Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу Каребиной О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Индустриального района г.Барнаула от 13 февраля 2015 года, решение судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 20 апреля 2015 года, которыми
Каребина О.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженка "адрес" Алтайского края, зарегистрированная и проживающая по адресу: "адрес", "данные изъяты",
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" с конфискацией "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 16 декабря 2014 года индивидуальный предприниматель Каребина О.В. 24 июня 2014 года около 16 часов 30 минут в магазине " "данные изъяты"", расположенном по адресу: "адрес", допустила продажу алкогольной продукции - пива " "данные изъяты", на прилегающей к МБДОУ " "данные изъяты"", расположенному по адресу: "адрес", территории, на которой запрещена реализация алкогольной продукции, чем нарушила положения п. 2 ст.16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон), подп. "а" п.5 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425, п.2.1 постановления администрации города Барнаула от 25 апреля 2013 года N 1545 "Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление администрации города Барнаула).
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 20 апреля 2015 года постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба Каребиной О.В. - без удовлетворения.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в Алтайский краевой суд, Каребина О.В. просит отменить вступившие в законную силу судебные постановления и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что вход на территорию детского сада, от которого измерялось расстояние до торгового объекта, является хозяйственным и не предназначен для прохода посетителей; согласно Постановлению администрации города Барнаула расстояние от входа в магазин до границ прилегающей территории детского сада измеряется на основе инженерно-топографических планов земельных участков в масштабе 1:1000, тогда как на представленных в материалы дела копиях топопланов спорный вход, являющийся самовольным, отсутствует; копия топоплана ООО " "данные изъяты"" не могла быть принята во внимание при проведении экспертизы, так как не является официальной, имеет масштаб 1:500; Постановление администрации города Барнаула противоречит Правилам определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N1425; судьями при определении расстояния от магазина до детского сада не принято во внимание заключение специалиста Ш.; согласно заключению судебной экспертизы расстояние от калитки при входе на обособленную территорию детского сада до ближайшего входа для посетителей в магазин составляет 42,78 м, что более установленного п.2.1 Постановления администрации города Барнаула минимального значения расстояния.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены судебных постановлений.
Признавая Каребину О.В. виновной в совершении правонарушения, выразившего в нарушении запрета розничной продажи алкогольной продукции на прилегающей к детскому саду территории, мировой судья, с которым согласился и судья районного суда, исходил из того, что расстояние от ближайшего входа для посетителем в магазин " "данные изъяты" до въездных ворот детского сада составляет менее 40 м, установленных Постановлением администрации города Барнаула в качестве минимального значения расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
С такими выводами судей обеих инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в частности в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
При этом согласно п.4 ст.16 данного Федерального закона к прилегающим территориям, указанным в п.2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1425 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила).
В силу подп. "а" п.2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
В силу п.4 Правил территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены указанные организации и (или) объекты (далее - дополнительная территория).
Понятие "обособленная территория" содержится в подп. "б" п.3 Правил, определяющем, что это территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены указанные выше организации и (или) объекты.
Таким образом, прилегающая территория может состоять как из обособленной и дополнительной территорий, так и только из дополнительной.
Пункт 5 Правил устанавливает, что дополнительная территория определяется при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в п.2 настоящих правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления (п.п.6, 7 Правил).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем, органы местного самоуправления, реализуя предоставленные им полномочия в данной области, не вправе выходить за рамки, установленные федеральным законодательством, необоснованно расширяя или сужая сферу действия ограничений.
Пунктом 2.1 постановления администрации города Барнаула установлено, что минимальное значение расстояния от организаций и (или) объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе от детских организаций, должно составлять 40 метров.
Перечень образовательных учреждений, расположенных на территории Индустриального района г. Барнаула, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержден постановлением администрации Индустриального района города Барнаула от 08 ноября 2013 года N 2128, в него включено, в частности, МБДОУ "данные изъяты"", расположенное по адресу: "адрес" (л.д.35).
Как усматривается из материалов дела и установлено судьями обеих инстанций, МБДОУ " "данные изъяты"" имеет два входа, один из которых, наряду с калиткой для прохода, также имеет въездные ворота (л.д.10, 117). При этом из показаний допрошенной в качестве свидетеля заведующей МБДОУ " "данные изъяты"" - Б. следует, что калитка с въездными воротами, расположенная со стороны магазина " "данные изъяты"" между "адрес" и "адрес" в "адрес", является основным входом для посетителей (л.д.118).
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы ФБУ " "данные изъяты"" "данные изъяты" от 03 февраля 2015 года N 532/6-4 фактическое расстояние от ближайшей точки (столбика) калитки при входе на обособленную территорию МБДОУ " "данные изъяты"" до ближайшего входа для посетителей в стационарный торговый объект - магазин " "данные изъяты"" составляет 42,78 м (л.д.128-131), то есть более установленного минимального расстояния между детской организацией и торговым объектом, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Ссылка мирового судьи на то, что расстояние от входа магазина до въезда на обособленную территорию детского сада составляет менее 40 м, не свидетельствует о нарушении Каребиной О.В. запрета на продажу алкогольной продукции вблизи детских организаций, так как в соответствии с подп. "а" п.5 Правил, имеющих большую юридическую силу, чем Постановление администрации города Барнаула, которым руководствовался мировой судья, точками отсчета для определения расстояния между названными объектами являются входы для посетителей в них, а не въезды, предназначенные для хозяйственных целей детского сада.
При этом, принимая во внимание, что экспертом определено фактическое расстояние от входа на обособленную территорию детского сада до ближайшего входа для посетителей в торговый объект, оснований исходить из расстояния (38,5 м), рассчитанного на основе инженерно-топографического плана земельного участка в ином масштабе, чем указано в п.1.1 Постановления администрации города Барнаула, не имеется.
Учитывая изложенное, оснований для привлечения Каребиной О.В. за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции к административной ответственности по ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у мирового судьи не имелось.
При рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда приведенные выше обстоятельства в нарушение ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, вынесенные в отношении Каребиной О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях Каребиной О.В. состава вмененного ей административного правонарушения.
Руководствуясь ч.2 ст.30.13 и п.4 ч.2 ст.30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Индустриального района г.Барнаула от 13 февраля 2015 года, решение судьи Индустриального районного суда г.Барнаула от 20 апреля 2015 года, вынесенные в отношении Каребиной О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Справка:
мировой судья Мелешкина И.Ю.,
судья районного суда Куличкова Л.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.