Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Ленинского района г. Барнаула на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 августа 2015 года
по делу по иску Л.Е.Ю. к администрации Ленинского района г. Барнаула об отмене дисциплинарного взыскания, признании распоряжения и действий дискриминационными, взыскании денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.Е.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г. Барнаула об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного на истца распоряжением администрации Ленинского района г. Барнаула ***-к от 22.04.2015 года в виде замечания; признании данного распоряжения и действий администрации Ленинского района г. Барнаула по отношению к истцу, как муниципальному служащему, дискриминационными, взыскании с ответчика в свою пользу денежной компенсации морального вреда в размере "данные изъяты" руб., указывая в обоснование заявленного иска, что в муниципальной службе администрации Ленинского района г. Барнаула всего работает с 07.12.2010 года, а с 15.08.2013 года она работает в должности "данные изъяты" Полагает, что является добросовестным, ответственным трудолюбивым и дисциплинированным работником. Вместе с тем распоряжением администрации Ленинского района г. Барнаула ***-к от 22.04.2015 года к истцу незаконно применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных разделом 2.1. "Должностные обязанности" должностной инструкции от 25.03.2013 года *** утвержденной главой администрации Ленинского района г. Барнаула, а именно за ненадлежащее обеспечение правового сопровождения административной комиссии при администрации района. Считает оспариваемое ею распоряжение о применении дисциплинарного взыскания незаконным, поскольку ею осуществляется правовое обеспечение административной комиссии, которое выражается в следующем: ежедневно консультирует секретаря административной комиссии по текущей работе, присутствует в качестве заместителя председателя административной комиссии на всех заседаниях, в случае отсутствия председателя - замещает последнего, проверяет все принимаемые административной комиссией решения после проведенных заседаний. При этом административная комиссия является коллегиальным органом и решения принимаются простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседании (п.9 раздел II постановления администрации района от 14.02.2014 года *** "Об утверждении Положения об административной комиссии при администрации Ленинского района города Барнаула). При привлечении к административной ответственности генерального директора ООО "ЖЭУ ***" и исполнительного директора ООО "ЖЭУ ***" за нарушение п.6.7. и п.8.9. Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 года ***, учитывались все обстоятельства дела и имеющиеся доказательства наличия вины в совершенных правонарушениях. Помимо этого, полагает, что администрацией Ленинского района г. Барнаула в отношении нее осуществляется дискриминация, выразившаяся в усиленном контроле со стороны руководства администрации Ленинского района г. Барнаула, в неоднократном проведении проверок в отношении нее, отслеживании времени ее прихода на работу, увеличении перечня ее должностных обязанностей, в непредставлении ей одного дня отпуска без сохранения заработной платы - 24.04.2015 года для сопровождения ее мамы в медицинское учреждение, а также понуждении ее к увольнению. Полагает, что неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, денежная компенсация которого оценена истцом в сумме "данные изъяты" руб. Причиненный моральный вред, по утверждению истца, выразился в испытании Л.Е.Ю. психологических стрессов на протяжении долгого времени, тревоге потерять работу, бессоннице, веры в свою не компетентность и недоумении, как она могла проработать в данной организации с 2010 года, получив за время работы благодарственное письмо от работодателя в 2011 году.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 августа 2015 года исковые требования Л.Е.Ю. удовлетворены частично. Отменено распоряжение главы администрации Ленинского района г. Барнаула С.М.Н. ***-к от 22 апреля 2015 года "О дисциплинарной ответственности", которым к Л.Е.Ю., ведущему специалисту правового отдела, применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Взыскана с администрации Ленинского района г. Барнаула в пользу Л.Е.Ю. в возмещение морального вреда денежная компенсация в размере "данные изъяты"
