председательствующего судьи Начарова Д. В.,
при секретаре Ершовой И. Ф.,
с участием представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Простякова Д. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
(дата) общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" (далее Истец, ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт") обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.
В обоснование требований общество указало, что является собственником земельного участка площадью 2 472 кв.м. с кадастровым номером (номер), расположенного по (адрес)
Указанный земельный участок вошел в перечень массовой оценки, результаты которой были утверждены постановлением Правительства (адрес) - Югры (номер)-п от (дата).
Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере "данные изъяты" рублей.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, являющимся объектом налогообложения.
С целью определения фактической стоимости земельного участка истец обратился к обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"
В соответствии с подготовленным отчетом об оценке (номер) от (дата) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) составила 6 451 920 рублей по состоянию на 1 января 2010 года.
ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", являясь собственником спорного земельного участка, считает его стоимость завышенной, что нарушает его права, поскольку существенно увеличивает размер налоговых платежей.
В порядке предусмотренного законом досудебного оспаривая кадастровой стоимости спорного земельного участка, 04 июня 2015 года истец обратился с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, по результатам рассмотрения которого обществу было отказано в приеме документов.
ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" обратился в суд с указанным заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) в размере 6 451 920 рублей и взыскать с Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственную пошлину, уплаченную при подаче иска, в размере 2 000 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", представитель административного ответчика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представители заинтересованных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администрации города Сургута будучи надлежащим образом извещенными в суд не явились. Ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей неявки не представили. От представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При таких обстоятельствах, в соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Простяков Д. С. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, считает их неподлежащими удовлетворению. Отчет полагает недопустимым не достоверным доказательством, так как имеет недостатки, нет корректировок по наличию коммуникаций.
Заслушав объяснения участвующего в деле представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Простякова Д. С., проверив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 2 472 кв.м. с кадастровым номером (номер), относящийся к землям населенных пунктов с разрешенным использованием "данные изъяты", расположенный по (адрес)
Право собственности подтверждено копией свидетельства о государственной регистрации права (адрес) от (дата). Кадастровая стоимость указанного земельного участка в соответствии со справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от (дата) по состоянию на (дата) составляет 18 323 897,76 рублей.
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) (номер)-п.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт", являясь собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, прямо заинтересован к определению рыночной стоимости земельного участка, поскольку установленный завышенный размер кадастровой стоимости объекта недвижимости увеличивает размер налоговых платежей.
Защита нарушенных прав собственника возможна посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным Законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в редакции от 21 июля 2014 года) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно ст. 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
04 июня 2015 года ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" обратилось в комиссию при Управлении Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Уведомлением комиссии (номер) от (дата) заявителю отказано в приеме документов к рассмотрению.
В связи с чем основанием для внесения органом кадастрового учета рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является решение суда, вступившее в законную силу.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Пунктом 3 федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254, отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В связи с этим, а также в силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке, по правилам статьи 84 Кодекса на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" в обоснование своих требований в отношении спорного земельного участка был представлен отчет об оценке рыночной стоимости (номер) от (дата), подготовленный обществом ограниченной ответственностью " "данные изъяты" согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) составила 6 451 920 рублей по состоянию на 1 января 2010 года.
Согласно имеющимся в материалах дела экспертных заключений Саморегулируемой организации "данные изъяты" (номер) от (дата) и (номер) от (дата) год отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка (номер) соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Расчет стоимости соответствует описанным в отчете методам и приведен в отчете в полном объеме. Расчет выполнен без ошибок и пропусков.
При определении рыночной стоимости спорного земельного участка оценщик использовал сравнительный подход.
Согласно пункту 14 ФСО N 1 под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Из представленного отчета следует, что при определении рыночной стоимости оцениваемого земельного участка оценщиком избран метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки по всем элементам сравнения.
Оценщиком при проведении оценки произведен анализ общей политической и социально - экономической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, влияющей на рынок оцениваемого объекта.
Определен сегмент рынка оцениваемого объекта, согласно которому объект оценки отнесен к 5 группе земель населенных пунктов, в соответствии с постановлением Правительства (адрес) - Югры (номер)-п от (дата).
