Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Рытиковой Т.А.
судей Никитиной Г.Н., Разуваевой А.Л.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 8 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" на решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 21 сентября 2015 года, которым постановлено: исковые требования Мотченко Павла Ивановича удовлетворить.
Признать бездействие Военного комиссара Новосибирской области, начальника отдела военного комиссариата Новосибирской области по г. Карасук, Карасукскому району и Баганскому районам, незаконным.
Обязать отдел военного комиссариата Новосибирской области по г. Карасук, Карасукскому и Баганскому районам оформить и направить надлежащим порядком документы Мотченко Павла Ивановича в соответствующую комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения представителя военного комиссара Новосибирской области Коршуновой А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Мотченко П.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействий военного комиссара Новосибирской области, начальника военного комиссариата Новосибирской области по г. Карасук, Карасукскому и Баганскому районам, обязании военного комиссара Новосибирской области, начальника военного комиссариата Новосибирской области по г. Карасук, Карасукскому и Баганскому районам оформить и направить надлежащим порядком документы в соответствующую комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
В обоснование заявления указал, что проходил военную службу по призыву в войсковой части 45807 на территории Чеченской Республики, в ходе которой принимал участие в боевых действиях, привлекался к выполнению задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
3 апреля 2002 года перед увольнением в запас, ему было выдано удостоверение участника боевых действий НА N. Информация о прохождении службы в Объединенной группировке войск на территории Чеченской Республики внесена в его учетно-послужную карточку.
10 февраля 2015 года обратился в военный комиссариат Новосибирской области с вопросом оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий, на что ему было сообщено, что по вопросам выдачи удостоверения ветерана боевых действий бывшие военнослужащие обращаются в муниципальный отдел военного комиссариата области, по месту воинского учета.
В 2012 году он обращался в отдел военного комиссариата Новосибирской области по г. Карасук, Карасукскому и Баганскому районам с вопросом оформления и выдачи удостоверения, на что положительного ответа не поступило.
Документы, подтверждающие непосредственное участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона и необходимы для выдачи удостоверения, выплаты денежной компенсации по окончании военной службы ему не выдавались, так как служил по призыву и относился к рядовому составу.
Полагает, что бездействия должностных лиц нарушают его право на выплату денежной компенсации за участие в контртеррористических операциях в соответствии с Постановлением Российской Федерации "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим задачи на территории Северокавказского региона Российской Федерации, и членам их семей" от 27 февраля 2001 года N 135-9 (в ред. от 26 апреля 2001 года N 135-22), а также использование льгот, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области".
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового об отказе в удовлетворении требований.
В доводах указывает, что решение постановлено судом с нарушением норм материального права. Приказом Минобороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 утвержден порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, которым определено, что в целях рассмотрения обращений и принятия решений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации в военных округах, на флотах, в войсковой части 45807 образовываются комиссии военных округов, флотов, войсковой части 45807 по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Из указанного порядка следует, что в комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий могут быть направлены только те документы, которые прямо определены порядком. В свою очередь, для оформления удостоверения Мотченко П.И. представил только удостоверение, военный билет и учетно-послужную карточку. Суд счел, что документы должны быть переданы военным комиссариатом в комиссию независимо от их полноты и достаточности, что противоречит требованиям п. 9 порядка.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Мотченко П.И. проходил военную службу по призыву в в/ч 53518 в период с 31 января 2001 года по 01 апреля 2002 года на территории Чеченской республики, о чем есть отметка в военном билете на стр. 17 в разделе "прохождение службы в военное время". Из послужной карточки Мотченко П.И. следует, что с 13 января 2001 года по 01 апреля 2002 года он принимал участие в боях и боевых действиях на территории Чеченской республики. Уволен в запас 15 мая 2002 года приказом МО РФ N 400, направлен в Карасукский РВК, для постановки на воинский учет. В настоящее время состоит на воинском учете в Отделе Военного комиссариата г. Карасук, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области. 3 апреля 2002 года Министерством обороны России Мотченко П.И. выдано удостоверение участника боевых действий.
Для получения мер социальной поддержки ветеранов, установленных Федеральным законом "О ветеранах", Мотченко П.И. неоднократно: 24 октября 2011 года, 08 декабря 2011 года, 27 февраля 2012 года, 14 марта 2012 года обращался по месту постановки на военный учет - отдел Военного комиссариата г. Карасук, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области для подтверждения сведений участия Мотченко П.И. в боевых действиях и получения удостоверения "Ветерана боевых действий" единого образца.
