судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Марчукова А.В.
при секретаре Обуховой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаповалова В. В. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области, Департаменту тылового и финансового обеспечения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании незаконным снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в прежней очередности,
по апелляционной жалобе Шаповалова В. В.
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 21 августа 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Шаповалова В. В. отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаповалов В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области, Департаменту тылового и финансового обеспечения Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании незаконным снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в прежней очередности.
В обоснование заявленных требований указал, что с " ... " года по " ... " год проходил службу в ГУВД Волгоградской области. ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы Администрации " ... " района г. Волгограда за N " ... "-п он внесен в список N " ... " (УВД) на очередь под номером 828 и состоял в ней на получение жилья как в Администрации " ... " г. Волгограда, так и по прежнему месту службы - в " ... " РОВД.
С " ... " года по " ... " года он проходил службу в Управлении ФСКН России по " ... " области, с " ... " года является пенсионером органов наркоконтроля.
ДД.ММ.ГГГГ он включен в списки очередников на предоставление жилого помещения, о чем уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " по дате принятия на учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в его адрес поступил протокол N " ... " заседания жилищной комиссии УФСКН России по Волгоградской области, из которого ему стало известно о снятии его с учета по основаниям, предусмотренным положениями п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Просил признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области в части его снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, выраженное в протоколе N " ... " заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; восстановить в списках сотрудников Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Волгоградской области, нуждающихся в улучшений жилищных условий в прежней очередности.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Шаповалов В.В. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя Шаповалова В.В. - Ким Ж.Л., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Шаповалов В.В. с " ... " года по " ... " год проходил службу в ГУВД Волгоградской области.
ДД.ММ.ГГГГ подполковник милиции Шаповалов В.В. на основании приказа и.о.начальника ГУВД Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за N " ... "л/с уволен из органов внутренних дел по собственному желанию. При этом выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет 02 месяца 08 дней, в льготном исчислении - 17 лет 07 месяцев 02 дня.
В период прохождения службы в ГУВД Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации " ... " района г. Волгограда N " ... "-п Шаповалов В.В. был поставлен в очередь на получение жилья, внесен в список N " ... " (УВД) под номером 828.
В соответствии с протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии Управления уголовного розыска КМ ГУВД Волгоградской области N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Шаповалов В.В. включен в список очередников на получение жилья с датой принятия на учет - с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец принят на службу в органы по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации и ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника Управления ФСКН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-лс. уволен по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ, в период службы в органах наркоконтроля, Шаповалов В.В., решением жилищной комиссии Управления ФСКН России по Волгоградской области, принят на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по дате постановки на учет по прежнему месту службы - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением жилищной комиссии Управления ФСКН России по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Шаповалов В.В. снят с учета сотрудников, федеральных гражданских служащих и работников Управления нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ввиду неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении заявленных Шаповаловым В.В. требований суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значения для дела, и при надлежащем толковании материального закона, регулирующего правоотношения сторон, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Социальные гарантии жилищных прав сотрудников Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, а также лиц, уволенных со службы, регулируются Федеральным законом N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2011 года N 747 "Об утверждении Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения"; Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"; Приказом ФСКН РФ от 20 января 2009 года N 30 "Об утверждении Инструкции о порядке учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и предоставления им жилых помещений"; Жилищным кодексом РФ с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Указанным законодательством установлен единый порядок учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, гражданских служащих и работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года - даты введения в действие Жилищного кодекса РФ и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
За сотрудниками, гражданскими служащими и работниками, принятыми на учет до 1 марта 2005 года сохраняется право в порядке, установленном ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" состоять на учете до получения ими жилых помещений (п. 6 Инструкции, утвержденной Приказом ФСКН РФ от 20 января 2009 года N 30).
На лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и заявивших о наличии такого права после 1 марта 2005 года, распространяется действие Постановления Правительства РФ от 6 сентября 2011 года N 747, которым утверждены Правила, устанавливающие порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Условием постановки сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является его обращение в комиссию ФСКН РФ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременных выплат с заявлением и пакетом документов, перечисленных в п. 7 Правил.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы наркоконтроля возложена обязанность предоставления жилых помещений по договору социального найма только тем сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах наркоконтроля гражданам Российской Федерации, которые до 1 марта 2005 г. были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
До вступления в силу вышеуказанного закона аналогичная норма была закреплена в Указе Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
Статьей 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ предусмотрено, что лица, уволенные только со службы в федеральных органах налоговой полиции и принятые на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условии по новому месту службы с учетом даты предыдущей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральных органах налоговой полиции.
Шаповалов В.В. поступил на службу в УФСКН России по Волгоградской области после увольнения из органов внутренних дел и был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ, что в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", а также специального законодательства, регулирующего порядок предоставления жилых помещений сотрудникам органов наркоконтроля, не влечет для истца и его семьи возникновение права на получение жилого помещения по новому месту службы.
Ссылка Шаповалова В.В. в апелляционной жалобе о возможности постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту службы с учетом даты предыдущей постановки на учет в органах внутренних дел является ошибочной.
Названный Федеральный закон от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ не регулирует жилищные права сотрудников органов внутренних дел, уволенных из органов внутренних дел в связи с переводом на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Суд первой инстанции обоснованно отказал Шаповалову В.В. в удовлетворении требований о признании незаконным решения УФСКН России по Волгоградской области об исключении из очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и в восстановлении его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановка истца в марте 2008 года в очередь для улучшения жилищных условий предполагала предоставление Шаповалову В.В. жилого помещения. Однако, как правильно установлено судом, законодательством, действующим как на март 2008 года, так и в настоящее время, предоставление жилых помещений категории сотрудников, к которой относится истец, не предусмотрено.
В соответствии с Федеральным законом РФ N 283-ФЗ от 30 декабря 2012 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по решению руководителя федерального органа исполнительной власти жилые помещения могут быть предоставлены строго ограниченной категории сотрудников органов наркоконтроля и членам их семей в собственность, а также федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, по договорам социального найма лицам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
В силу установленных обстоятельств и приведенных норм права постановка Шаповалова В.В. в марте 2008 года на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не влечет для истца правовых последствий в виде получения жилого помещения.
Судебная коллегия считает, что ссылка апеллятора на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения Конституционного суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П и от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П основаны на ошибочном толковании конституционно-правовых основ.
Так, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).
Принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений требует определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283 - ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
Таким образом, Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283 - ФЗ определят категорию граждан, нуждающихся в жилище, порядок учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников и предоставления им жилых помещений, а поэтому право Шаповалова В.В. на жилище при решении вопроса о снятии с учета как сотрудника Управления нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ввиду неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет в период действия Жилищного кодекса Российской Федерации, не нарушено.
Каких либо новых данных, не учтенных судом при вынесении решения, доводы апелляционной жалобы не содержат, они были предметом проверки и оценки судом первой инстанции и сводятся по существу к несогласию апеллянта с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения, эти доводы направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
Иных доводов, которые могли бы опровергнуть выводы суда и являться основанием к отмене судебного решения, жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 21 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шаповалова В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.