Исследован рынок земельных участков, из которого отобраны в качестве объектов-аналогов земельные участки.
В качестве объектов-аналогов оценщиками использовались предлагаемые к продаже незастроенные земельные участки категории земель населенных пунктов, предназначенные для строительства объектов коммерческого и промышленного назначения и наиболее сопоставимые по местоположению с оцениваемым земельным участком и по основным ценообразующим характеристикам.
В результате проведенного анализа предложений г. Сургута оценщиком было выявлено единственное предложение по продаже земельного участка на правах собственности. Учитывая, что точные данные по местоположению указанного объекта отсутствовали, данный земельный участок не использовался для расчета. В связи с чем оценщик для расчета рыночной стоимости объекта оценки использовал предложения по продаже земельного участка на правах долгосрочной аренды.
Данные об основных характеристиках объектов-аналогов были определены из информации, предоставленной в объявлениях на продажу, открытых источниках, в частности интернет сайта www.doma-severa.ru, по состоянию на дату оценки.
В качестве единицы сравнения для оценки стоимости земельного участка был выбран 1 кв.м.
При изучении объектов оценки экспертом исследованы характеристики объектов, влияющие на стоимость, такие как: состав передаваемых прав, вид разрешенного использования, местоположение, скидки на торг.
Согласно пункту 22 ФСО N 7, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. N 611, при применении метода корректировок каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
Оценщиком при определении рыночной стоимости произведены соответствующие корректировки, на состав передаваемых прав, отличие цены предложения от цены сделки, изменение стоимости во времени, на разницу в площади, затем определена средняя стоимость одного квадратного метра, установлена рыночная стоимость спорного земельного участка в размере 6 451 920 рублей.
В отчете содержится подробное описание осуществленных корректировок и скидок с обоснованием необходимости и возможности применить поправки к рассчитываемой рыночной цене земельных участков, а также подробно мотивирован отказ от необходимости проведения других корректировок.
Согласно п. 22 ФСО N 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Сведения об объектах-аналогах получены из источников информации, которые имеют дату публикации и источник публикации, что указывает на наличие проверяемости данных, их соответствия пункту 10 ФСО (номер).
Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства рыночнойрыночной стоимостистоимости земельногоземельного участкаучастка, суд находит их достоверными, отвечающими требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, а также принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.
Отчет подписан оценщиками (ФИО)3 и (ФИО)4, директором "данные изъяты" (ФИО)5, имеющими право на составление подобных отчетов, что подтверждено копиями соответствующих документов, приобщенных к отчету.
Кроме того, соответствие исследованного отчета установленным требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки подтверждается предоставленными положительными экспертными заключениями (номер) от (дата) и (номер) от (дата) год.
Лица, участвующие в деле, доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости земельного участка, чем отражено в отчете, суду не представили. Кроме того, не представлено обоснованных доводов о наличии недостатков в отчете, повлиявших на размер установленной рыночной стоимости.
О проведении судебной экспертизы в порядке статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации никто из сторон не ходатайствовал.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка, равная 6 451 920 рублям, является доказанной.
Как указывается в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", установленная судом кадастроваякадастровая стоимостьстоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровойкадастровой стоимостистоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровойкадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимостистоимости в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляются сумма налога, подлежащая уплате.
Установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка, равная рыночной, применяется для целей предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 249-п от 7 августа 2015 года, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при внесении сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку в данном случае надлежащим ответчиком является Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвердившее оспариваемую кадастровую стоимость постановлением N 343 - п от 16 декабря 2010 года, не возражавшее относительно установления кадастровой стоимости равной рыночной и решение суда не принято против него, не имеющего противоположных с истцом юридических интересов, а удовлетворение заявленного требования сводится к реализации в судебном порядке заявителем права, на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, следовательно требование о взыскании расходов, понесенных при обращении в суд, по уплате госпошлины удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт" об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 472 кв.м. с кадастровым номером (номер) относящегося к землям населенных пунктов с разрешенным использованием для "данные изъяты", расположенного (адрес) в размере 6 451 920 рублей по состоянию на 1 января 2010 года.
В удовлетворении требования о взыскании расходов по уплате госпошлины с Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Начаров Д. В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.