Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Семченко А.В.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе УФСКН РФ по г. Москве на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 26.11.2014 г., по которому постановлено:
Исковые требования Л. к Управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве о признании права на включение отдельных периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии, обязании провести перерасчет пенсии, удовлетворить.
Признать за Л. право на включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет периодов работы по бухгалтерским специальностям с *** года по ***года (3 года 04 месяца 2 дня) в Кооперативе "***" ПО Мосстанкосервис; с ***года по ***года (3 года 1 месяц 30 дней) в ТОО ПКП "***".
Обязать Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы Л. на должностях по бухгалтерским специальностям: с ***года по *** года (3 года 04 месяца 2 дня) в Кооперативе "Дифферент" ПО Мосстанкосервис; с *** года по ***года (3 года 1 месяц 30 дней) в ТОО ПКП "***", произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Лариной Татьяне Юрьевне с учетом включения в выслугу лет периодов ее работы на должностях по бухгалтерским специальностям,
установила:
Л. обратилась в суд с иском к УФСКН по г. Москве о признании права на включение отдельных периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии с учетом включения в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет периодов работы по бухгалтерским специальностям с ***г. по ***г. (3 года 04 месяца 2 дня) в Кооперативе "Дифферент" ПО Мосстанкосервис; с ***г. по ***г. (3 года 1 месяц 30 дней) в ТОО ПКП "***"; обязать Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве пересчитать пенсию с момента назначения и выплачивать ее с учетом включенных периодов работы в момента ее увольнения со службы. В обоснование иска указала, что в период с ***г. по ***г. проходила службу в федеральных органах налоговой полиции. На момент зачисления на службу в органы налоговой полиции ее страж работы на должностях по бухгалтерским специальностям составил 6 лет 6 мес. 2 дня, в том числе в период с ***г. по ***г. (3 года 04 месяца 2 дня) в Кооперативе "Дифферент" ПО Мосстанкосервис; с ***г. по ***г. (3 года 1 месяц 30 дней) в ТОО ПКП "***". С ***г. проходила службу в УФСКН РФ по г. Москве, откуда уволена *** г. по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии (приказ Управления ФСКН России по г. Москве от 16.06. 2014 г. N 345-лс). Общая выслуга лет для пенсии, назначаемой Федеральной Службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в соответствии с приказом Управления ФСКН России по г. Москве от ***г. N ***, а также расчетом выслуги лет на пенсию от *** г., составила: 24 года 00 месяцев 06 дней, в том числе: календарная -1 7 лет 06 месяцев 09 дней, льготная - 03 года 11 месяцев 27 дней, учеба - 02 года 06 месяцев 00 дней. Периоды работы на должностях по бухгалтерским специальностям в указанный выше расчет не включены, что, по мнению истицы, является неправомерным.
В судебном заседании истица поддержала свои требования, представитель ответчика, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, и по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила в удовлетворении требований отказать.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит по доводам апелляционной жалобы УФСКН РФ по г. Москве, ссылаясь на незаконность решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, поддержавших свои позиции по делу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установил суд на основании представленных материалов, в периоды с ***г. по *** г. (3 года 04 месяца 2 дня) Л. работала в Кооперативе "***" ПО Мосстанкосервис на должности бухгалтера; с *** г. по ***г. (3 года 1 месяц 30 дней) работала в ТОО ПКП "***" на должности бухгалтера.
С ***г. истица проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по г. Москве, откуда была уволена ***г. по сокращению штатов при ликвидации органа налоговой полиции на основании пункта "е" статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20.05.1993 г. N 4991 -1, что подтверждается приказом N 334-лс.
Как следует из указанного приказа, выслуга лет Л. для назначения пенсии на ***г. составляет: календарная - 06 лет 06 месяцев 25 дней, льготная - 03 года 03 месяца 13 дней, за учебу - 02 года 06 месяцев 00 дней, всего 12 лет 04 месяца.
***г. приказом N22-лс Л. была принята на службу в органы наркоконтроля по службе по восточному административному округу и назначена старшим оперуполномоченным 7 отдела, с ней был заключен контракт сроком на 5 лет. (л.д.48)
Приказом N ***от ***г. Л. была уволена со службы из органов наркоконтроля на основании подпункта 3 пункта 142 Положения (по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии).
Выслуга лет для назначения пенсии на день увольнения определена ответчиком в следующем размере: время службы истицы в органах налоговой полиции за период с *** г. по ***г. включено Управлением в выслугу лет истицы в полном объеме и выслуга лет истца на момент увольнения из органов наркоконтроля составила: календарная - 17 лет 06 месяцев 09 дней, льготная - 03 года 11 месяцев 27 дней, учеба - 02 года 06 месяцев 00 дней, всего 24 года 00 месяцев 06 дней.
При этом периоды работы истицы на должностях по бухгалтерским специальностям с ***г. по ***г. (3 года 04 месяца 2 дня) в Кооперативе "***" ПО Мосстанкосервис; с ***г. по ***г. (3 года 1 месяц 30 дней) в ТОО ПКП "***" в указанный выше расчет не включены.
Давая оценку законности действий ответчика, суд на основании анализа норм законодательства, регулирующего возникшие отношения, исследования представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о неправомерности оспариваемых действий ответчика.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N4991-1.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Кроме того, пунктом 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 N 718 (в редакции Указа от 25.07.2000 N 1358) предусмотрено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно Постановлению N 941, в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается, в том числе, служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2004 г. N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" на лиц, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания полиции, и их семьи распространяется действие Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 4.2,9 Инструкции об организации работы по увольнению сотрудников со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной приказом ФСКН России от 12.04.2005 г. N 115, увольнение сотрудника по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, осуществляется на основании подпункта 3 пункта 142 Положения при наличии у него выслуги лет, дающей право на получение пенсии и исчисляемой в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в двухнедельный срок со дня представления сотрудником документов для увольнения по данному основанию. После принятия решения об увольнении сотрудника уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и в льготном исчислении, а также периоды учебы. Подсчитывается общая выслуга лет для назначения пенсии.
Анализируя в совокупности указанные выше нормы Закона, суд пришел к правомерному выводу о том, что лица, имеющие специальные звания налоговой полиции, имеют право на включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а именно в подсчет выслуги подлежат включению периоды на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, также правомерно исходил из того, что, в соответствии со статьей 54 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Исходя из положений части 5 статьи 54 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86, выслуга лет для сотрудников налоговой полиции должна быть исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции, то есть по нормам, установленным данным Положением, и только в этом случае она не подлежит пересчету.
Поскольку выслуга лет истицы при ее увольнении из органов налоговой полиции в июне 2003 г. была исчислена без учета норм Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации в части не включения в выслугу названных периодов работы, вывод суда о необходимости обязания ответчика включить спорные периоды работы в подсчет ее выслуги на момент увольнения истицы из органов УФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве и произвести перерасчет выслуги лет, является правильным.
Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции ("Пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции") предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
Иное толкование вышеуказанных правовых норм не может рассматриваться иначе как нарушение законных прав на пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции.
Судебная коллегия в полной мере согласна с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на положениях законодательства и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на ином толковании норм материального права, с правильностью которого коллегия согласиться не может.
Данные доводы аналогичны позиции ответчика в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования суда могли бы повлиять на выводы суда первой инстанции, в жалобе не содержится.
В удовлетворении жалобы должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 26.11.2014 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Москве - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.