Решение Верховного Суда Республики Мордовия от 11 декабря 2015 г.
(Извлечение)
Судья Верховного Суда Республики Мордовия Назаркина Инесса Павловна при секретаре судебного заседания Сухойкиной Надежде Васильевне, рассмотрев в открытом судебном заседании 11 декабря 2015 г. в г. Саранске жалобу защитника ООО "Горсток" Бозгалевой Н.Ф. на постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 октября 2015 г.,
установила:
постановлением судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 октября 2015 г. ООО "Горсток" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Защитник ООО "Горсток" Бозгалева Н.Ф. обратилась в Верховный Суд Республики Мордовия с жалобой на постановление судьи, ссылаясь на отсутствие события вменённого обществу административного правонарушения. Полагает, что решение Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия N95 от 13 ноября 2012 г. является разрешительным документом на пользование водным объектом, а потому общество не может им руководствоваться. В условиях, отражённых в пункте 14 части 2.3 статьи 2 указанного решения предусмотрены показатели максимального содержания загрязняющих веществ в ливневых водах. Ссылаясь на положения пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N7 "Об охране окружающей среды" утверждает, что единственным нормативом для них является Разрешение Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия N13-12/7 от 06 декабря 2012 г., а не решение Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия N95 от 13 ноября 2012 г. Обращает внимание на то, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия выдано ООО "Горсток" Разрешение N13-12/7 от 06 декабря 2012 г., в Приложении N2 которого определён перечень и количество загрязняющих веществ, разрешённых к сбросу в реку Левжа, исчисляемые в тоннах, а не миллиграммах. Указывает, что ООО "Горсток" само осуществляет контроль за нормативами сточных вод и качеством водного объекта, а также выполняет запланированные мероприятия по достижению норматива допустимого сброса, которые исчисляются в тоннах, расчётная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов, т.е. с предельно допустимой концентрацией, следовательно, ПДК служит лишь для расчёта общего количества НДС. Протокол об административном правонарушении N665/2 от 18 сентября 2015 г. в отношении ООО "Горсток" составлен неуполномоченным должностным лицом. По данным основаниям просила постановление судьи от 22 октября 2015 г. отменить.
В судебном заседании защитники ООО "Горсток" Мухин В.А. и Бозгалева Н.Ф. просили отменить обжалуемое постановление по основаниям, указанным в жалобе. Бозгалева Н.Ф. также представила письменное дополнение к жалобе, в котором указала, что 01 июля 2015 г. ООО "Горсток" был представлен отчёт о выполнении условий водопользования за 2 квартал 2015 г. по формам 3.2, 3.3, утверждённым приказом Минприроды России от 08 июля 2009 г. N205, по р. Левжа. Согласно отчёту по форме 3.2 "Сведения, полученные в результате учёта объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод за 2 квартал 2015 г., фактический объём сброса сточных и (или) дренажных вод (тыс. куб. м) в квартал не превышает объёма допустимого сброса (тыс. куб. м) в квартал. Очистные сооружения ООО "Горсток" производят биологическую очистку сточных вод. В соответствии с пунктом 12 приложения к приказу Минприроды России от 29 июля 2014 г. N339 "Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователя" значения нитритов и нитратов возрастают после биологической очистки. Приказом Госстроя Российской Федерации от 06 апреля 2001 г. N75 "Методические рекомендации по расчёту количества и качества принимаемых сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов (МДК 3-01.01)" приложения N4 предусмотрено, что загрязняющие вещества: сульфаты, хлориды, минеральный состав не удаляются из сточных вод на сооружениях биологической очистки.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, прихожу к следующему.
Статьёй 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Статья 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включена в Главу 7 названного Кодекса "Административные правонарушения в области охраны собственности".
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном занятии водного объекта или его части, использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, водопользовании с нарушением его условий.
Несмотря на то, что проверка проводилась на предмет соблюдения природоохранного законодательства, общество не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности, по части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и сбросе сточных вод в водные объекты), срок давности привлечения за которое составляет один год.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 названного Кодекса, составляет два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев).
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении N665/2 от 18 сентября 2015 г. усматривается, что правонарушение, вменённое ООО "Горсток", обнаружено 01 июля 2015 г., то есть в день представления в Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовии отчёта по формам 3.2, 3.3, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 08 июля 2009 г. N 205, о выполнении условий водопользования за 2 квартал 2015 года по р. Левжа, содержащего сведения о превышении предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных в пункте 14 части 2.3 статьи 2 Решения N95 от 13 ноября 2012 г.
Следовательно, трёхмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, к моменту вынесения судьёй районного суда обжалуемого постановления от 23 октября 2015 г. истёк, что является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление судьи районного суда от 23 октября 2015 г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 октября 2015 г. о признании ООО "Горсток" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, путём подачи жалобы и принесения протеста непосредственно в Верховный Суд Республики Мордовия на имя председателя верховного суда республики.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.