Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Воеводиной О.В.,
судей Шовкомуда А.П. и Черемных Н.К.,
при секретаре Кайгородцевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, к Ильиной О.Ю., Усановой Т.С., Богдановой А.В., Карнауховой Н.К. , Сипенёвой В.М. об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков
по апелляционной жалобе истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, действующее в интересах Российской Федерации, обращаясь в суд с иском, указало, что в адрес Территориального управления поступило обращение Агентства лесного хозяйства Иркутской области по вопросу защиты имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по факту незаконного занятия членами ДНТ (данные изъяты) земель государственного лесного фонда. Территориальным отделом Агентства лесного хозяйства по Иркутскому лесничеству " ... " был произведен с выездом на местность осмотр лесного фонда Иркутского лесничества, (данные изъяты), в ходе которого установлено, что произведена разбивка площади на участки, стоят колышки с номерами участков, о чем составлен акт осмотра. Земельные участки поставлены на кадастровый учет с категорией земель "земли населенных пунктов", при этом земельный участок с кадастровым номером " ... " принадлежит на праве собственности Усановой Т.С., земельный участок с кадастровым номером " ... " принадлежит на праве собственности Богдановой А.В., земельный участок с кадастровым номером " ... " принадлежит на праве собственности Ильиной О.Ю., земельный участок с кадастровым номером " ... " принадлежит на праве собственности Карнауховой Н.К., земельный участок с кадастровым номером " ... " принадлежит на праве собственности Сипенёвой В.М. Спорные земельные участки частично расположены на земельном участке государственного лесного фонда, общей площадью (данные изъяты) га, расположенном по адресу: "адрес изъят", с условным кадастровым номером (данные изъяты), принадлежащем на праве собственности Российской Федерации. Указанные земельные участки расположены на землях государственного лесного фонда по адресу: "адрес изъят". Какие-либо мероприятия по переводу земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не проводились, земельные участки находятся фактически в незаконном владении ответчиков. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В случае двойного учета одного земельного участка, подтверждением отнесения такого участка к землям лесного фонда в судебном порядке может служить альбом картографических материалов о пересечении земель лесного фонда с землями иных категорий, сформированный в ходе выполнения работ по землеустроительству и землепользованию в рамках государственных контрактов по постановке земель лесного фонда на государственный кадастровый учет, а также заключение о картографическом размещении указанного земельного участка относительно земель лесного фонда.
Истец, с учетом уточнений, просил суд истребовать в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области из чужого незаконного владения: Усановой Т.С. - часть земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью (данные изъяты) кв.м., расположенную по адресу: "адрес изъят", с координатами поворотных точек: (данные изъяты); Богдановой А.В. - часть земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью (данные изъяты) кв.м., расположенную по адресу: "адрес изъят", с координатами поворотных точек: (данные изъяты); Ильиной О.Ю. - земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью (данные изъяты) кв.м., расположенный по адресу: "адрес изъят", с координатами поворотных точек: (данные изъяты); Карнауховой Н.К. - часть земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью (данные изъяты) кв.м., расположенную по адресу: "адрес изъят"; Сипенёвой В.М. - часть земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью (данные изъяты) кв.м., расположенную по адресу: "адрес изъят", с координатами поворотных точек: (данные изъяты).
В судебное заседание представители истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, третьего лица Агентства лесного хозяйства Иркутской области, третьего лица администрации Иркутского районного муниципального образования, третьего лица ДНТ (данные изъяты), ответчики Карнаухова Н.К., Ильина О.Ю., Усанова Т.С., Богданова А.В. не явились.
