Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от "данные изъяты" апелляционную жалобу Росавиации на решение Видновского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по делу по заявлению Иваненко И. В. об оспаривании приказов Росавиации, о включении свидетельства пилота коммерческой авиации в федеральную государственную систему,
заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя Росавиации Арислановой Р.Ш., представителя Иваненко И.В. - Ильиной Д.А.,
установила:
Заявитель Иваненко И.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании приказов Росавиации, о включении свидетельства пилота коммерческой авиации в федеральную государственную систему. Свое заявление мотивировал теми обстоятельствами, что приказом Росавиации от "данные изъяты" "данные изъяты" было аннулировано свидетельство пилота коммерческой авиации, выданное ему "данные изъяты" Приказом Росавиации от "данные изъяты" "данные изъяты" аннулированы выданные ему свидетельства пилота коммерческой авиации "данные изъяты" от "данные изъяты" г., "данные изъяты" от "данные изъяты" Приказом Росавиации от "данные изъяты" "данные изъяты" аннулировано выданное ему "данные изъяты" свидетельство коммерческого пилота N 001917. Считал указанные приказы Росавиации незаконными, поскольку они противоречат нормам воздушного законодательства, нарушают его права, лишая его права заниматься профессиональной деятельностью, то есть права на труд. Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от "данные изъяты" N 396, регулирует взаимоотношения между Росавиацией и юридическим лицами и не может быть применены во взаимоотношениях между Росавиацией и пилотом. Просил признать незаконными приказы Росавиации от "данные изъяты" "данные изъяты" в части аннулирования выданного ему "данные изъяты" свидетельства пилота коммерческой авиации N 009117; приказ Росавиации от "данные изъяты" "данные изъяты" в части аннулирования выданного ему "данные изъяты" свидетельства пилота коммерческой авиации N 001917; приказ Росавиации от "данные изъяты" N 368; обязать Росавиацию включить свидетельство пилота коммерческой авиации "данные изъяты" в федеральную государственную систему "Реестр выданных свидетельств авиационного персонала"; приостановить действия приказа Росавиации от "данные изъяты" N 809.
Представитель заинтересованного лица Росавиации заявленные требования не признал, ссылаясь на те обстоятельства, что Росавиация наделена полномочиями по аннулированию свидетельств пилотов коммерческой авиации в случае указания недостоверных сведений и использования подложного документа; что Иваненко И.В. прошел обучение в авиационном учебном центре ООО "АУЦ АОН "Крылья Невы", являющемся образовательным учреждением дополнительного образования, в то время, когда подготовка пилотов проводится только в высших и средних летных училищах гражданской авиации, и чтобы Иваненко И.В. возникло право на осуществление функции пилота коммерческой авиации III класса, ему необходимо иметь профессиональное образование пилота, а на момент получения свидетельства пилота у него отсутствовало профильное образование; что Росавиация аннулировала свидетельство пилота коммерческой авиации на имя Иваненко И.В. в виду несоответствия его квалификации обучения установленным требованиям; что согласно письма Следственного Комитета РФ от "данные изъяты" второй пилот ОАО Авиакомпания "Трансаэро" Иваненко И.В. для получения свидетельства пилота коммерческой авиации предоставил фальсифицированные документы.
Решением Видновского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо Росавиация, подала на него апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Разбирательством по делу установлено, что Иваненко И.В. в 1986 году окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации по специальности "Эксплуатация летательных аппаратов и двигателей" с присвоением квалификации "инженер - механик".
Приказом Высшей квалификационной комиссией гражданской авиации от "данные изъяты" "данные изъяты" Иваненко И.В. допущен к полетам командиром ВС Як-18Т.
Иваненко И.В. в период с "данные изъяты" по "данные изъяты" прошел обучение в ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы" по программе переподготовки экипажа на ВС PA-AZTEX (пилоты).
"данные изъяты" Росавиацией Иваненко И.В. выдано свидетельство пилота коммерческой авиации N 001917.
Приказом Росавиации от "данные изъяты" "данные изъяты" Иваненко И.В. допущен к полетам в качестве второго пилота ВС "Боинг-737600/700/80".
Иваненко И.В. является сотрудником ОАО Авиакомпания "Трансаэро".
Письмом Следственного комитета РФ в адрес Росавиации от "данные изъяты" сообщено о выявлении при расследовании уголовного дела факта фальсификации предоставленных документов вторым пилотом ОАО Авиакомпания "Трансаэро" Иваненко И.В. для получения свидетельства пилота коммерческой авиации N 001917, в связи с чем предложено рассмотреть вопрос об аннулировании указанного свидетельства.
Приказом Росавиации от "данные изъяты" "данные изъяты" "Об аннулировании свидетельств авиационных специалистов" за указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах на выдачу свидетельства авиационного специалиста аннулировано и свидетельство пилота коммерческой авиации N 009117, выданное "данные изъяты" Иваненко И.В..
