Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Кротовой Л.М.,
судей коллегии Ихисеевой М.В., Гончиковой И.Ч.,
при секретаре Доржиеве Д.Д.,
с участием прокурора Дмитриевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Закаменского района Республики Бурятия к администрации муниципального образования "Закаменский район", ООО "Закаменское ПУЖКХ", администрации муниципального образования городское поселение "город Закаменск" о признании незаконным бездействия, обязании принять меры к обеспечению нормативного запаса топлива до начала отопительного сезона, обязании создать и поддерживать общий нормативный запас топлива в период всего отопительного сезона, по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации МО ГП "г.Закаменск" Злыгостевой Т.А., представителя ответчика ООО "Закаменское ПУЖКХ" по доверенности Сосорова В.Б. на решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2015 г., которым исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Ихисеевой М.В., выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб и возражение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Закаменского района Республики Бурятия обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Закаменский район", ООО "Закаменское ПУЖКХ", администрации муниципального образования городское поселение "город Закаменск" и просит обязать принять меры к обеспечению нормативного запаса топлива до начала отопительного сезона, обязать создать и поддерживать общий нормативный запас топлива в период всего отопительного сезона. В обосновании исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Закаменского района Республики Бурятия проведена проверка. По результатам которой установлено, что администрацией муниципального образования "Закаменский район" и ООО "Закаменское ПУЖКХ" не в полной мере соблюдаются требования федерального и регионального законодательства об организации теплоснабжения на территории городского поселения МО ГП "г.Закаменск". По договору от 07.12.2005 года и дополнительному соглашению от 10.06.2009 г. объекты жилищно-коммунального хозяйства г.Закаменск, расположенные по адресу: " ... ", " ... ", переданы в долгосрочную аренду ООО "Закаменское ПУЖКХ" для предоставления качественных коммунальных услуг населению г. Закаменск. На настоящий момент на котельной г. Закаменск не создан нормативный запас мазута, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, срыва начала отопительного сезона на 2015-2016 г.г. Согласно расчета от 11.11.2014 г. на котельной г. Закаменск на начало отопительного сезона 2015-2016 г.г. к 01.10.2015 г. общий норматив запас топлива (ОНЗТ) должен составлять 1 387,8 тонн мазута. Таким образом, необходимый общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) на центральной котельной г. Закаменск в объеме 1387,8 тонн ответчиками АМО "Закаменский район" и ООО "Закаменское ПУЖКХ" не обеспечен. Создание общего нормативного запаса топлива на предприятиях ЖКХ необходимо для обеспечения бесперебойной подачи отопления населению и другим потребителям коммунальных услуг, безаварийного прохождения отопительного сезона, предотвращения угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия проживания. 25.05.2015 г. в адрес генерального директора ООО "Закаменское ПУЖКХ" внесено представление об обеспечении общего нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона. Представление рассмотрено, однако меры к созданию нормативного запаса топлива надлежащим образом не приняты, ссылаясь на полномочия по организации теплоснабжения администрации МО ГП "г. Закаменск", ООО "Закаменское ПУЖКХ" не выполняет обязанности, предусмотренные статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в соответствии с которой организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с п. 7 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N131-Ф3 к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Решением сессии Совета депутатов МО ГП "г. Закаменск" N24 от 27.12.2005 года полномочия в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения объектов бюджетной сферы и населения, в том числе проведение капитального ремонта инженерной инфраструктуры в связи с подготовкой объектов бюджетной сферы к отопительному сезону, объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях переданы администрации МО "Закаменский район". Администрация МО "Закаменский район" не принимает меры по надлежащей организации в границах МО городское поселение "город Закаменск" надежного теплоснабжения населения и объектов бюджетной сферы. В нарушение вышеуказанных требований закона, ответчиками АМО "Закаменский район" и ООО "Закаменское ПУЖКХ" не принимаются достаточные меры по организации теплоснабжения населения, в частности по обеспечению общим нормативным запасом топлива центральной котельной г. Закаменск до начала отопительного сезона и надлежащего предоставления коммунальных услуг по теплоснабжению. В результате неисполнения ответчиками требований закона, нарушены права и законные интересы граждан на обеспечение бесперебойным предоставлением коммунальных услуг, соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим нормам, сохраняется потенциальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий на объекте жизнеобеспечения - котельной г. Закаменск, то есть срыва начала отопительного сезона 2015-2016 г.г. в г. Закаменск. С учетом изложенного прокурор просит признать бездействия администрации МО "Закаменский район", МО ГП "г.Закаменск" в виде непринятия мер по надлежащей организации в границах муниципального образования городское поселение "г.Закаменск" надежного теплоснабжения населения и объектов бюджетной сферы в части обеспечения общего нормативного запаса мазута на котельной г.Закаменск Закаменского района Республики Бурятия на начало отопительного сезона не законными и обязать принять меры к обеспечению нормативного запаса топлива до начала отопительного сезона, обязании создать и поддерживать общий нормативный запас топлива в период всего отопительного сезона.
