Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Цакировой О.В. и Шовгуровой Т.А.,
при секретаре С.А.Б.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Пирожковой Г.Н. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации расходов по оплате отопления и освещения по апелляционной жалобе истца Пирожковой Г.Н. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20октября2015г.
Заслушав доклад судьи Пюрвеевой А.А., объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Калмыкия Шамакова В.А., судебная коллегия,
установила:
Пирожкова Г.Н. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании компенсации расходов по оплате отопления и освещения.
В обоснование иска указала, с ** года по настоящее время работает врачом-*** в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия "*****", расположенном в с. **, ** района Республики Калмыкия. До 1 января 2005 года она, как врач, работающая и проживающая в сельской местности, имела право на бесплатное предоставление жилого помещения с освещением и отоплением. С 1 января 2005 года указанная льгота не предоставляется со ссылкой на Федеральный закон от 22 августа 2004 года N122-ФЗ, которым в часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены изменения. Считает, что с учетом позиции Конституционного Суда РФ до урегулирования субъектом РФ порядка предоставления указанной категории работников мер социальной поддержки, прежние льготы должны быть сохранены. За период с ** 2012 года по ** 2015 года понесенные ею расходы составили: за электроэнергию - ** руб., за потребление газа - ** руб., всего на общую сумму ** руб. Как ветеран труда, она пользовалась мерами социальной поддержки и ей выплачены ежемесячные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг на сумму ** руб. Просит взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в её пользу расходы по оплате за электроэнергию и газ с ** 2012 года по ** 2015 года в размере ** руб. (** руб. - ** руб.), а также расходы по уплате государственной пошлины в размере ** руб.
Истец Пирожкова Г.Н. в судебное заседание не явилась, представив суду письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения РК Шамаков В.А. иск не признал, пояснив, что в соответствии с приказами Региональной службы по тарифам РК от 25 декабря 2008 г. N90-п/г и от 18 июня 2014 г. N59-п/г продолжительность нормативного отопительного периода составляет шесть месяцев (с 15 октября по 15 апреля). Следовательно, исковые требования истца о возмещении расходов за потребление газа в месяцы, не входящие в отопительный сезон необоснованны. Статьей5 Закона РК от 26 ноября 2004 г. N165-111-3 "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла" установлено, что при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Пирожкова Г.Н. являлась получателем мер социальной поддержки как ветеран труда.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2015 г. исковые требования Пирожковой Г.Н. удовлетворены частично. С Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Пирожковой Г.Н. в счет компенсации по оплате электроэнергии за период с ** 2012 г. по ** 2013 г. взыскано ** руб., за отопление за период с ** ** 2012 г. по ** ** 2013 г. взыскано ** руб. и с октября 2013 г. по ноябрь 2013 г. - ** руб., всего на общую сумму ** руб. В остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Пирожкова Г.Н. просит решение суда отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме. Указывает, республиканским законодательством не предусмотрена мера социальной поддержки медицинским работникам о компенсации в полном объеме ранее предоставляемых льгот по оплате отопления и электроэнергии, что ущемляет ее права, поскольку у нее отсутствовала возможность выбора мер социальной поддержки. Считает, положения ст. 13 Федерального закона N5-ФЗ "О ветеранах" не распространяются на рассматриваемые правоотношения, она имеет право на полную компенсацию расходов по оплате за освещение и отопление как медицинский работник, за вычетом сумм, полученных как ветеран труда.
Возражений от ответчика не поступило.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая требования, суд исходил из того, поскольку в соответствии с действовавшим до 01 января 2005 года законодательством Пирожкова Г.Н. как медицинский работник, проживающая и работающая в сельской местности, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением, изменение механизма предоставления социальных гарантий не влечет отмену их предоставления. В отдельные оспариваемые периоды она пользовалась мерами социальной поддержки как ветеран труда и ей производилась компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). С учетом указанного, заявленные требования подлежат удовлетворению в части, поскольку при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильно примененных нормах материального и процессуального закона.
До 1 января 2005 года врачи, провизоры, медицинские работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до 01 января 2005 года), имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Так, для медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ, для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (части пятая и шестая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения должен определяться в настоящее время уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающих в той же местности медицинских работников.
По смыслу предписаний Конституционного Суда Российской Федерации, отраженными в Постановлении от 15 мая 2006 года N5-П, Определениях от 07 февраля 2008 года N383-0-П, от 05 февраля 2009 года N149-0-П установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Закрепленное в части 1 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) правовое регулирование обеспечивает, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, сохраняется и после указанной даты, при том, что именно государственный или муниципальный орган вправе избрать тот или иной способ социальной поддержки этих лиц, в том числе путем предоставления им в соответствии с частью 1 статьи 160 ЖК РФ компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Из взаимосвязи приведенных положений закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ следует, что при отсутствии правового регулирования субъекта РФ и муниципального органа в части замены порядка предоставления соответствующим медицинским работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, проживающим и работающим в сельской местности, сохраняется прежний порядок предоставления этих льгот.
Судом установлено, с ** ** **** г. по настоящее время Пирожкова Г.Н. работает ** Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "***", расположенном в с. ** ** района Республики Калмыкия и проживает по адресу: с. **, ул. **, д. **. До 01 января 2005 года она, как медицинский работник государственного учреждения субъекта РФ, пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением.
С учетом изложенного, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца понесенные расходы по оплате электроэнергии за период с ** 2012 года по ** 2013 года в сумме ** руб., по оплате за отопление с ** ** 2012 года по ** ** 2013 года в сумме ** руб., и с ** 2013 года по ** 2013 года в сумме ** руб., всего на сумму ** руб.
С доводом жалобы о полной компенсации расходов за оспариваемый период и оплате за освещение и отопление как медицинскому работнику, за вычетом сумм, полученных как ветеран труда, нельзя согласиться.
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Аналогичное правило содержится в статье 5 Закона Республики Калмыкия от 26 ноября 2004 N165-III-З "О социальной поддержке ветеранов труда и тружеников тыла", согласно которой при наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям мера социальной поддержки предоставляется по одному основанию по выбору гражданина.
Как видно из материалов дела, Пирожкова Г.Н. с ** ** 2013 года состоит на учете в Отделе социальной защиты населения Министерства социального развития труда и занятости Республики Калмыкия по ** району. На основании личного заявления, ей, как ветерану труда, с указанной даты назначена и выплачивается ежемесячная денежная выплата по оплате жилищно-коммунальных услуг. За период с ** ** 2013 года по ** ** 2015 года ей выплачено ** руб.
Таким образом, с 01 декабря 2013 года она избрала меру социальной поддержки как ветеран труда и по этому основанию получает ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) по оплате за жилищно-коммунальные услуги.
Ссылка на то, что республиканским законодательством не предусмотрена мера социальной поддержки медицинским работникам о компенсации в полном объеме, в связи с чем у нее отсутствовала возможность выбора мер социальной поддержки неубедительна, поскольку и после 1 января 2005 года сохранялся прежний порядок предоставления льгот по оплате коммунальных услуг медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Утверждение об ущемлении ее прав декларативно.
Поскольку приведенными нормативно-правовыми актами установлена мера социальной поддержки одной и той же формы, суд правильно отказал истцу в возмещении расходов по оплате коммунальных услуг в период получения иной по ее выбору меры социальной поддержки.
Решение суда мотивированно, суд правильно установили исследовал все фактические обстоятельства дела и дал им верную оценку. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия,
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 20 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи О.В. Цакирова
Т.А. Шовгурова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.