В остальной части исковые требования Л.Е.Ю. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Ленинского района г. Барнаула просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что необоснован вывод суда о том, что привлечение "данные изъяты" Л.Е.Ю. к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее обеспечение правового сопровождения административной комиссии является незаконным и подлежит отмене по причине, что административная комиссия является коллегиальным органом постановления комиссии принимаются большинством голосов членов, так как решение суда не содержит доводы, по которым отвергнуты представленные ответчиком доказательства, в частности материалами дела подтверждено, что к должностным обязанностям истца относится правовое сопровождение административной комиссии, то есть консультирование секретаря комиссии, присутствие на заседаниях комиссии, в случае отсутствия председателя комиссии его замещение, проверка всех принимаемых решений после их принятия. 30 марта 2015 г. истец являлась председателем комиссии, которая при принятии решения принимала участие в голосовании и ею были подписаны протоколы и постановления комиссии, вместе с тем, судом не дана оценка доводу ответчика о том, что в состав комиссии Л.Е.Ю. включена в связи с должностными обязанностями, как лицо, обеспечивающее правовое сопровождение и имеющее юридическое образование для выполнения данных должностных обязанностей. Истец была привлечена к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностной обязанности, закрепленной в должностной инструкции по обеспечению правового сопровождения административной комиссии, что способствовало незаконному привлечению к административной ответственности должностных лиц, а не за принятые постановления коллегиальным органом, как ошибочно сделан вывод судом в решении. Полагает, что не обжалование постановлений должностными лицами не свидетельствует об их законности, при этом судом в решении не дана оценка тому, что в соответствии с Положением об административной комиссии, таковая в своей деятельности ответственна и подотчетна главе администрации района и должна руководствоваться законами, поэтому истец как ведущий специалист правового отдела, в должностные обязанности которого входит правовое обеспечение деятельности комиссии, должна была обеспечивать принятие административной комиссией постановлений в соответствии с действующим законодательством. Также суд не указал причины, по которым были отвергнуты результаты проверки прокуратурой действий администрации района при привлечении истца к дисциплинарной ответственности. Кроме того, указал, что решение суда не содержит доказательств, на основании которых суд сделал вывод о причинении истцу морального вреда. Истцом не представлено доказательств причинно-следственной связи между лечением в психотерапевтическом центре и действиями ответчика, при этом суд не учел, что болезнь матери истца могло стать причиной для обращения истца в указанной центр, также не получило оценку суда и то обстоятельство, что истец в период лечения приняла участие в торжественной регистрации брака в ОЗАГС администрации района.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец Л.Е.Ю. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика К.А.П. поддержала доводы жалобы, истец Л.Е.Ю. возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу положений ст.27 Федерального закона РФ от 02.03.2007 года N 25-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.03.2015 года) "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч.5 ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации).
Положениями ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок применения дисциплинарных взысканий, в соответствии с которыми, в частности, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 06.12.2010 года между главой администрации Ленинского района г. Барнаула и Л.Е.Ю. был заключен трудовой договор ***, по условиям которого истица принята на работу на старшую должность муниципальной службы города Барнаула - "данные изъяты" с 07.12.2010 года. Указанным трудовым договором установлено начало работы в 08.00 час., окончание рабочего времени в 17.00 час., а в предвыходной день (пятница) и накануне нерабочего праздничного дня - в 16.00 час.
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Барнаула ***-лс от 15.08.2013 года Л.Е.Ю., "данные изъяты" Ленинского района г. Барнаула, переведена на старшую должность муниципальной службы города Барнаула - "данные изъяты" с 15.08.2013 года.