В судебном заседании старший помощник прокурора Доржиева С.Д. поддержала иск в полном объеме, настаивала на его удовлетворении.
Представитель ответчика МО ГП "г.Закаменск" Злыгостева Т.А. по доверенности иск не признала, указала, что между администрацией МО ГП "город Закаменск" и ООО "Закаменское ПУЖКХ" заключены договоры аренды недвижимого имущества и дополнительные соглашения к данным договорам, в заключенных договорах установлена обязанность арендатора ООО "Закаменское ПУЖКХ" по обеспечению неснижаемого запаса топлива для источников теплоснабжения, обеспечивать завершение текущего отопительного сезона и проводить подготовку к очередному отопительному периоду. Возможность исполнения ООО "Закаменское ПУЖКХ" обязанности по обеспечению наличия запаса топлива не утрачена. Общество осуществляло и осуществляет хозяйственную деятельность, банкротом не является, получает доход от населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги. Доказательств достоверно свидетельствующих о невозможности исполнения ответчиком обеспечения запаса топлива на котельной не представлено, наличие чрезвычайной ситуации, при которой возможно возложение на администрацию обязанностей по завозу топлива для ее предотвращения, в судебном заседании не установлено. Таким образом, администрация МО ГП "город Закаменск" не обязана непосредственно создавать на котельных городского поселения необходимые запасы топлива. Данную деятельность на территории городского поселения обязано осуществлять ООО "Закаменское ПУЖКХ".
Представитель ответчика ООО "Закаменское ПУЖКХ" Сосоров В.Ю., действующий на основании доверенности, иск не признал, указал, что полномочия по организации теплоснабжения населения в границах г.Закаменск возложены на администрацию МО ГП "город Закаменск". Просил в удовлетворении иска отказать.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика МО ГП "г.Закаменск" Злыгостева Т.А. по доверенности просит отменить решение районного суда. В частности указывает, что обязанность по созданию нормативного запаса топлива следует возложить на ООО "Закаменское ПУЖКХ", основным предметом деятельности которого в соответствии с Уставом является производство тепловой энергии и оказание коммунальных услуг населению и юридическим лицам. ООО "Закаменское ПУЖКХ" владеет и пользуется зданием котельной и иным оборудованием, необходимым для осуществления теплоснабжения потребителей тепловой энергии. ООО "Закаменское ПУЖКХ" возможность исполнения обязанности по созданию запаса топлива не утратило. Общество осуществляло и осуществляет хозяйственную деятельность, банкротом не является, получает доход от хозяйственной деятельности. Просит удовлетворить жалобу по доводам указанным в ней.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО "Закаменское ПУ ЖКХ" Сосоров В.Б. по доверенности просит отменить решение районного суда. В частности указывает, что обязанности по принятию необходимых мер по организации теплоснабжения и поддержанию общего нормативного запаса топлива возложена на МО ГП "г.Закаменск". Кроме того, исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку срок действия договоров аренды объектов ЖКХ, заключенных между ООО "Закаменское ПУ ЖКХ" и администрацией МО ГП "город Закаменск" истекает 31.12.2015 года.
В возражении прокурор Закаменского района Республики Бурятия В.Н.Ананин просит оставить решение районного суда без изменения, жалобу без удовлетворения, как постановленного законно и обоснованно.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представитель ответчика по доверенности Сосоров В.Б. доводы жалобы поддержал, просил отменить решение районного суда, апелляционную жалобу удовлетворить.