Ответчик Сипенёва В.М. и ее представитель Фокин А.В., допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, представитель ответчика Карнауховой Н.К. - Карнаухов Н.Ф., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области Фетисов П.В., действующий на основании прав по должности, просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов к отмене решения указал, что оно является незаконным и необоснованным, принято с нарушением норм материального и процессуального права. Спорные земельные участки входят в состав лесного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации. Судом не дана оценка сообщению руководителя Агентства лесного хозяйства Иркутской области о нахождении спорных земельных участков в границах земель государственного лесного фонда, не принято во внимание, что разработка и утверждение лесных планов субъектов РФ, лесохозяйственных регламентов в силу п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного земельного участка для ведения лесного хозяйства. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду. Государственный кадастровый учет земельных участков подтверждает лишь факт индивидуализации объекта гражданских прав, но не порождает в отношении него прав и обязанностей. Сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории, так как они могут быть изменены по заявлению лиц, обладающих полномочиями в соответствии со статьей 20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчица Сипенёва В.М. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу, объяснения представителя истца Селезнёвой М.А., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчицы Богдановой А.В. - Антонца А.С., действующего на основании доверенности, представителя ответчицы Карнауховой Н.К. - Карнаухова Н.Ф., действующего на основании доверенности, ответчицы Сипенёвой В.М. и ее представителя Фокина А.В., допущенного к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно ст. 29 Закона РСФСР от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" местная администрация являлась органом управления в районе и осуществляла исполнительно - распорядительные функции на основании и во исполнение решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий.
Статьей 60 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" районная администрация наделялась полномочиями предоставлять в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки из всех земель в границах района, с последующей регистрацией права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование земельными участками и договоров аренды.
Согласно ст. 23 Земельного кодекса РСФСР районные (городские, в административном подчинении которых находится район) Советы народных депутатов изымают на основании статьи 39 настоящего Кодекса, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, указанных в пунктах 1, 2 и 4 настоящей статьи.
Статья 37 Закона РСФСР от 8 августа 1978 года "Об утверждении Лесного кодекса РСФСР" допускала возможность передачи земель в ведение Совета народных депутатов. Такая же возможность предусматривалась в рамках проводимой земельной реформы Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года N 374-1 "О земельной реформе", порядок проведения которой был установлен статьей 16 указанного Закона.
Пунктом 3 Указа Президента РФ N 112 от 25 января 1992 года было предусмотрено, что правоудостоверяющие документы (свидетельства и государственные акты) по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" и Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", выданные до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными.
В силу п. 9, п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Пунктом 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 13 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно абзацу второму статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке путем предъявления соответствующего иска.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса РФ. Среди них предусмотрены такие способы защиты гражданских прав, как признание права, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (абзацы первый и пятый названной статьи).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Установлено, что в рамках рассмотрения гражданского дела N 2-16/2015 решением Иркутского районного суда Иркутской области от 14 января 2015 года установлено, что земельный участок, площадью (данные изъяты) га, расположенный в кварталах "адрес изъят" на основании Постановления главы Администрации Иркутского района N 155.2 от 1 апреля 1992 года был отведен работникам Иркутского райпотребсоюза под строительство жилого поселка.
Границы участка в кварталах NN "адрес изъят", отчуждаемого из Гослесфонда под садоводство и жилищное строительство, согласованы с Управлением лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства РСФСР в лице директора Иркутского лесхоза А. Иркутскому райпотребсоюзу выдан Государственный акт на право пользования землей A-I N 391290 от 17 апреля 1992 года по форме, утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей". Иркутским Пригородным лесничеством выдан лесорубочный билет " ... " от " ... " на сплошную рубку древесины с отводимого участка под строительство жилья.