Впоследствии, 05 апреля 2012 года и 26 сентября 2012 года, в связи с отсутствием сведений из Отдела военного комиссариата г. Карасук, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области о дальнейшей судьбе указанных заявлений, Мотченко П.И. в письменном виде просил дать ответ о ходе рассмотрения его заявлений. На что, за подписью начальника отдела военного комиссариата г. Карасук, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области Е. Столбинского, 05 апреля 2012 года Мотченко П.И. был дан ответ о том, что, поскольку заявителем не были представлены все сведения, необходимые для рассмотрения его заявления, Военным комиссариатом 11 ноября 2011 года были направлены запросы в соответствующие архивы для получения нужных сведений. Ответ из филиала Центрального архива не поступил и 01 марта 2012 года военкоматом направлен повторный запрос.
В связи с отсутствием уведомления Отдела военного комиссариата г. Карасук, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области о получении архивных справок, либо о направлении документов в Центральную комиссию для рассмотрения заявления о выдаче удостоверения единого образца, либо уведомления о принятии центральной комиссией решения по указанному заявлению, Мотченко П.И. 10 февраля 2015 года повторно обратился с аналогичным заявлением по вопросу оформления и выдаче ему единого удостоверения Ветерана боевых действий в вышестоящий орган - ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области", в ответе на которое ему было предложено обратиться в отдел военного комиссариата Новосибирской области по г. Карасук, Карасукскому и Баганскому районам. Одновременно ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" направил письмо в Отдел военного комиссариата г. Карасук, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области о рассмотрении в установленном порядке вопроса о выдаче Мотченко П.И. удостоверения ветерана боевых действий.
4 августа 2015 года ВРиО начальника отдела ФКУ "Военный комиссариат г. Карасук, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области" А. Лошманов в адрес Мотченко П.И. направил письмо с разъяснением об отсутствии архивной справки, подтверждающей участие Мотченко П.И. в боевых действиях и уведомил его о том, что выдача удостоверения участника боевых действий, вследствие этого, не представляется возможным.
Удовлетворяя заявленные Мотченко П.И. требования, суд первой инстанции установилналичие длящегося бездействия со стороны Отдела военного комиссариата Новосибирской области по г. Карасук, Карасукскому и Баганскому районам, выразившегося в не направлении в Центральную комиссию имеющихся документов Мотченко П.И., что лишило его права на своевременное получение соответствующих льгот.
Кроме того, суд первой инстанции признал незаконным бездействие Военного комиссариата Новосибирской области, выразившееся в ненадлежащем контроле по исполнению Отделом военного комиссариата Новосибирской области по г. Карасук, Карасукскому и Баганскому районам законных требований, содержащихся в заявлении Мотченко П.И.
Судебная коллегия находит выводы суда основанными на законе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, согласно пункту 2 которой выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288
В силу пункта 8 названного Порядка для получения удостоверения иные лица (не относящиеся к личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации) обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают, через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на воинский учет (по месту жительства).
Военные комиссариаты после проверки документов, приложенных к обращению, направляют их для рассмотрения в комиссию военного округа, в состав которого они включены.
Для иных лиц, согласно пункту 9 Порядка для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий при оформлении обращения, кроме ФИО заявителя указывается личный номер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом III Перечня. Разделом III указанного Перечня, в том числе установлено, что выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, отнесено законом к боевым действиям.
Заявителем к обращению прикладываются две фотографии размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал
Тем же пунктом 9 названного Порядка ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).
Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны:
проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта;
в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 указанного Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.
Указанная обязанность согласуется с пунктом 35 Положения о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, из которого следует, что участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы является одной из основных задач военных комиссариатов.
Пунктом 11 Приказа Министра обороны РФ от 11 августа 2012 года N 2288 установлено, что решение об отказе в выдаче удостоверения принимает центральная комиссия по итогам рассмотрения направленных документов.
Уведомляя Мотченко П.И. об отказе в выдаче удостоверения участника боевых действий, апеллянт не учел, что в обязанности военного комиссариата входит подготовка документов для дальнейшего их направления в Центральную комиссию и направление соответствующих запросов в архивы, при недостаточности тех или иных сведений, а при поступлении архивных сведений, приложение этих сведений вместе с запросами на их предоставление к остальным документам с последующим направлением в Центральную комиссию.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения закона, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий входит в исключительную компетенцию Центральной комиссии.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы жалобы апеллянта о правомерности действий ФКУ "Военный комиссариат г. Карасук, Карасукского и Баганского районов Новосибирской области" по уведомлению заявителя о невозможности выдачи ему удостоверения участника боевых действий ввиду предоставления неполного пакета документов, являются основанными на расширительном толковании Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N2288.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены законного и обоснованного решения суда, постановленного с учетом правильного применения норм материального права.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат Новосибирской области" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.