Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Васякина А.Н.,
судей Акчуриной Г.Ж., Ярыгиной Е.Н.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Хабибуллина Ф.М. на решение Илекского районного суда Оренбургской области от 14 августа 2015 года по гражданскому делу по иску Хабибуллина Ф.М. к администрации Илекского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области о выделении земельного участка сельскохозяйственного назначения,
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Васякина А.Н., мнение Хабибуллина Ф.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, Шин Т.К., не возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, при наличии у истца соответствующего права, судебная коллегия
установила:
Хабибуллин Ф.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области, указав, что во исполнение абзаца 3 п. 3 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в России" было издано распоряжение администрации Илекского района от (дата) года N на основании которого ему было выдано свидетельство на право собственности на землю N серия N. Между тем, в нарушение п.9 Указа Президента РФ N 1767 от 27 октября 1993 года, комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после выдачи свидетельства о праве собственности на землю, не произвел установление и оформление границ земельного участка и не выдал собственнику копию чертежа границ земельного участка. Истец также указал, что исправления, сделанные специалистом земельного комитета Илекской администрации в свидетельстве на право собственности на землю N серия N неправомерны, поскольку это создало ему препятствие в осуществлении государственной регистрации права собственности на данный земельный участок. Истец полагает, что администрация Илекского района Оренбургской области, издавшая распоряжение от (дата) N, ликвидирована распоряжением Оренбургской области от (дата), а администрация, образованная впоследствии не правомочна на внесение изменений и исправлений, иначе как по решению суда. Решением Илекского районного суда Оренбургской области от (дата) внесенные исправления в свидетельство были признаны недействительными. Истец обращался к ответчику для разрешения вопроса об определении границ выделенного ему земельного участка, ответчиком был дан ответ N от (дата), что после обращения ответчика в Управление Россреестра и получения необходимых документов, он сможет определить местоположение земельного участка и получит возможность его оформить. Ответчиком было издано распоряжение N от (дата) "Об изъятии земельного участка у крестьянских (фермерских) хозяйств", хотя ст.44 Земельного кодекса РСФСР предусматривает изъятие только по судебному решению, в противном случае это является нарушением права. Считает, что распоряжением администрации Илекского района Оренбургской области N от (дата) земельный участок, в состав которого входит и его земельный участок, был представлен иному фермерскому хозяйству на период с (дата) по (дата). Филиалом Росреестра по Илекскому району ему была представлена кадастровая выписка о сведениях на его земельный участок от (дата) N, где местоположение земельного участка указана - (адрес) Полагает, что ответчик мог представить ему иной земельный участок, соответствующей площади и назначению, указанным в свидетельстве праве собственности на землю N серия N, и это бы не противоречило закону, поскольку в свидетельстве не указан точный адрес и местонахождение земельного участка. Просил обязать администрацию Илекского района Оренбургской области выделить земельный участок сельскохозяйственного назначения согласно свидетельства на право собственности на землю N серия N и распоряжения администрации Илекского района N от (дата).
Определением Илекского районного суда Оренбургской области от 16 июля 2015 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области и арендатор земельного участка сельскохозяйственного назначения Шин Т.К.
Определением Илекского районного суда Оренбургской области от 05 августа 2015 года привлечена к участию в деле в качестве соответчика администрация муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области.
В судебном заседании истец Хабибуллин Ф.М. исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации МО Илекский район Оренбургской области Стрижекозина Е.С., действующая на основании доверенности от (дата), исковые требования не признала.
Представитель ответчика администрация муниципального образования Димитровский сельсовет Илекского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области и третье лицо Шин Т.К. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Решением Илекского районного суда Оренбургской области от 14 августа 2015 года в удовлетворении исковых требований Хабибуллина Ф.М. отказано.
В апелляционной жалобе Хабибуллин Ф.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы гражданского дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
В соответствии с п.1 ст.13 Закона N101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 данной статьи (п. 2 ст. 13).
Согласно п. п. 1, 2, 5, 9 - 12 ст. 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности, на которые сохраняется или возникает.
Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности предусмотрен ст. 12 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Согласно п. 3 ст. 12 указанного Закона орган местного самоуправления на основании заявления или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Законом.
В силу п. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В силу положений статей 1 и 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения государственного кадастра недвижимости подтверждают существование определенного объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости). Если объектом недвижимости является земельный участок, в государственный кадастр недвижимости подлежат внесению сведения о местоположении его границ.
На основании статей 22 и 38 указанного Федерального закона одним из основных документов, являющихся основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка, является межевой план, представляющий собой документ, в котором указывается местоположение границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с частью 9 статьи 38 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Судом установлено, что Хабибуллину Ф.М. на основании распоряжения N от (дата) "О предоставлении земельного участка гражданину Хабибуллина Ф.М. для организации крестьянского хозяйства" предоставлялся земельный участок общей площадью *** га из специального земельного фонда для организации крестьянского (фермерского) хозяйства растениеводческого направления на землях ***. В указанном распоряжении в названии и по тексту допущена ошибка в фамилии и имени Хабибуллина Ф.М.
Правоустанавливающие документы на участок площадью 50 га истцом не оформлены, акт выбора земельного участка не составлялся, межевание не проводилось, границы земельного участка не устанавливались.
