Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.
при секретаре Дремовой Ю.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Фоминой Г..А. на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 02 октября 2015 года, которым ей было отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N и обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., возражения по доводам апелляционной жалобы представителя УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области - Алешинской М.В., действующей на основании доверенности, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Фомина Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N и об обязании назначить ей социальную пенсию.
В обоснование своих требований истец указала, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в "адрес" о назначении ей социальной пенсии по п.п. 4 п. 1 ст. 11 ФЗ-166 от 15.12.2001 г. " О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Решением N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении социальной пенсии ей было отказано, полагает отказ незаконным, нарушающим её права, поскольку в соответствии со свидетельством о рождении она по национальности вепс, постоянно проживает на территории Российской Федерации в "адрес" сельского поселения, достигла возраста 50 лет, получателем трудовой пенсии не является, просит назначить ей социальную пенсию.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству от ДД.ММ.ГГГГ в дело в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация муниципального образования "Винницкое сельское поселение" Подпорожского муниципального района Ленинградской области.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала и дополнила, пояснив, что она по национальности вепс, так как её мама- вепс, родилась в "адрес", училась в "адрес", работала в совхозе " "данные изъяты"", но после того, как совхоз прекратил свое существование, работала в разных местах, из-за отсутствия возможности трудоустроиться по месту жительства, переехала "данные изъяты" назад в "адрес", где имеет огород. В "адрес" осталась квартира в деревянном доме без удобств, куда она приезжает на время отпуска.
Представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что льгота по установлению социальной пенсии в 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностям и ведут традиционный образ жизни малочисленных народов, в частности вепсов. Кроме того, Фомина Г.А. постоянно проживает в "адрес".
Третье лицо - Администрация МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области" в судебное заседание не явилось, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 02.10.2015г. Фоминой Г.А. в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Фомина Г.А. просит изменить решение суда и принять новое решение, указывая, что судом первой инстанции были неполно исследованы все доказательства по делу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения жалобы и отмены определения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о рождении истца- Кирикова Г.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Её родители: отец - Кириков А.П. указан по национальности русский, мать - Кирикова А.Ф. - вепс.
Добрачная фамилия истца Кирикова изменена на фамилию - Фомина Г.А. на основании свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ "данные изъяты" N.
Согласно справки Администрации МО "Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ N, Фомина (добрачная фамилия Кирикова) Г.А. проживала на территории "адрес" с даты рождения и по настоящее время в "адрес", "адрес".
Согласно справки о регистрации (форма N) от ДД.ММ.ГГГГ, Фомина Г.А. постоянно зарегистрирована в "адрес", "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ
Фомина Г.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей социальной пенсии по старости как постоянно проживающему в Российской Федерации гражданину (женщине) из числа малочисленных народов Севера, достигшей возраста 50 лет, в удовлетворении которого ей было отказано Решением УПФ РФ (ГУ) в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N по причине отсутствия права на указанный вид пенсии, так как она постоянно не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2011г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
В соответствии со статьей 2, части 5 статьи 11 названного Федерального закона, к нетрудоспособным гражданам относятся граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), право на получение социальной пенсии указанной категории граждан возникает независимо от продолжения трудовой деятельности.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение социальной пенсии имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), отнесенные к категории малочисленных народов специальным Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. N 82-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областях.
Вепсы включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р.
Вместе с тем, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2009 N 631-р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации". В этот Перечень включены, в числе прочих, Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (Винницкое сельское поселение, Вознесенское городское поселение).
Как следует из ст. 3 Федерального закона N 82-ФЗ от 30.04.1999 г.(в редакции от 05.04.2009 г.), действие настоящего Федерального закона распространяется не только на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, но и лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Таким образом, вепсам, проживающим на указанных территориях, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что в судебном заседании суда первой инстанции Фомина Г.А. пояснила, что она на протяжении пяти лет постоянно проживает в "адрес", по месту своей регистрации в д "адрес" "адрес" она не проживает.
Из анализа приведенных выше норм следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано не только с их национальной принадлежностью, но и местом проживания в определенных районах с сохранением мест традиционного расселения предков, а также осуществлением традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, перечни которых указаны в распоряжении Правительства РФ от 08 мая 2009 г. N 631.
Следовательно, Фоминой Г.А. не подтверждено наличие необходимых условий, для назначения данного вида пенсии, одним из которых является постоянное проживание на территориях традиционного расселения своих предков.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального права, были в суде первой инстанции предметом исследования и оценки, с которой судебная коллегия согласна, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, и по мотивам, приведенным выше, являются необоснованными.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 02 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фоминой Г.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.