Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Неретиной Е.Н., Харитонова Д.М.,
при секретаре Черныш В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Харитонова Д.М. административное дело по апелляционной жалобе Беляевой Н.Т. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 29 мая 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении заявления Беляевой НТ о признании незаконными действий сотрудников полиции - отказать.
установила
Беляева Н.Т. обратилась в суд административным исковым заявлением о признании незаконными действий сотрудников полиции ОМВД по району Китай-город г. Москвы, выразившиеся в воспрепятствовании одиночного пикетирования, в незаконном задержании и доставлении ее в отдел полиции, удержании более 13 часов без предъявления и составления протоколов о задержании, доставлении, административном правонарушении.
Административный истец Беляева Н.Т. в судебном заседании Тверского районного суда г. Москвы заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика - УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве в судебное заседание не явился.
Судом постановлено вышеизложенное решение, об отмене которого просит Беляева Н.Т. по доводам апелляционной жалобы.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав административного истца Беляеву Н.Т., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве Федотовой В.М., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с действующим законодательством и фактическими обстоятельствами дела, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что **** года в **** минут Беляева Н.Т. была доставлена сотрудниками полиции ОП "Китай-город" УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве в отдел полиции района Китай-город, составлен протокол об административном задержании, в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, а также составлен протокол по делу об административном правонарушении, согласно которому **** года в **** минут, по адресу: г. Москва, **** , Беляева Н.Т. нарушила установленный порядок проведения пикетирования, а именно: участвовала в одиночном пикете на территории, непосредственно прилегающей к резиденции Президента РФ, в руках держала плакат тематического содержания. После составления протокола об административном правонарушении задержание Беляевой Н.Т. прекращено в **** минут **** года.
В тот же день, **** года в **** минут Беляева Н.Т. была доставлена сотрудниками полиции ОП района Китай-город УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве в отдел полиции района Китай-город, составлен протокол об административном задержании, в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, а также составлен протокол по делу об административном правонарушении, согласно которому **** года в **** минут, по адресу: г. Москва, **** , Беляева Н.Т. нарушила установленный порядок проведения пикетирования, а именно: участвовала в одиночном пикете на территории, непосредственно прилегающей к резиденции Президента РФ, в руках держала плакат тематического содержания. После составления протокола об административном правонарушении задержание Беляевой Н.Т. прекращено в **** минут **** г.
Согласно Федеральному закону от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, относятся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается.
Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
На основании Указа Президента РФ N 82 от 31.01.1992 года "Об официальной резиденции Президента РФ" официальной резиденцией Президента РФ является Московский Кремль.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 806 от 29.07.1992 года "О мерах по сохранению Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль"" проведение официальных приемов, общественно-политических, театрализованных, культовых и других массовых мероприятий на территории Московского Кремля, в зданиях, строениях и сооружениях, расположенных на его территории, на Красной площади, на площади Васильевский спуск и в Александровском саду, осуществляется по решению Президента Российской Федерации, принятому на основании представления о проведении указанных мероприятий.
Решение Президента Российской Федерации не требуется для проведения органами и организациями, расположенными на указанных территориях, мероприятий в пределах компетенции или согласно целям и предмету деятельности, предусмотренным соответственно положениями об этих органах или учредительными документами этих организаций, а также для возложения венков и цветов к памятникам и памятным знакам, установленным на территории Московского Кремля, на Красной площади и в Александровском саду.
Представление Президенту Российской Федерации могут вносить Правительство Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, высшие судебные органы Российской Федерации, мэр Москвы не позднее, чем за три месяца до проведения мероприятия, после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации и при наличии положительного заключения Администрации Президента Российской Федерации.
Представление Президенту Российской Федерации может быть внесено также Администрацией Президента Российской Федерации после его согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Управлением делами Президента Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложены обязанности, в том числе прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия.
Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе доставление, административное задержание.
В соответствии со ст. 27.2 КоАП РФ доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Согласно положениям ст. ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять, в том числе должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях.
Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 27.5 КоАП РФ.
В соответствии с названными нормами права суд, рассматривая заявленные требования, правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства, исследовал представленные сторонами доказательства и пришел к правомерному выводу о том, что законных оснований для проведения публичных мероприятий на территории Красной площади у Беляевой Н.Т. не имелось, в то время как доказательств обратного суду представлено не было, в связи с чем действия сотрудников полиции по пресечению одиночного пикетирования Беляевой Н.Т. совершенны в пределах компетенции и соответствуют требованиям действующего законодательства.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Беляева Н.Т. задерживалась и доставлялась в отдел полиции в связи с совершением ею административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел, о совершении указанного выше административного правонарушения предусмотрено составление протокола об административном правонарушении, сроки задержания Беляевой Н.Т. не превышали 3 часов. Протоколы о доставлении, задержании, об административном правонарушении составлены с соблюдением требований, предусмотренных КоАП РФ.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Беляева Н.Т. пыталась провести одиночный пикет, а также, что судом не было установлено, в чем состояла угроза порядку на Красной площади в результате проведения пикета, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку выводы суда не опровергают.
Другие доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого судом решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое действие совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого действия, соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения, имелись, содержание оспариваемого решения, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов действиями административного ответчика.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 29 мая 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.