Прокурор Дмитриева Ю.А. полагала, что решение районного суда поставлено в соответствии с действующим законодательством, нарушений влекущих изменение или отмену решения не имеется. Просила решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В силу положений ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-Ф3 от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О теплоснабжении" N190-ФЗ от 27.07.2010 г. к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п. 4 ч. 1 ст. 6).
Согласно ч.2 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 года N190 - ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
Согласно п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170 контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
На основании п.п. 2.6.10, 2.6.13 указанных Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне.
Как следует из материалов дела, до начала отопительного сезона и по настоящее время котельные МО ГП "г.Закаменск" не обеспечены топливом в размере 70% потребности в отопительном сезоне.
В соответствии с ч.5 ст. 20 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 г. N190-ФЗ проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно Уставу ООО "Закаменское ПУЖКХ", ООО "Закаменское ПУЖКХ" является юридическим лицом, основным предметом деятельности которого является производство тепловой энергии и оказание коммунальных услуг населению и юридическим лицам.
В соответствии со ст. 2 ч. 1 п. 11 Федерального закона от 27.07.2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с п. 2 "Порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон" (далее Порядок), утвержденных Приказом Министерства энергетики России от 22.08.2013 г. N469, владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Порядка владельцы тепловых электростанций создают ННЗТ для обеспечения безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года за предыдущие пять лет, в целях поддержания положительных температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях, а также для бесперебойного энергоснабжения потребителей, указанных в пункте 8 настоящего порядка (далее - режим выживания), и используют его при полном отсутствии НЭЗТ.
В соответствии с п. 9 Порядка владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, создают ННЗТ, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток.
В соответствии с п. 10 Порядка владельцы тепловых электростанций создают НЭЗТ для надежной работы тепловой электростанции в целях обеспечения выполнения показателей производства электрической и тепловой энергии сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого в установленном порядке.
Согласно п. 11.9 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N115, энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Материалами дела подтверждается и правильно установлено, что теплоснабжение потребителей г.Закаменск осуществляется котельной, принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию "город Закаменск", переданной по договору аренды ООО "Закаменское ПУ ЖКХ". Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно сослался на то, что обязанность по принятию мер к качественной подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса в части обеспечения нормативного запаса топлива возложена на МО ГП "город Закаменск". Обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива возложена на теплоснабжающую организацию ООО "Закаменское ПУЖКХ". С данным выводом суда судебная коллегия соглашается, оснований для признания их неверными не имеется.
Доводы представителя ответчика администрации МО ГП "город Закаменск" о том, что администрация города не обязана создавать нормативный запас топлива, на результат рассмотрения дела не влияет поскольку обжалуемым решением на ответчика возложена обязанность не по созданию, а по принятию мер по организации создания нормативного запаса топлива, что соответствует закону.
Кроме того, в соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относятся к вопросам местного значения и не могут быть делегированы хозяйствующим субъектам.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика ООО "Закаменское ПУЖКХ" о том, что исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку срок действия договора аренды объектов ЖКХ заключенного между ООО "Закаменское ПУЖКХ" и администрацией МО ГП "город Закаменск" истекает 31 декабря 2015 года, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку на момент принятия решения договор является действующим, при этом доказательства невозможности исполнения возложенной судом обязанности ни суду первой, ни суду второй инстанций представлено не было.
Более того, указанные в апелляционных жалобах доводы, приводились представителями ответчиков в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в правильности которой судебная коллегия не сомневается.
Выводы суда основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании и оцененных судом в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судом в обжалуемом решении приведены убедительные мотивы сделанных выводов, с которыми судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Апелляционные жалобы не содержат доводов о наличии оснований к отмене или изменению решения суда.
Таким образом, разрешая возникший спор, суд первой инстанции, правильно определилзначимые для разрешения дела юридические обстоятельства.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Закаменского районного суда Республики Бурятия от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.М.Кротова
судьи коллегии: М.В. Ихисеева
И.Ч. Гончикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.