Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Дмитриевой О.С., Варнавского В.М.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца О.В.И. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 сентября 2015 года по делу
по иску О.В.И. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу N *** Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О.В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу N *** Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГ год за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указал, что он является лицом, подвергшимся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В ДД.ММ.ГГ года он обратился в Филиал *** Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением справки о наличии медицинских показаний к санаторно-курортному лечению, однако путевка ему не была предоставлена из-за отсутствия достаточного финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации. Полагает, что он не утратил возможность получить путевку за ДД.ММ.ГГ года в ДД.ММ.ГГ году.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 сентября 2015 года исковые требования О.В.И. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец О.В.И. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает, что решение суда незаконно и необоснованно, поскольку истец в установленном законом порядке обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение данного вида социальной помощи. Однако путевка предоставлена ему не была. Ссылаясь на ч.2 ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N178-ФЗ, указывает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В связи с чем выводы суда первой инстанции о том, что положения данной статьи не устанавливают сроки предоставления путевок, несостоятельны. Полагает также, что судом при принятии решения не было принято во внимание положение ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которой государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-Р, предусматривает, наряду с другими мероприятиями, санаторно-курортное лечение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значения для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Из материалов дела следует, что О.В.И. является лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что подтверждается удостоверением серии СП *** от ДД.ММ.ГГ, и инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2009 ***.
ДД.ММ.ГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение с приложением справки по форме 070/у-04 от ДД.ММ.ГГ для получения путевки. Согласно имеющейся в материалах дела справки КГБУЗ "Городская больница N 3, г. Рубцовск" от ДД.ММ.ГГ *** санаторно-курортное лечение истцу не противопоказано.
Заявление истца было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, истец принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением, поставлен в очередь под регистрационным номером ***.
До настоящего времени путевка О.В.И. не предоставлена. От получения социальных услуг на ДД.ММ.ГГ год истец не отказывался.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком истец поставлен в очередь для получения санаторно-курортного лечения, в связи с чем непредоставление путевки в течение года, в котором состоялось обращение, не свидетельствует об отказе в ее предоставлении, и за истцом сохраняется право на ее получение с учетом последовательности, определяемой датой регистрации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их соответствующими закону.
Федеральным законом Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды (ст. 6.1) и лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 6.7)
В состав набора социальных услуг включается согласно п.1.1 ч.1 ст. 6.2 Закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ст. 6.3 названного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальной услуги, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления санаторно-курортного лечения гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, регламентируется приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 328 "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Согласно п. 3.3 Порядка путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования.
В соответствии с п. п. 3.6 - 3.9 Порядка граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки формы N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 г. N 256, приложив которую к заявлению о предоставлении санаторно-курортной путевки обращаются в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ по месту жительства до 01 декабря текущего года. Исполнительные органы Фонда социального страхования РФ не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Территориальные органы Фонда выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Пунктом 19 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. К таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо предоставление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
В силу п. 4 Порядка финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864, финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, территориальные органы Фонда в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг в соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, установили очередность принятых заявлений граждан - получателей набора социальных услуг о предоставлении санаторно-курортного лечения с учетом даты их подачи.
Обоснованность данных действий территориальных органов Фонда подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.04.2014 г. N 686-О, обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный год, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не исключается, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
Таким образом, судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку права истца как гражданина - получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены. Истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, но в течение календарного ДД.ММ.ГГ года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и за ним сохраняется право на ее предоставление.
При этом судебная коллегия отмечает, что предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГ год во внеочередном порядке не предусмотрено законом и повлечет нарушение прав граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что право истца на получение путевки нарушено в связи с истечением года после обращения с заявлением, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку положение ч.2 ст. 6.3 Закона о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами. Право на получение путевки истцом не утрачено и может быть реализовано в установленном порядке, с соблюдением очередности.
Ссылка в жалобе на неприменение судом положений ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не является основанием для отмены или изменения решения суда.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении санаторно-курортного лечения в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, в том числе и инвалиды. Внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Иных доводов, влекущих отмену постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В связи с изложенным судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца О.В.И. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 03 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.