На основании Постановления Администрации Иркутского района N 155.2 от 1 апреля 1992 года и Государственного акта A-I N 391290 от 17 апреля 1992 года главой Администрации Иркутского района 30 декабря 1992 года было вынесено Постановление N 694.1 "Об отводе земельных участков в "адрес изъят"" Сипенёвой В.М., (должность в Иркутском райпотребсоюзе), площадью (данные изъяты) кв.м., под строительство индивидуального одноэтажного деревянно-рубленного жилого дома, полезной площадью (данные изъяты) кв.м., из них жилой - (данные изъяты) кв.м., и строительство хозяйственных построек, площадью (данные изъяты).м. по "адрес изъят", в "адрес изъят". Право собственности Сипенёвой В.М. на земельный участок зарегистрировано " ... ". Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет " ... ", ему присвоен кадастровый " ... ", имеет площадь (данные изъяты) кв.м., категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением главы администрации Иркутского района N 404.15 от 19 июля 1993 года Карнауховой Н.К., (должность в Иркутском райпотребсоюзе), предоставлен земельный участок, площадью (данные изъяты) кв.м., под строительство индивидуального одноэтажного деревянно-рубленного жилого дома, полезной площадью (данные изъяты) кв.м., из них жилой - (данные изъяты) кв.м., и строительство хозяйственных построек, площадью (данные изъяты) кв.м., по "адрес изъят", в "адрес изъят". Право собственности Карнауховой Н.К. на указанный земельный участок зарегистрировано " ... ". Земельный участок поставлен на кадастровый учет " ... ", ему присвоен кадастровый " ... ", имеет площадь (данные изъяты) кв.м., категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением главы администрации Иркутского района N 378 от 12 июля 1993 года И., (должность в Иркутском райпотребсоюзе), предоставлен земельный участок, площадью (данные изъяты) кв.м., под строительство индивидуального двухэтажного деревянно-рубленного жилого дома, полезной площадью (данные изъяты) кв.м., из них жилой - (данные изъяты) кв.м., и строительство хозяйственных построек, площадью (данные изъяты) кв.м., панельного гаража, площадью (данные изъяты) кв.м., по "адрес изъят" в "адрес изъят". На основании договора купли-продажи от " ... " указанный земельный участок был продан Г. Впоследствии по заявлению собственника Г. адрес земельного участка был изменен, в настоящее время ему присвоен почтовый адрес: "адрес изъят". На основании договора купли-продажи от " ... " земельный участок был отчужден Б., который в дальнейшем распорядился земельным участком, подарив его Усановой Т.С. по договору дарения от " ... ". В настоящее время собственником земельного участка является Усанова Т.С., право собственности зарегистрировано " ... ". Земельный участок поставлен на кадастровый учет " ... ", имеет кадастровый " ... ", площадь 1630 кв.м., категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального двухэтажного деревянно-рубленного жилого дома.
Постановлением мэра Иркутского района N 110 от 16 февраля 1996 года Ж., (должность в Иркутском райпотребсоюзе), площадью (данные изъяты) кв.м., под строительство индивидуального одноэтажного деревянно-рубленного жилого дома, полезной площадью (данные изъяты) кв.м., из них жилой - (данные изъяты) кв.м., и хозяйственных построек, площадью (данные изъяты) кв.м., по "адрес изъят", в "адрес изъят". " ... " между В. и Г. был заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. По заявлению Г. был изменен адрес земельного участка с адреса: "адрес изъят", 6 км Александровского тракта, "адрес изъят", на адрес: "адрес изъят". Впоследствии Г. продала указанный земельный участок Богдановой А.В. по договору купли-продажи от " ... ", право собственности которой на земельный участок зарегистрировано " ... ". Земельный участок поставлен на кадастровый учет " ... ", ему присвоен кадастровый " ... ", имеет площадь (данные изъяты) кв.м., категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома.
Постановлением главы администрации Иркутского района N 405.3 от 19 июля 1993 года Д. был предоставлен земельный участок, площадью (данные изъяты) кв.м., под строительство индивидуального жилого дома по "адрес изъят", в "адрес изъят". " ... " Е. по договору купли-продажи продала указанный земельный участок Г. По заявлению Г. главой администрации Уриковского муниципального образования был изменен почтовый адрес земельного участка на адрес: "адрес изъят". В дальнейшем, " ... " Г. продала земельный участок Ильиной О.Ю., право собственности которой было зарегистрировано " ... ". Земельный участок имеет категорию: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального одноэтажного деревянно-рубленного жилого дома, поставлен на кадастровый учет " ... ", имеет кадастровый " ... " и площадь (данные изъяты) кв.м.
В связи отводом земельных участков Администрацией Иркутского района были выданы Государственные акты о предоставлении земельных участков на праве собственности под индивидуальное жилищное строительство по форме, утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", акты зарегистрированы в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей в Администрации Иркутского района.