Свое решение по делу суд мотивировал теми обстоятельствами, что Росавиацией не представлено доказательств проведения проверки профессиональных навыков и знаний Иваненко И.В. и предоставления им недостоверных сведений и (или) использования им подложных документов для получения свидетельства авиационного специалиста, а выданное Иваненко И.В. свидетельство пилота коммерческой авиации не является подложным; что если образование пилота недостаточно для получения свидетельства пилота, то это является основанием для аннулирования свидетельства, но не по основанию фальсификации документов; что в оспариваемых приказах Росавиации сведения о свидетельстве пилота коммерческой авиации на имя Иваненко И.В. не являются правильными.
Судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда, поскольку выводы суда не основаны на материалах дела, судом неправильно применены нормы материального права.
П.5 разд.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от "данные изъяты" N 396, и абз.3 п.8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства РФ от "данные изъяты" N 670, Федеральному агентству воздушного транспорта предоставлено право аннулировать свидетельства, выданные на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в представленных документах.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) возглавляет руководитель, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и Министерства транспорта РФ издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции агентства.
Таким образом, полномочия по аннулированию свидетельств авиационного персонала отнесены Правительством РФ к ведению Росавиации, и по действующему законодательству судебный порядок этому, на что имеется ссылка в апелляционной жалобе, не установлен.
В соответствие со ст.20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.
Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ч.1 ст.21 Воздушного кодекса РФ).
В соответствие с ч.1 ст.52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
П.1.2 приказа Минтранса России от "данные изъяты" "данные изъяты" "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации" коммерческий пилот и линейный пилот относятся к лицам авиационного персонала.
Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации осуществляется лицом, который удовлетворяет требованиям указанных Федеральных авиационных правил и имеет действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками (п.1.3 указанных Правил).
В разд.4, 6 указанных Федеральных авиационных правил содержатся требования, предъявляемые к обладателю свидетельства коммерческого пилота и линейного пилота.
Так, в соответствие с п.4.3 подп. "а", "б" указанных Федеральных авиационных правил обладатель свидетельства коммерческого пилота с квалификационными отметками о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет на самолете не менее 200 час. или 150 час. в ходе прохождения курса подготовки по утвержденной программе в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 10 час. налета на тренажере; должен пройти летную подготовку на самолетах с двойным управлением под руководством пилота-инструктора, в ходе которой он получает опыт эксплуатации воздушных судов.
Согласно п.6.3 подп. "а", "б" указанных Федеральных авиационных правил обладатель свидетельства линейного пилота с квалификационной отметкой о виде воздушного судна "самолет" должен иметь налет не менее 1.500 час. в качестве пилота самолета, в который засчитывается не более 100 час. налета на тренажере; кандидат должен пройти подготовку на самолете с двойным управлением, которая требуется для получения свидетельства коммерческого пилота, и квалификационной отметкой о допуске к полетам по приборам или для получения свидетельства пилота многочленного экипажа.
Таким образом, положениями Федеральных авиационных правил от "данные изъяты" "данные изъяты" предписано, что для получения свидетельств коммерческого пилота, а впоследствии линейного пилота установлена обязанность кандидата пройти курс профессиональной подготовки по утвержденной программе.
Обязанность специалистов гражданской авиации пройти профессиональное обучение для получения свидетельств пилота-любителя, а затем пилота коммерческой авиации, линейного пилота также установлена введенным в действие с "данные изъяты" Положением о классификации специалистов гражданской авиации, которое утверждено "данные изъяты" N 44/И Министром гражданской авиации СССР и действует по настоящее время.
Согласно п.п.5.2, 5.2.1, 5.2.2 указанного Положения о классификации специалистов гражданской авиации, свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано:
- лицам, окончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот");
- пилотам, окончившим полный курс летного учебного заведения другого ведомства, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре;
- пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре, отвечающим установленным настоящим Положением требованиям по налету.
Свидетельство пилота коммерческой авиации выдается лицам, подготовленным для полетов на воздушных судах, принятых на эксплуатацию в гражданскую авиацию для коммерческих или учебных целей.
В соответствие с п.п.5.3.2, 5.3.2.1. свидетельство линейного пилота присваивается лицам, закончившим полный курс обучения в сертифицированных государственным полномочным органом летных учебных заведениях по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" ("летная эксплуатация ВС" по ранее действовавшему классификатору)" и "эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением" или "эксплуатация воздушного транспорта" - по ранее действовавшему классификатору (специализация "пилот", "инженер-пилот") или имеющим диплом об окончании летного учебного заведения другого ведомства и переподготовку (повышение квалификации) для полетов в гражданской авиации.
До принятия и вступления в силу Воздушного кодекса РФ, устанавливающего правовые основания использования воздушного пространства РФ и деятельности в области гражданской авиации, и до принятия "данные изъяты" Федеральных авиационных правил от "данные изъяты" "данные изъяты" приказом Министерства гражданской авиации СССР "данные изъяты" были утверждены "Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА N 85)" (документ введен в действие с "данные изъяты" г., утратил силу "данные изъяты" г.).