Заявителем представлено свидетельство о праве собственности на землю серии N N, выданное Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Илекского района, в соответствии с которым Хабибуллину Ф.М. принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения, общей площадью 18 га., расположенный в (адрес)
Решением Илекского районного суда Оренбургской области от 17 июля 2012 года, вступившим в законную силу 21 августа 2012 года признано недействительным исправление адреса (адрес) на (адрес) в свидетельстве о праве собственности на землю N серия N, выданного на основании распоряжения администрации Илекского района Оренбургской области от (дата) N на имя Хабибуллина Ф.М. В свидетельстве о праве собственности на землю N серия N адрес земельного участка считать (адрес)
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от (дата) Хабибуллин Ф.М. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером N, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного назначения, площадью *** кв.м., местоположение: (адрес) граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
(дата) администрацией Илекского района Оренбургской области в связи с ходатайством правления (адрес) о неиспользовании земельных участков крестьянским хозяйством "Хабибуллина" было вынесено постановление N, из текста которого следует, что земельный участок, общей площадью *** га пашни был изъят у КФХ "Хабибуллиных" и КФХ ФИО11 в фонд перераспределения.
Из пояснений Хабибуллина Ф.М. и представителя ответчика администрации Илекского района Оренбургской области Стрижекозиной Е.С. следует, что в (дата) году Хабибуллин Ф.М., будучи главой "КФХ Хабибуллиных", оспаривал в Арбитражном суде Оренбургской области распоряжение администрации Илекского района Оренбургской области N от (дата) "Об изъятии земельных участков у крестьянских фермерских хозяйств", в удовлетворении его иска было отказано. Затем Хабибуллин Ф.М. подал апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Оренбургской области, которую Восемнадцатый Арбитражный апелляционный суд оставил без удовлетворения.
Из отзыва филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Оренбургской области на исковое заявление от (дата) следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером N внесены в ГКН (дата) на основании свидетельства о праве собственности на землю от (дата) N со следующими характеристиками: местоположение - (адрес); вид права - "собственность" (правообладатель - Хабибуллин Ф.М., номер и дата регистрации прав : N от (дата)); разрешенное использование - "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства"; площадь - *** кв.м; статус сведений - ранее учтенный; тип участка - землепользование. Сведения о характерных точках и границах отсутствуют в ГКН.
Из содержания искового заявления и пояснений истца Хабибуллина Ф.М. в судебном заседании следует, что принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, площадью *** га, передан без его согласия в аренду ФИО12 который в настоящее время фактически пользуется данным земельным участком.
Согласно договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от (дата) и дополнительного соглашения N от (дата) к договору аренды от (дата), заключенных между администрацией МО Илейский район и ФИО12 администрация предоставила последнему в аренду земельный участок, площадью *** га, для сельскохозяйственных целей с кадастровым номером N.
Из показаний в судебном заседании специалиста - начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации Илекского района Оренбургской области ФИО6 в администрацию Илекского района обращался Хабибуллин Ф.М. с заявлением, в котором указывал свои возражения по поводу предоставления в аренду земельного участка, находящегося на территории бывшего (адрес) (адрес). Хабибуллин Ф.М. не представил документы, определяющие местоположение на местности земельного участка, в результате проведения кадастровых работ выделенного ему земельного участка. Из содержания заявления Хабибуллина Ф.М. и представленного им свидетельства о праве собственности на землю серии N N, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Илекского района, общей площадью *** га, ей было не понятно, где конкретно расположен выделенный истцу земельный участок. Из копии материалов землеотводного дела по предоставлению земельного участка КФХ "Хабибуллиных" она предположила, что земельный участок, площадью *** га, выданный на основании распоряжения администрации (адрес) от (дата) N, расположен на землях фонда перераспределения и передан в аренду ФИО12 для сельскохозяйственных целей. Договор аренды с ФИО12 заключен сроком до (дата). Администрация Илекского района опубликовывала информацию в газете ФИО18 о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения ФИО12 Каких-либо возражений на момент предоставления в аренду земельного участка ФИО12 от Хабибуллина Т.К. не поступало. Определить местоположение спорного земельного участка не представляется возможным в связи с отсутствием чертежа границ или плана земельного участка с указанием на нем границ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что данных о границах земельного участка (как ранее учтенного), выделенного Хабибуллину Ф.М. в (дата) году, на момент постановки на кадастровый учет не имелось, выделенный истцу участок не был пространственно индивидуализирован, координат (поворотных точек) не имел и был поставлен на кадастровый учет декларативно, без обозначения границ земельного участка. Распоряжение N от (дата) "О предоставлении земельного участка гражданину Хабибуллину Ф.М. для организации крестьянского хозяйства" также не содержит индивидуальных признаков выделяемого истцу земельного участка, по которым можно идентифицировать объект недвижимости, то есть установить точное расположение, протяженность земельного участка и другие признаки земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Хабибуллина Ф.М., суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с учетом изменений, внесенных в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 марта 2015 года полномочиями по выделению земельного участка сельскохозяйственного назначения обладает администрация МО Димитровского сельсовета Илекского района Оренбургской области, тогда как с требованиями о выделении земельного участка сельскохозяйственного назначения в администрацию МО Димитровского сельсовета Илекского района Оренбургской области истец не обращался.
Судебная коллегия полагает указанные вывода суда правильными, основанными на законе и обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом нормативно-правовых актов и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Илекского районного суда Оренбургской области от 14 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хабибуллина Ф.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.