Указанные акты местного органа управления вынесены до разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований Федеральным законом N 101-ФЗ от 17 июля 2001 года.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, проанализировав нормы законодательства, действовавшего на момент предоставления спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные земельные участки были отчуждены в частную собственность граждан уполномоченным органом государственной власти и в порядке, предусмотренном действовавшим на тот момент законодательством, сделки купли-продажи и все документы с ними связанные, постановка земельных участков на кадастровый учет, установление категории земельных участков, как и право собственности на спорные земельные участки были оформлены в полном соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. На момент рассмотрения судом настоящего гражданского дела сделки, совершенные со спорными земельными участками, постановления мэра Иркутского района о выделении спорных земельных участков никем не оспорены и в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Суд первой инстанции также обоснованно отверг представленные Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в подтверждение доводов о частичном расположении спорных земельных участков на земельном участке государственного лесного фонда доказательства, а именно: заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 311-449 "О положении земельных участков", заключение ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект" N 407-527 "О положении земельных участков", заключения N 266, N 269, N 270, N 273 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий, поскольку они не содержат каких-либо сведений, на основании которых сделаны приведенные в них выводы о нахождении спорных земельных участков в границах земельного участка лесного фонда с учетом установленных обстоятельств об отводе участка из земель лесного фонда под садоводство и жилищное строительство работникам Иркутского райпотребсоюза в 1992 году; документы, подтверждающие наличие у должностных лиц, от которых исходят данные документы, специальных познаний, с помощью которых сделаны приведенные в них выводы, суду не представлены.
Истцом в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от " ... ", согласно которому Российская Федерация является собственником лесного участка, общей площадью (данные изъяты) га, расположенного по адресу: "адрес изъят". Лесному участку присвоен условный номер " ... ".
Установив, что сведения в государственном кадастре недвижимости о границах участка отсутствуют, точное местоположение границ и координаты лесного участка земель лесного фонда не определены, суд пришел к правильному выводу, что по описанию местонахождения участка лесного фонда, указанному в свидетельстве, не представляется возможным установить, что спорные земельные участки ответчиков, с учетом территории, отчуждаемой из Гослесфонда под садоводство и жилищное строительство, находятся на землях лесного фонда.
Разрешая исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истцом не доказано, что спорные земельные участки входят в границы лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации. При этом, суд правильно указал, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельных участков не является доказательством их принадлежности к землям лесного фонда, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 67 и ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также и на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Рассматривая заявление стороны ответчиков о пропуске срока исковой давности, суд правильно применил положения ст.ст. 196, 199, п. 1 ст. 200 ГК РФ, принял во внимание публичную правовую природу учетных и регистрационных систем, исходил из того, что органы государственной власти задолго до момента проведения Агентством лесного хозяйства Иркутской области проверки в 2013 году должны были знать о нарушении своего права, поскольку спорное недвижимое имущество в виде земельных участков выбыло из государственного владения еще в 1992 году на основании постановлений органов государственной власти, и пришел к выводу о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по заявленным исковым требованиям об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Все доводы апелляционной жалобы представителя истца сводятся к обоснованию того, что спорные земельные участки входят в состав лесного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации. На основании ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. В нарушение ст. 56 ГК РФ истцом не представлены допустимые и относимые доказательства в подтверждение приведенных доводов. Кроме того, факт принадлежности части спорных земельных участков, находящихся в фактическом владении ответчиков, лесному фонду мог быть подтвержден заключением проведенной по делу экспертизы. В суде первой инстанции ходатайство о назначении экспертизы сторонами не заявлялось. Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные земельные
участки расположены на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, свидетельствуют о наличии спора о праве собственности, который в данном деле не заявлен и не был предметом судебного рассмотрения. Материалами дела достоверно установлено, что право собственности ответчиков на спорные земельные участки зарегистрировано за ответчиками и не оспорено в установленном законом порядке.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не основаны на законе и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, который всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал правильную оценку всем представленным в дело доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение.
Все доводы представителя истца, в том числе приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом судебного разбирательства, суд первой инстанции дал им правильную оценку и обоснованно признал эти доводы несостоятельными по мотивам, изложенным в решении суда.
Таким образом, решение Иркутского районного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иркутского районного суда Иркутской области от 13 мая 2015 года по гражданскому делу по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации, к Ильиной О.Ю., Усановой Т.С., Богдановой А.В., Карнауховой Н.К. , Сипенёвой В.М. об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Воеводина
Судьи А.П.Шовкомуд
Н.К.Черемных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.