Наставлениями по производству полетов в гражданской авиации СССР установлено, что профессиональная подготовка летного состава проводится в целях достижения уровня знаний, навыков и умений, обеспечивающего высокую безопасность, регулярность, экономическую эффективность полетов, а также своевременные и правильные действия членов экипажей в особых случаях и аварийных ситуациях.
В соответствие с п.3.3.3 указанных Наставлений первоначальная подготовка летного состава проводится в летных учебных заведениях гражданской авиации в соответствие с учебными планами и программами, утверждаемыми Министерством гражданской авиации.
В соответствие с п.4.2.2 Руководства по организации летной работы в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от "данные изъяты" "данные изъяты" (документ введен в действие "данные изъяты" г., утратил силу "данные изъяты" г.) первоначальная подготовка пилотов осуществляется в высших и средних летных училищах гражданской авиации.
Следовательно, как до вступления в действие Воздушного кодекса РФ и Федеральных авиационных правил от "данные изъяты" N 147, так и после этого свидетельство авиационного специалиста выдается лицам, прошедшим полный курс обучения в летных учебных заведениях гражданской авиации.
Согласно ч.4 ст.54 Воздушного кодекса РФ подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Положения ч.4 ст.54 Воздушного кодекса РФ согласуются с п. "данные изъяты" Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от "данные изъяты" N 396, которым к полномочиям Федерального агентства воздушного транспорта отнесено утверждение программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации.
Распоряжением Правительства РФ от "данные изъяты" N 1730-р к ведению Росавиации отнесены следующие государственные образовательные учреждения: ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГОУ ВПО "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)", ФГОУ СПО "Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф.Еромасова", ФГОУ СПО "Краснокутское летное училище гражданской авиации", ФГОУ СПО "Сасовское имени Героя Советского С. Т. Г.А. летное училище гражданской авиации".
Подготовку в образовательных учреждениях гражданской авиации в период с 1987 по 2004 годы или с 2004 года в учреждениях, перечисленных в распоряжении Правительства РФ от "данные изъяты" N 1730-р, заявитель не прошел.
Следовательно, на момент выдачи заявителю свидетельств коммерческого пилота у него отсутствовало необходимое образование для получения таких свидетельств, поскольку им не был пройден полный курс обучения в одном из высших учебных заведений гражданской авиации с присвоением квалификации "пилот".
При таких обстоятельствах Росавиацией обоснованно была признана незаконной выдача заявителю свидетельств коммерческого пилота.
Довод апелляционной жалобы о прохождении заявителем подготовки в ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы" не может расцениваться в качестве необходимой профессиональной и летной подготовки, прохождение которой обязательно для получения свидетельства коммерческого пилота и свидетельства линейного пилота, поскольку такая подготовка не является необходимой профессиональной подготовкой и не заменяет обучение в учебных заведениях гражданской авиации, позволяющей получить свидетельство авиационного специалиста и осуществлять функции авиационного персонала, в том числе коммерческого и линейного пилота.
С "данные изъяты" введены в действие Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров", утвержденные приказом Федеральной авиационной службы России от "данные изъяты" N 23.
П.2 указанных Правил установлено, что авиационным учебным центром является образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствие с законодательством РФ и настоящими Федеральными авиационными правилами.
Таким образом, авиационный учебный центр осуществляет подготовку/переподготовку действующих пилотов, то есть, лиц, окончивших полный курс обучения в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении по специальности "летная эксплуатация летательных аппаратов" (специализация "пилот") и "эксплуатация воздушного транспорта и УВД" (специализация "инженер-пилот").
К авиационному учебному центру могут относиться образовательные учреждения всех организационно-правовых форм собственности - региональные авиационные учебные центры (РАУЦ); центр подготовки авиационного персонала (ЦПАП); структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, а также авиационных предприятий и авиакомпаний.
Как следует из копии письма Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга исх. "данные изъяты" ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы" лицензия на осуществление образовательной деятельности не выдавалась (не переоформлялась) (л.д.159).
При поступлении на работу в ОАО Авиакомпания "Трансаэро" заявитель не являлся пилотом гражданской авиации, так как не прошел обучения в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении, а один лишь факт успешного окончания им в 2011 году обучения в ООО "Авиационный учебный центр авиации общего назначения "Крылья Невы" по программе переподготовки экипажа не означает соответствие заявителя требованиям Федеральных административных правил от "данные изъяты" "данные изъяты" и не свидетельствует о возможности допуска его к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, поскольку положения указанных Федеральных административных правил неприменимы к лицам, не прошедшим подготовку в образовательных учреждениях, утвержденных Росавиацией, по программам подготовки, утвержденным Росавиацией, и не имеющим свидетельства авиационного специалиста, выданного Росавиацией.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ,
определила:
Решение Видновского городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявления Иваненко И. В. об оспаривании приказов Росавиации, о включении свидетельства пилота коммерческой авиации в федеральную государственную систему отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.