимого для выполнения заявленных работ (услуг) образования и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
К документам, подтверждающим наличие соответствующего профессионального образования, относятся: диплом о высшем профессиональном (медицинском) образовании или среднем медицинском образовании; документы о послевузовском профессиональном образовании (ординатура, интернатура). К ним относятся удостоверения об окончании одногодичной специализации (интернатуры) (приложение N 4 к Приказу Минздрава СССР от 20.01.1982 г. N 44) - для лиц, окончивших интернатуру; удостоверение к диплому о базовом высшем медицинском образовании (приложение к Положению о клинической ординатуре, утвержденному Приказом Минздрава России от 17.02.1993 г. N 23) - для лиц, окончивших ординатуру; свидетельство о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, предусмотренные пунктом 4 Положения, а также иные требования, в числе которых соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" с 01.01.2013 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.К названным порядкам относятся, в частности: Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анастезиология и реаниматология", утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 919н; Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "Урология", утвержденный приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 907н; Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденный приказом Минздрава России от 15.11.2012 г. N 922н; Порядок оказания медицинской помощи населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденный приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 902н; Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "аллергология - иммунология", утвержденный приказом Минздрава России от 07.11.2012 г. N 606н; Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология", утвержденный приказом Минздрава России от 12.11.2012 г. N 905н.Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом под должностным лицом КоАП РФ понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно п. *** Устава ЦКБ РАН управление данным учреждением осуществляется его руководителем - Главным врачом, который является постоянно действующим исполнительным и распорядительным органом учреждения, осуществляет руководство им и несет ответственность за его деятельность. Тем самым, на главного врача ЦКБ РАН возложены организационно-распорядительные полномочия, следовательно, он является должностным лицом, которое может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Приказом руководителя Федерального агентства научных организаций N***г. на Шаплыгина Л.В. возложено временное исполнение обязанностей главного врача ФГБУ здравоохранения ЦКБ РАН с ***г. сроком не более чем на ***.ю
С учетом вышеприведенных обстоятельств, вывод судьи районного суда о доказанности наличия в действиях Шаплыгина Л.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ является правильным, а довод жалобы об отсутствии его вины как должностного лица несостоятельным.
Ссылка в жалобе на нарушение прав Шаплыгина Л.В., связанных с рассмотрением дела в отсутствии надлежащего извещения последнего, не влечет отмену судебного акта, поскольку опровергается материалами дела.
Так, судебное заседание по настоящему делу было назначено судьей Гагаринского районного суда г. Москвы в ***, о чем 17 июня 2015 г. было вынесено определение.
Согласно почтовому реестру отслеживания почтовых отправлений Почты России, судебное извещение о месте и времени рассмотрения дела было направлено судом 10 июля 2015 г. в адрес ЦКБ РАН, что подтверждается индексом получателя *** соответствующего индексу места нахождения данной организации. Указанное почтовое отправление поступило в адрес почтового отделения получателя 11 июля 2015 г., при этом произошла неудачная попытка вручения извещения с отметкой "адресат заберет отправление сам".
Следовательно, судьей районного суда были приняты необходимые меры для надлежащего извещения Шаплыгина Л.В. о времени и месте рассмотрения дела, при этом почтовое отправление поступило в место вручения 11 июля 2015 г., то есть заблаговременно до рассмотрения дела, и адресат имел реальную возможность своевременно получить извещение.
В связи с чем, дело рассмотрено судьей районного суда в его отсутствие с соблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка в жалобе на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении за те же нарушения в отношении ЦКБ РАН, судом из числа вмененных были исключены отдельные нарушения, не влияет на правильность выводов судьи о наличии в действиях Шаплыгина Л.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку такой судебный акт заявителем не представлен.
А кроме того, положениями КоАП РФ не предусмотрена норма, указывающая на преюдициальное значение судебных решений по вопросам об обстоятельствах, установленных этими решениями. При рассмотрении дел об административном правонарушении судья не связан выводами других судов о правовой квалификации рассматриваемых отношений и толковании правовых норм.
Постановление о привлечении Шаплыгина Л.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ. При этом судья учел личность виновного, характер совершенного административного правонарушения. Оснований для снижения наказания не имеется, оно назначено в минимальном размере.Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Гагаринского районного суда г. Москвы от 15 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении должностного лица Врио главного врача Федерального бюджетного учреждения здравоохранения Центральная клиническая больница Российской академии наук Шаплыгина Л.В. оставить без изменения, жалобу защитника Белозеровой О.А. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.