Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Минаева Е.В.,
судей Осиповой И.Г. и Тепловой Т.В.,
при секретаре Мараховском С.С.,
с участием представителя ответчика по доверенности Адамяна С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Фан Т.Х. о признании действий отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в г. Пятигорске незаконными, возложении обязанности по регистрации по месту жительства
по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в лице представителя Савенко Е.А. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 сентября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия
установила:
Фан Т.Х. обратилась в суд с заявлением о признании действий отдела УФМС России по Ставропольскому краю в г. Пятигорске незаконными, возложении обязанности принять документы на оформление ее регистрации по месту жительства и зарегистрировать по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, садоводческое товарищество "Отдых", массив 11, участок 75.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от 16 июля 2013 года и соглашения о прекращении общей долевой собственности на земельный участок от 19 сентября 2013 года принадлежит садовый дом литер "Д" общей площадью 90 кв.м., расположенный на земельном участке площадью 377 кв.м., с кадастровым номером 26:33:200102:258, назначение: земли населенных пунктов для садоводства, по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, садоводческое товарищество "Отдых", массив 11, участок N 75, который также принадлежит заявителю на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка от 16 июля 2013 года, зарегистрированного в УФРС РФ по Ставропольскому краю 9 октября 2013 года. Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 13 декабря 2013 года установлен юридический факт того, что принадлежащий Фан Т.Х. на праве собственности садовый дом пригоден для постоянного проживания. В настоящее время возникла необходимость в регистрации по месту жительства в указанном садовом доме, так как данный садовый дом является единственным местом для постоянного проживания, оборудован всеми необходимыми коммуникациями: центральным водопроводом, центральной канализацией, центральным газоснабжением и электроснабжением, автономным отоплением, соответствует всем требованиям, предъявляемым к жилому дому. По вопросу регистрации по месту жительства она обратилась в Пятигорский отдел УФМС РФ по Ставропольскому краю в г. Пятигорске, однако получила отказ. Считает отказ незаконным.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе УФМС России по Ставропольскому краю в лице представителя Савенко Е.А. просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что судом применен закон, не подлежащий применению, а также учтено заявление истца о регистрации, являющееся ненадлежащим доказательством ввиду несоответствия формы заявления требованиям, утвержденным Приказом ФМС РФ от 23 сентября 2010 года N 287, и отсутствия адресата. При подаче заявления о регистрации по месту жительства в территориальный орган УФМС Фан Т.Х. не представлены документы, удостоверяющие ее личность, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления о регистрации по месту жительства. Вид на жительство документом, удостоверяющим личность, не является. Кроме того, указывает, на ненадлежащее извещение о времени и месте судебного заседания и направлении копии решения за пределами установленного процессуальным законом срока.
В возражениях на апелляционную жалобу Фан Т.Х. в лице представителя Коркмазов Р.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика по доверенности Адамян С.Н. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, и их представители на заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении разбирательства по существу не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Фан Т.Х. на основании договора купли-продажи от 16 июля 2013 года, заключенного с Карапаевым В.Н., принадлежит на праве собственности садовый дом общей площадью 90 кв.м. и земельный участок площадью 377 кв.м. по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, садоводческое товарищество "Отдых", массив 11, участок 75.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 13 декабря 2013 года установлен юридический факт пригодности садового дома по указанному адресу для постоянного проживания.
Фан Т.Х. имеет вид на жительство иностранного гражданина 82 N 008717, выданного УФМС России по Кабардино-Балкарской республике 20 июля 2012 года, и зарегистрирована до 27 июля 2017 года по адресу: Кабардино-Балкарская республика, Лескенский район, с. II Лескен, ул. Гурфова, дом 48.
августа 2014 года Фан Т.Х. обратилась в отдел УФМС России по Ставропольскому краю в г. Пятигорске с заявлением, в котором просила зарегистрировать ее в садовом доме, расположенном на земельном участке N 75, массив 11 в г. Пятигорске на территории садоводческого товарищества "Отдых", однако по истечении установленного законом срока ответа не получила.
