Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Разбойников В.В.,
судей Ковалева Т.И., Седых Е.Г.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юцкого Д.С. об оспаривании действий (бездействия) Управления социальной политики по ... по апелляционной жалобе представителя Управления социальной политики по ... Петрова О.В. на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 09 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
установила:
Юцкий Д.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решение УСП по ... от ( / / ) N в части отказа во включении заявителя в список N лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование заявления указал, что собрал полный и надлежащий пакет документов, однако орган социальной политики отказал, сославший на недостаточность доказательств.
Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 09 сентября 2015 года признано незаконным решение Управления социальной политики по ... от ( / / ) N в части отказа во включении Юцкого Д.С. в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда". На Управление социальной политики по ... возложена обязанность устранить нарушение прав Юцкого Д.С. Взыскана с Управления социальной политики по ... в пользу Юцкого Д.С. компенсация расходов по уплате государственной пошлины в сумме ( / / ) руб.
С таким решением представитель Управления социальной политики по ... Петрова О.В. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционную инстанцию представитель Управления социальной политики по ... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. На основании п. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заявитель возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Юцкий Д.С. обратился в УСП по ... с ходатайством о включении его в список на получение звания "Ветеран труда".
При обращении в УСП по ... Д.С. представил удостоверение о награждении знаком "150 лет железным дорогам" тов. Юцкого Д.С. - ( / / ), оригинал самого знака, а также трудовую книжку с записью о награждении таковым знаком, характеристику на него как на работника ( / / ) дистанции и пути.
Решением УСП по ... от ( / / ) N во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", отказано в связи с несоблюдением условий присвоения данного звания.
Согласно письму исх. N от ( / / ), удостоверение о награждении знаком "150 лет железным дорогам" не может быть принято по следующим причинам: документ не заверен подписью компетентного должностного лица, принявшего решение о награждении указанным знаком, в удостоверении не указаны имя и отчество награжденного лица (указаны в виде инициалов), запись в трудовой книжке о награждении знаком внесена не по хронологии и не заверена печатью организации.
Разрешая данный публично-правовой спор, суд исходил из того, что в силу правил установленных главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований Юцкого Д.С. необходима совокупность условий: несоответствие оспариваемых им действий Управления социальной политики закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этими действиями прав либо свобод заявителя.
Удовлетворяя требования Юцкого Д.С. о признании незаконным решения ответчика, суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство не содержит требований о дополнительном доказывании заявителем получения им указанной награды с помощью иных документов при предоставлении оригинала удостоверения и самого знака награждения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда на основании следующего.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы "Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим па территории Свердловской области", утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года N 458-УГ.
Согласно подпункту 1 пункта 1 Указа Губернатора Свердловской области от 5 июня 2006 г. N 458-УГ звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 5 названного Указа к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято: Президентом Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; Председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации; Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде также относятся награды за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также ведомственные знаки отличия Министерства обороны СССР или Министерства обороны Российской Федерации, удостоверение к которым подписано министром или заместителем министра, знак "Победитель социалистического соревнования ... года" либо знак "Ударник ... пятилетки", знак отличия в труде "Ветеран атомной энергетики и промышленности".
В соответствии с действующим законодательством под ведомством подразумевается орган государственного управления, образованный для управления отдельными направлениями хозяйственного и социального развития. Ведомство организационно действует в виде комитетов, комиссий, главных управлений, иных органов.
К ведомственным знакам отличия можно относить исключительно знаки отличия государственных органов, в период существования СССР входивших в структуру органов государственного управления СССР, Союзных республик, предусмотренную Конституциями СССР, Конституциями Союзных республик; в настоящее время входящих в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Подтверждением тому служат, прежде всего, закрепленные права ряда министерств Российской Федерации утверждать ведомственные знаки отличия в труде и представлять особо отличившихся работников соответствующих ведомств к награждению этими знаками.
Отнесение наград СССР к ведомственным знакам отличия в труде производится аналогичным образом, то есть решение о награждении конкретного лица должно быть принято руководителем органа государственной власти СССР. Указанные акты должны быть изданы в форме решений органа государственного управления: содержать подпись руководителя органа государственной власти, принявшего решение о награждении, дату и номер указанного решения, заверены гербовой печатью соответствующего министерства или ведомства.
Документы, подтверждающие факт награждения ведомственным знаком отличия в труде, необходимые для присвоения звания "Ветеран труда", должны отвечать следующим требованиям:
основанием для награждения послужил факт продолжительного добросовестного труда (не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде звания, свидетельствующие о квалификации работника);
награждение осуществлено на основании решения органа государственного управления (приказ, распоряжение, решение коллегии): знак отличия в труде должен быть учрежден правовым актом органа государственного управления (с указанием основания, порядка награждения).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, заявителем не представлено доказательств, что нагрудный юбилейный знак "150 лет железным дорогам" является ведомственным знаком отличия в труде. При этом Положение "О юбилейном нагрудном знаке 150 лет железным дорогам" судом не исследовалось.
В трудовую книжку Юцкого Д.С. запись о награждении его нагрудным юбилейным знаком внесена без указания на правовой акт Министерства путей сообщения СССР, что является обязательным условием для отнесения его к ведомственным знакам отличия, предоставляющим право на присвоение звания "Ветеран труда. Запись "пр. МПС августа 1988" без указания номера и даты приказа (распоряжения, решения) о награждении также не является основанием для удовлетворения заявленных требований. Запись внесена не в хронологическом порядке, не удостоверена подписью компетентного лица и печатью.
Само Удостоверение также не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода документам. Не имеет номера, не содержит сведений о приказе (дата, номер) о награждении, наименования и должности руководителя, не содержит подписи.
Таким образом, применительно к действующему законодательству, нагрудный юбилейный знак "150 лет железным дорогам" не может быть отнесен к ведомственным знаком отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", в связи с чем Управление социальной политики по ... обоснованно отказало в принятии документов для присвоения звания "Ветеран труда".
Решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, абз. 3 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 09 сентября 2015 года отменить.
Принять новое решение, которым заявление Юцкого Д.С. об оспаривании отказа Управления социальной политики по ... во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Разбойников В.В.
Судьи: Ковалева Т.И.
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.