Судья Алтайского краевого суда Кулеш О.А., рассмотрев жалобу Кузнецова С. Г. на постановление судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от 13 ноября 2015 года, которым
Кузнецов С. Г., ДД.ММ.ГГ года рождения, гражданин "данные изъяты", проживающий по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, составленному инспектором ТП УФМС России по Алтайскому краю старшим лейтенантом внутренней службы ФИО1, ДД.ММ.ГГ в "данные изъяты" по адресу: "адрес" выявлен гражданин "данные изъяты" Кузнецов С.Г., который уклонился от выезда с территории Российской Федерации по истечении срока временного пребывания на территории Российской Федерации, а именно до ДД.ММ.ГГ, чем нарушил п.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей вынесено вышеуказанное постановление.
Кузнецов С.Г. обратился в Алтайский краевой суд с жалобой об отмене постановления, указывая, что назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также правовой позиции, изложенной в Постановлениях Европейского Суда по правам человека; на территории Российской Федерации он состоит в гражданском браке с ФИО1, в браке имеют двоих несовершеннолетних детей; в "адрес" также проживает его отец ФИО3 и родной брат ФИО4, которые являются гражданами Российской Федерации, онако данные обстоятельства не были приняты во внимание судьей при рассмотрении дела; в судебном заседании ФИО1 (гражданская супруга) действительно просила выдворить за пределы Российской Федерации, но это было сделано под давлением начальника ФМС по Волчихинскому району ФИО5; не выехал из Российской Федерации по окончанию срока временного пребывания по причине утраты миграционной карты.
Выслушав пояснения Кузнецова С.Г., его защитника Балтыбаева Т.Б., поддержавших доводы жалобы, изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, считаю, что постановление подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Положениями ч.1 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N115-ФЗ) предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу п.2 ст.5 того же Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Согласно ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, гражданин "данные изъяты" Кузнецов С.Г. въехавший на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГ, в нарушение п.2 ст.5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" по истечении срока пребывания до ДД.ММ.ГГ уклонился от выезда из Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом инспектора ТП УФМС России по Алтайскому краю ФИО1, копией миграционной карты на имя Кузнецова С.Г., в соответствии с которой срок временного пребывания установлен с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, копией отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, где также указан срок пребывания до ДД.ММ.ГГ, протоколом об административном правонарушении *** от ДД.ММ.ГГ, объяснениями Кузнецова С.Г., данными при составлении протокола об административном правонарушении, в которых он факт совершения вмененного правонарушения не оспаривал, пояснил, что не выехал из России по истечении установленного срока в связи с утратой миграционной карты.
Учитывая изложенное, судья районного суда, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, пришел к правильному выводу о том, что Кузнецов С.Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ - нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Вместе с тем, при вынесении постановления о назначении административного наказания в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ судьей в полной мере не были учтены фактические обстоятельства дела.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
При назначении Кузнецову С.Г. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судьей не были учтены указанные положения Конвенции.
Из материалов дела следует, что Кузнецов С.Г. длительное время состоит в фактических брачных отношениях с гражданкой Российской Федерации ФИО1., совместно они проживают по ул. "адрес", при этом они воспитывают двоих несовершеннолетних детей - ФИО6, 2004 года рождения и ФИО7, 2011 года рождения.
Регистрация отцовства Кузнецова С.Г. в отношении несовершеннолетних детей, родившихся 2004 и 2011 года, не произведена в установленном законом порядке.
Вместе с тем, в судебном заседании в Волчихинском районном суде ФИО1 не отрицала, что от совместной жизни с Кузнецовым С.Г. имеет двоих несовершеннолетних детей - 4 и 11 лет, в фактических брачных отношениях они состоят 13 лет.
Из материалов дела также усматривается, что в России проживают близкие родственники Кузнецова С.Г. Так, на территории "адрес" проживает отец Кузнецова С.Г. - ФИО4, 1958 года рождения и родной брат ФИО4, 1984 года рождения, которые являются гражданами Российской Федерации.
В ходатайствах, приложенных к настоящей жалобе, ФИО1 и ФИО6 просят не выдворять Кузнецова С.Г. за пределы Российской Федерации.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у Кузнецова С.Г. семьи и родственных связей на территории Российской Федерации, в связи с чем его выдворение за пределы Российской Федерации является нарушением ст. 8 Конвенции
С учетом изложенного вывод суда об отсутствии оснований для применения положений ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод при разрешении настоящего дела не могут быть признаны обоснованными.
В силу п.2 ст.37 Федерального закона от 15 августа 1996 года N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранному гражданину, в отношении которого вынесено решение о выдворении из Российской Федерации, не разрешается въезд в Российскую Федерацию в течение пяти лет со дня выдворения.
Следовательно, выдворение Кузнецова С.Г. безусловно повлечет вмешательство в его личную и семейную жизнь, разлучение с близкими родственниками.
В постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др).
При изложенных обстоятельствах и учитывая, что в материалах дела не имеется сведений о том, что нахождение Кузнецова С.Г. на территории Российской Федерации нанесет существенный ущерб государственным, общественным интересам, следует признать назначение ему административного выдворения за пределы Российской Федерации не соответствующим целям административного наказания.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу Кузнецова С. Г. удовлетворить частично.
Постановление судьи Волчихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в отношении Кузнецова С. Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, изменить: исключить указание на назначение Кузнецову С. Г. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части указанное постановление оставить без изменения.
Судья Кулеш О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.