Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Медногорск Оренбургской области на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 сентября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора г. Медногорска Оренбургской области в интересах Ямщиковой Р.Ф., Гусейн З.Я., неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Медногорск" о признании незаконным бездействия и понуждении организовать водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Медногорска Оренбургской области, действующий в интересах Ямщиковой Р.Ф., Гусейн З.Я., неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области, указав, что в результате проведенной на основании обращения граждан проверки установлено, что на улицах Шевченко, Макаренко, Луначарского, Буровой и переулка Бурового г. Медногорска Оренбургской области не организовано водоснабжение, что нарушает социальные права жителей.
Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к организации водоснабжения на улицах Шевченко, Макаренко, Луначарского, Буровой и пер. Буровом г. Медногорска Оренбургской области, обязать администрацию муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области в срок до 01 ноября 2016 года организовать водоснабжение жителей указанных улиц путем организации строительства водовода и подачи по нему воды с использованием централизованной системы водоснабжения.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 сентября 2015 года исковые требования прокурора г. Медногорска удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, администрация муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель администрации г. Медногорска Оренбургской области Вагапов Э.М. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил её удовлетворить.
Прокурор Оренбургской областной прокуратуры Трофимов А.А. полагал решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Административные истцы Гусейн З.Я., Ямщикова Р.Ф. в судебное заседание не явились, извещены о нем надлежащим образом.
Судебная коллегия определиларассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами..
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, при этом питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации об охране здоровья граждан, пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относится, в числе прочих, организация в границах городского поселения или округа водоснабжения населения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального Закона N 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под водопроводной сетью - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой города Медногорска Оренбургской области проведена проверка на основании поступивших обращений жителей улиц Шевченко, Макаренко, Луначарского, Буровой и переулка Бурового г. Медногорска Оренбургской области, в которых они указали, что на вышеуказанных улицах отсутствует водопровод, в связи с чем, возникают проблемы с водоснабжением.
С 2010 года местные жители неоднократно обращались в администрацию муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области с заявлениями о прокладке водопровода в целях обеспечения регулярного водоснабжения, однако, до настоящего времени водоснабжение указанных улиц органами местного самоуправления не организовано, что сказывается на качестве жизни граждан, в том числе несовершеннолетних детей и престарелых граждан, и нарушает их права.
Согласно постановлению администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области от (дата) N утверждена муниципальная программа "Обеспечение населения муниципального образования г.Медногорск питьевой водой" на 2011-2016 годы. Исполнителями Программы определены - администрация муниципального образования г. Медногорск, МКУ "Управление по градостроительству, капитальным ремонтам и ЖКХ".
Приложением N1 к данной Программе утвержден Перечень мероприятий и объемов финансирования долгосрочной целевой программы "Обеспечение населения муниципального образования город Медногорск питьевой водой" на 2011 - 2016 гг., согласно которому сети водоснабжения пос. Заречный, в который входят улицы Шевченко, Макаренко, Луначарского, Буровой и пер. Буровом г.Медногорска было запланировано на 2012- 2015 годы.
Согласно постановлению администрации муниципального образования г. Медногорск от (дата) N-па в вышеуказанную Программу внесены изменения, согласно которым окончание строительства сети водоснабжения запланировано в 2015 году с установлением финансирования в размере *** тыс. рублей в 2012 году и ***. рублей - в 2015 году.
Согласно переписке жителей поселка Заречный с органами власти следует, что по итогам встречи жителей с губернатором (адрес) министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области ФИО1 в своем ответе от (дата) прогнозировал окончание работ по водоснабжению жителей поселка Заречный в 2012 году.
В ответе от (дата) глава г. Медногорска ФИО2 дал разъяснения о том, что водоснабжение улиц Шевченко, Макаренко, Луначарского, пер. Бурового г. Медногорска будет заявлено в программу "Вода питьевая Оренбургской области" на 2014-2016 годы и в 2014 году, при условии наличия средств в бюджете города, будет разработан соответствующий проект.
В своем ответе от (дата) глава города констатировал факт отсутствия финансовых средств для строительства водовода на ул. Буровой и прогнозировал проведение проектно-сметных работ по его строительству в 2015 году. Заместитель министра строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства области ФИО3 дал разъяснения о том, что согласно предоставленной информации администрация города Медногорска планирует разработку проектно-сметной документации объекта, строительство водопровода в п. Заречный в 2016 году с последующей подачей данного объекта на конкурс по отбору проектов капитального строительства для получения субсидии из областного бюджета на софинансирование строительства в рамках государственной программы.
Как видно из материалов дела отсутствие необходимых проектных документов, заключения экспертизы администрацией муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области не оспаривалось.
Разрешая и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что имеет место бездействие администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области, которое выражается не только в отсутствии построенного водопровода, но и в непринятии администрацией необходимых мер к этому.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку представленными в дело доказательствами не подтвержден факт принятия ответчиком мер к организации водоснабжения улиц Шевченко, Макаренко, Луначарского, Буровой и пер. Буровом г. Медногорска Оренбургской области.
Вместе с тем, суд необоснованно возложил на администрацию города обязанность организовать водоснабжение путем организации строительства водовода и подачи по нему воды с использованием централизованной системы водоснабжения, поскольку выбор варианта организации водоснабжения относится к компетенции органа местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что организация водоснабжения невозможна в виду необходимости в первоочередном порядке осуществить реконструкцию городской насосной станции, высокой степени износа существующих водоводов не опровергает выводы суда, поскольку на администрацию г. Медногорска Оренбургской области законом возложена обязанность по организации водоснабжения на территории муниципального образования.
Согласно пунктам 71, 74 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным приложением N 1.
Таким образом, администрация муниципального образования в случае отсутствия технической возможности организовать централизованное водоснабжение улиц Шевченко, Макаренко, Луначарского, Буровой и пер. Буровом г. Медногорска Оренбургской области обязана организовать водоснабжение иными способами, в том числе путем подвоза воды населению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела на момент ознакомления с ними представителя администрации г. Медногорска Оренбургской области отсутствовали протоколы судебных заседаний, ничем не подтверждены, соответствующие замечания ответчиком сделаны не были.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Медногорск Оренбургской области удовлетворить частично.
Решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 сентября 2015 года изменить в части возложения на администрацию муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области организации водоснабжения жителей улиц Шевченко, Макаренко, Луначарского, Буровой и пер. Буровом г. Медногорска Оренбургской области путем организации строительства нового водовода и подачи питьевой воды с использованием централизованной системы водоснабжения.
Принять в этой части новое решение, которым обязать администрацию муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области в срок до 1 ноября 2016 года организовать водоснабжение жителей улиц Шевченко, Макаренко, Луначарского, Буровой и пер. Буровом г. Медногорска Оренбургской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.