В должностные обязанности Л.Е.Ю., как "данные изъяты" в соответствии с должностной инструкцией от 25.03.2013 года ***-д/и, утвержденной главой администрации района 25.03.2013 года, по состоянию на 22.04.2015 года, помимо прочего, входило: участие в заседаниях комиссий, в состав которых она входила; обеспечение правового сопровождения работы административной комиссии при администрации района (п. 2.1); представление в установленном порядке интересов администрации района в суде, арбитражном суде, других органах; подготовка отзывов на исковые заявления; подготовка апелляционных, кассационных и надзорных жалоб на решения судов, затрагивающие интересы администрации района; выполнение поручений главы администрации района, заместителей главы администрации, заведующей отделом. Назначением должности "данные изъяты" являлось: осуществление правового обеспечения деятельности администрации района, представление в установленном порядке интересов администрации района в суде, арбитражном суде, правовое сопровождение деятельности административной комиссии при администрации района. Помимо прочего, в данной должностной инструкции указано, что "данные изъяты" несет дисциплинарную ответственность в пределах, определенных действующим трудовым законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, а также за разглашение персональных субъектов и сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Барнаула от 22.04.2015 года ***-к к Л.Е.Ю., "данные изъяты", применено дисциплинарное взыскание в виде замечания - за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных разделом 2.1 "Должностные обязанности должностной инструкции от 25.03.2013 года ***-д/и, утвержденной главой администрации района 25.03.2013 года, а именно: за ненадлежащее обеспечение правового сопровождения административной комиссии при администрации района. Из указанного распоряжения следует, что распоряжение принято главой администрации Ленинского района г. Барнаула по результатам рассмотрения справки правового комитета администрации города от 03.04.2015 года о результатах проверки по осуществлению правового обеспечения деятельности администрации района, в которой указано, что ведущим специалистом правового отдела Л.Е.Ю. ненадлежащим образом обеспечивается правовое сопровождение административной комиссии при администрации района, что способствовало незаконному привлечению к административной ответственности должностных лиц организаций, осуществляющих управление домами (протокол о рассмотрении дела об административной правонарушении от 30.03.2015 ***), по ст.27 закона Алтайского края от 10.07.2002 года ***-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" (п.8.9. Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 года ***).
Положением об административной комиссии при администрации Ленинского района г. Барнаула, утвержденным постановлением главы администрации Ленинского района г. Барнаула от 14.02.2014 года *** (в редакции постановления от 03.04.2014 года ***) административная комиссия при администрации Ленинского района г. Барнаула является коллегиальным органом, образуется в составе председателя, ответственного секретаря и не менее 4 членов административной комиссии (п.1), постановление административной комиссии принимается простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствовавших на заседании (п.9).
Как следует из представленных в адрес суда копии постановления по делам об административных правонарушениях *** от 30.03.2015 года, указанное постановление принято административной комиссией района в составе: председательствующего Л.Е.Ю., членов комиссии - П.Д.В., Е.И,А., П.Е.Н., Р,И.М., при секретаре Т.М.П.
При этом постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенном в отношении генерального директора ООО "ЖЭУ ***" М.Ю.И., последний был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.27 Закона Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" ***-ЗС от 10.07.2002 года, назначено административное наказание в виде предупреждения - за совершение правонарушения, выразившегося в том, что 18.03.2015 года в 09 час. 15 мин. по адресам: "адрес" вышеназванное должностное лицо не обеспечило своевременные работы по удалению снежных навесов и сосулек с крыш многоквартирных домов, не обеспечил работы по удалению информационно-агитационных материалов со стволов деревьев и цоколей вышеуказанных домов, чем нарушило п.п. 6.7, 8.9 Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных решением Барнаульской городской думы от 07.06.2013 года ***.
По аналогичным основаниям привлечен к административной ответственности по ст.27 Закона Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" ***-ЗС от 10.07.2002 года, исполнительный директор ООО "ЖЭУ ***" Ф.В.В., которому также назначено наказание в виде предупреждения.
Указанные должностные лица вину во вменяемом правонарушении признали.
Вышеназванные постановления по делам об административных правонарушениях должностными лицами, привлекаемыми к административной ответственности, а также прокурором в установленные законодательством порядке и сроки не обжалованы, вступили в законную силу.
В соответствии со ст. 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно Правил благоустройства территории городского округа - города Барнаула, утвержденных Решение Барнаульской городской Думы от 07.06.2013 N 110, сброс снега с крыш с наружным водостоком, отчистка от снега желобов на скатных крышах, очистка снежных навесов, наледи и сосулек с крыш, балконов, лоджий и козырьков возлагаются на собственников зданий, строений и сооружений либо уполномоченных ими лиц (п. 6.7).
