Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Рубцовой С. И. на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 сентября 2015 года по делу
по иску Рубцовой С. И. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рубцова С.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ) о признании незаконным бездействия по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год за счет средств федерального бюджета.
В обоснование иска указано, что истец является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно. В соответствии со статьей 6.2 Федерального Закона "О государственной социальной помощи" имеет право при наличии медицинских показаний на получение санаторно-курортного лечения. Наличие медицинских показаний для санаторно-курортного лечения подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГ ***.
Поскольку путевка за 2014 год до настоящего времени не предоставлена, Рубцова С.И. обратилась в суд с указанными выше требованиями.
Решением Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 сентября 2015 года исковые требования Рубцовой С.И. к ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ о признании незаконным бездействия по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение, о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Рубцова С.И. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на обстоятельства, указанные в исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
Согласно п.1.1.ч.1 ст.6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч.2. ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных льгот является календарный год.
В силу ч.5 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N328. Согласно п.п. 3.3, 3.6, 3.7 данного Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение по месту жительства до 1 декабря текущего года (п.3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п.3.8 Порядка).
Согласно п. 3.9 Правил территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Согласно Правилам финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальный услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N864, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год Фонду социального страхования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте по месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путёвки по форме N070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п.13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст.6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных им бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключёнными с ними договорами (пп.4,11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч.1 ст.6.4 Федерального закона "О государственной социальной помощи"). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004г. N143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона "О государственной социальной помощи", в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане буду т иметь право на получение набора социальных услуг (п.2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013г. N 1294).
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счёт и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источники объёмы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путёвки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путёвки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст.17(ч.3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст.6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч.2 ст.6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путёвок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Рубцова С.И. с 2004 года является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2004 *** (л.д. 7).
Согласно справкам формы N 070/у КГБУЗ "Городская клиническая больница N 11 г.Барнаула" от ДД.ММ.ГГ *** и *** от ДД.ММ.ГГ у Рубцовой С.И. имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
ДД.ММ.ГГ истица обратилась с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в филиал N 3 ГУ - Алтайское региональное отделение ФСС РФ. Данная заявка ответчиком принята и зарегистрирована ДД.ММ.ГГ под ***.
В 2014 году путевка на санаторно-курортное лечение Рубцовой С.И. не предоставлена, что ответчиком не оспаривается.
Разрешая спор, суд первой инстанции, установив указанные выше обстоятельства, исходил из того, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Рубцовой С.И. в последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления, а не предоставление путевки на санаторно-курортное лечение не является следствием незаконных действий либо бездействия ответчика, а связано с недостаточным финансированием и большим количеством нуждающихся, в связи с чем, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, принимая во внимание, что заявление истицы о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2014 году было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, Рубцова С.И. принята на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением и поставлена в очередь под регистрационным номером 646569, учитывая, что Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не предусматривает внеочередное или первоочередное обеспечение путевками какой-либо категории граждан, в связи с чем, последовательность предоставления определяется датой регистрации заявления, что в свою очередь согласуется с принципом справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, с данным выводом суда первой инстанции, который основан на правильном применении норм материального права, соглашается.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу повторяют исковые требования, которым судом дана оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовые основания для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает. Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Рубцовой С. И. на решение Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края от 16 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.