сентября 2014 года устно Фан Т.Х. было сообщено, что ответ на ее заявление не готов, после чего она обратилась в суд.
При разрешении заявления Фан Т.Х. суд первой инстанции установил, что садовый дом пригоден для постоянного проживания и руководствовался Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 173 от 17 июля 1995 года.
С указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку положениями вышеназванного законодательства определен порядок регистрации по месту жительства и месту пребывания только граждан Российской Федерации.
Между тем заявительница Фан Т.Х. не является гражданкой Российской Федерации, а имеет вид на жительство иностранного гражданина.
Отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации определены Федеральным законом N 109-ФЗ от 18 июля 2006 года "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ).
Таким образом, учитывая, что Фан Т.Х. является гражданином иностранного государства, вопрос о порядке оформления ее регистрации в садовом доме, должен быть разрешен в соответствии с положениями Федерального закона N 109-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 109-ФЗ заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
Форма заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2).
Согласно ст. 17 Федерального закона N 109-ФЗ при подаче иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления о регистрации по месту жительства должностному лицу органа миграционного учета предъявляются: 1) постоянно или временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином: а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона N 109-ФЗ орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в ст. 17, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно п. 3 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 9 от 15 января 2007 года "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Правила), постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее - заявление о регистрации).
Заявление о регистрации подается в течение 7 рабочих дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.
В соответствии с п. 4 названных Правил в заявлении о регистрации иностранный гражданин должен указать следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество; б) дата рождения; в) гражданство (подданство); г) вид и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (далее - документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина); д) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на проживание в Российской Федерации; е) адрес, по которому иностранный гражданин просит его зарегистрировать; ж) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации; з) адрес регистрации по последнему месту жительства.
Согласно п. 8 Правил иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет: а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина б) вид на жительство или разрешение на временное проживание; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии.
В силу п. 10 Правил, если не представлен какой-либо документ, предусмотренный п. "а" и "б" пункта 8 и подпунктом "а" пункта 9 настоящих Правил, прием заявления о регистрации не производится до представления всех необходимых документов.
В соответствии с п. 25 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы N 364 от 29 августа 2013 года (далее - Административный регламент) иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина.
Также приказом Федеральной миграционной службы от 23 сентября 2010 года N 287 утверждена форма заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, в соответствии с которой в заявлении должны быть указаны сведения о документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, и документе, подтверждающим право на проживание иностранного гражданина в Российской Федерации.
При решении вопроса регистрации по месту жительства иностранного гражданина органы миграционного учета должны располагать соответствующими сведениями, позволяющими им установить наличие правовых оснований для предоставления государственной услуги.
Таким образом, судебная коллегия находит довод апелляционной жалобы УФМС России по Ставропольскому краю о том, что при подаче заявления о регистрации по месту жительства в территориальный орган УФМС Фан Т.Х. не представлены документы, удостоверяющие ее личность, обоснованным.
Пунктом п. 47 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в приеме заявления о регистрации или уведомления о прибытии и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к рассмотрению является нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации или уведомления о прибытии, в том числе если текст заявления о регистрации или уведомления о прибытии не поддается прочтению, отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.
Кроме того, в соответствии с п. 72 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России заявления о регистрации с приложением всех необходимых документов.
Таким образом, суд первой инстанции не дал надлежащую оценку тому обстоятельству, что у территориального органа миграционной службы не имелось основания для начала административной процедуры при том, что заявителем не были представлены документы, предусмотренные вышеназванными Федеральным законом N 109-ФЗ и вышеназванными нормативными актами.
С учетом изложенного допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального являются существенными, повлиявшими на исход дела, в результате чего решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении о месте и времени судебного заседания не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку то обстоятельство, что извещение было получено ответчиком незадолго до судебного заседания, не может свидетельствовать о его ненадлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
определила:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 12 сентября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Фан Т.Х. о признании действий отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в г. Пятигорске незаконными, возложении обязанности по регистрации по месту жительства отказать.
Апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Ставропольскому краю в лице представителя Савенко Е.А. удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.