Расклейка информационно-агитационного печатного материала разрешается только на специально установленных стендах. Запрещается его размещение (расклейка, вывешивание) на фасадах зданий и сооружений, столбах, деревьях, на опорах наружного освещения и трамвайно-троллейбусных линий, распределительных щитах, остановочных пунктах и сооружениях, на остановках общественного транспорта и других местах, не предназначенных для этих целей. Лицо, разместившее информационно-агитационный печатный материал в неустановленных местах, обязано обеспечить его удаление. В случае неустановления лиц, расклеивавших информационно-агитационный печатный материал в неустановленных местах, обеспечить его удаление обязаны лица, ответственные за организацию его размещения. В случае неустановления лиц, ответственных за организацию размещения информационно-агитационного печатного материала в неустановленных местах, обеспечить его удаление обязаны собственники зданий, строений, сооружений, на которых размещен данный материал (п. 8.9).
Таким образом, каждый из указанных пунктов Правил образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края".
Исходя из административных материалов, указанные должностные лица привлечены к административной ответственности не только за нарушение п. 8.9 указанных Правил, но и п. 6.7 названных Правил, нарушение которого
также является самостоятельным основанием привлечения к административной ответственности по названной выше норме Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС, при этом наказание назначено в пределах санкции вменяемой статьи, в минимальном размере.
Кроме того, должностные лица привлечены к административной ответственности административной комиссией при администрации Ленинского района г. Барнаула, являющейся коллегиальным органом и принимающей решение простым большинством голосов членов данной комиссии, присутствующих на заседании.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что вынесенное 22.04.2015 года главой администрации Ленинского района г. Барнаула вышеназванное распоряжение ***-к о применении к Л.Е.Ю. дисциплинарного взыскания в виде замечания, является незаконным, а потому подлежит отмене.
При этом, судебная коллегия также соглашается с выводом суда о том, что полномочий у ответчика оценивать законность вынесенных коллегиальным органом, административной комиссией при администрации Ленинского района г. Барнаула, вышеназванных постановлений по делам об административных правонарушениях не имелось.
Установив, что работодателем осуществлены неправомерные действия, выразившиеся в принятии незаконного распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания в отношении истца, то суд на основании ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, обоснованно взыскал денежную компенсацию морального вреда, причиненного незаконным привлечением истца к дисциплинарной ответственности, размер которого определен с учетом положений ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, требований разумности и справедливости, соответствует установленным по делу обстоятельствам, характеру и степени причиненных истцу нравственных страданий.
Оснований не согласиться с выводами суда в указанной части и размером компенсации у судебной коллегии не имеется.
Довод жалобы о недоказанности причинения истцу морального вреда судебной коллегией отклоняется, поскольку по смыслу ст. 237 ТК РФ в случае нарушения работодателем прав и законных интересов работника возникновение у последнего нравственных страданий презюмируется, то есть не требует дополнительного доказывания.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно отвергнуты результаты проверки прокуратурой Ленинского района г. Барнаула по заявлению истца, не принимаются во внимание, поскольку прокуратурой района установлена законность процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности, при этом, оценка действиям администрации района о законности либо незаконности привлечения истца к дисциплинарной ответственности не давалась.
Иные доводы жалобы не влекут отмену судебного решения, поскольку выводов суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, с которой судебная коллегия не соглашается.
Доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку решение суда в остальной части не оспаривается, то его законность судебной коллегией не проверяется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Ленинского района г. Барнаула на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 августа 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Вебер Т.О. Дело N 33-10258-15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
27 октября 2015 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Ленинского района г. Барнаула на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 августа 2015 года
по делу по иску Л.Е.Ю. к администрации Ленинского района г. Барнаула об отмене дисциплинарного взыскания, признании распоряжения и действий дискриминационными, взыскании денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Рудь Е.П., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика администрации Ленинского района г. Барнаула на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 05 августа 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.