Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.
судей: Морозовой С.Б.,
Кучеровой Р.В.
при участии прокурора Истоминой И.В.
при секретаре Беляковцевой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02.12.2015 гражданское дело
по исковому заявлению Волкова А.С. к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" Министерства труда и социальной защиты Россиийской Федерации, территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району о признании действий незаконными и возложении обязанности выдать справку и удостоверение
по апелляционным жалобам: ответчика -Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, третьего лица - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на решение Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 29.01.2015.
Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения представителя ответчика ТОИОГВ СО УСП - МСП СО по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району Яковлевой И.В., представителя третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области Путинцева А.В., истца Волкова А.С., его представителя Федоровой С.Н., судебная коллегия
установила:
Волков А.С. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что в период с ( / / ) по ( / / ) он был призван Каменск-Уральским военным комиссариатом на специальные сборы и в составе войсковой части N привлечен к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.
( / / ) ему было выдано удостоверение о том, что он участвовал в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС; ( / / ) было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, на основании которого ему предоставлялись льготы и компенсации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - базовый Закон).
( / / ) истцу впервые была установлена инвалидность третьей группы.
При очередном освидетельствовании ( / / ) составом N ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Свердловской области" Министерства труда и социальной защиты Россиийской Федерации по ... (далее - МСЭ) истцу была установлена третья группа инвалидности, а также была изменена формулировка причины инвалидности на "общее заболевание", хотя диагноз остался тот же.
Волков А.С. просил суд признать незаконными действия МСЭ по изменению формулировки причины инвалидности "заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС" на "общее заболевание" с ( / / ); обязать МСЭ восстановить причинную связь заболевания и инвалидности с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС и выдать справку с указанием причины инвалидности - заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на ЧАЭС, с ( / / ).
Также указал, что неоднократно обращался в ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району (далее - УСП) с заявлением о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС российского образца взамен удостоверения союзного образца, действительного для предоставления гражданам мер социальной поддержки. Истцу в этом было отказано по причине наличия в справке МСЭ причины инвалидности "общее заболевание".
Отказ УСП в выдаче удостоверения нового образца истец считает незаконным, в связи с чем просил обязать УСП выдать удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
В судебном заседании представитель УСП - Яковлева И.В. - исковые требования не признала.
Ответчик МСЭ в письменном отзыве указал на признание иска.
Третьи лица Министерство социальной политики по Свердловской области, МЧС России в отзывах указали на непризнание исковых требований.
Красногорским районным судом г. Каменска-Уральского Свердловской области 29.01.2015 постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.
С таким решением ответчик УСП, третье лицо МЧС России не согласились, в апелляционных жалобах и в суде апелляционной инстанции в лице своих представителей - Яковлевой И.В., Путинцева А.В. - соответственно просят постановление суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец, его представитель - Федорова С.Н. - возражали относительно доводов и требований апелляционных жалоб.
Ответчик МСЭ, третье лицо Министерство социальной политики по Свердловской области в суд апелляционной инстанции не явились, были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания посредством предприятия связи в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания. Информация о рассмотрении дела размещена также на сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Истоминой И. В. полагавшей, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 базового Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Базовым Законом установлено, что гражданам, указанным в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 15).
В соответствии с подп. "а" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н от 08.12.2006 утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок).
В соответствии с п. 4 данного Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
П. 6 Порядка определен перечень документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования исходил из того, что поскольку Волков А.С. в ( / / ) году приобрел статус лица, принимавшего участие в работах по ликвидации последствий на ЧАЭС, имеющиеся у него заболевания входят в соответствующий Перечень, утвержденный Приказом Минздрава Российской Федерации от 23.03.1993 N 45, установленная у него в ( / / ) году инвалидность признавалась государством до ( / / ) года как безусловно связанная с выполнением работ по ликвидации последствий на ЧАЭС, в дальнейшем на Волкова А.С. не может быть возложена обязанность доказывать причинную связь между полученным заболеванием и выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
С такими выводами судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Как следует из материалов дела, основанием прекращения предоставления мер социальной поддержки в отношении лиц, круг которых определен в базовом Законе, явилось отсутствие данных, подтверждающих факт выполнения истом работ в зоне отчуждения.
Согласно ответу военного комиссара Свердловской области (т.2 л.д.65), решение о выдаче удостоверений участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС гражданам, принимавшим участие в работках по ликвидации последствий аварии в составе войсковой части ... военным комиссариатом Свердловской области было принято в порядке установленном на момент их выдачи с учетом разъяснений Генштаба ВС РФ.
В рассматриваемый период Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 727/831/165н утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее - Порядок), который устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п.4 указанного Порядка при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется документы, предусмотренные п.6 Порядка, подтверждающие участие гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Как следует из материалов дела, документы соответствующие перечню, указанному в п.6 Порядка, подтверждающие участие непосредственно истца в зоне отчуждения, отсутствуют.
Позиция представителя истца, основана на недопустимости требовать от истца предоставлять данные о выполнении работ в зоне отчуждения при замене удостоверения старого образца на новое, при условии, если ранее уже была установлена причинно-следственная связь работы по ликвидации аварии на ЧАЭС исходя из перечня заболеваний, утвержденного приказом Минздрава РФ N45 от 23.03.1993.
Судебная коллегия полагает, что указанная позиция не соответствует буквальному содержанию Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, положения которого неоднократно являлись предметом судебных рассмотрений, относительно соответствия Порядка положениям Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверения документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой к категории граждан-военнослужащих, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, относятся, в частности, военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в 1986 - 1987 годах для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения,
Из анализа приведенных законоположений следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие указанного Закона, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.
Категории граждан, в отношении которых не требуется соблюдения указанного условия, прямо оговорены в Законе.
Изменение законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения в т.ч. касающегося необходимости подтверждения уже имеющегося статуса участника ликвидации аварии на ЧАЭС, само по себе не является нарушением прав граждан.
В своем определении от 04.11.1996 N96-О Конституционный суд РФ указал, что изменением пункта 3 части первой статьи 13 базового Закона, требование о выполнении работ в пределах зоны отчуждения как обязательное условие для получения статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС было распространено на военнослужащих и военнообязанных, призывавшихся на специальные сборы и участвовавших в 1986 - 1987 годах в ликвидации последствий катастрофы. Поэтому при отсутствии подтверждения факта выполнения работ в зоне отчуждения, гражданин утрачивает статус участника ликвидации последствий катастрофы. Утрата статуса участника ликвидации последствий чернобыльской катастрофы не означает отмены или умаления конституционных прав граждан, поскольку данный статус обеспечивал ему лишь льготный порядок реализации его прав (на жилище, охрану здоровья, на отдых, на образование, социальное обеспечение и др.). Равным образом это не означает и лишения или умаления его права на возмещение вреда (в том числе и в форме определенных компенсаций и льгот, предусмотренных Законом от 18 июня 1992 года), если здоровью гражданина при выполнении работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, был причинен ущерб.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, относительно того, что в данном случае факт участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы может доказываться любыми средствами из числа названных в ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и показаниями свидетелей. Такие свидетели (Соломеин И.Б., Воскрецов В.К., Спиридонов В.К., Герасов Г.А.) были допрошены судом, они подтвердили факт работы истца в зоне отчуждения.
Суд пришел к выводу о том, что участие Волкова А.С. в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС подтверждается совокупностью представленных доказательств, а также учел, что ранее была подтверждена законность выдачи удостоверения истцу с учетом приведенных обстоятельств.
Кроме того, место дислокации войсковой части правового значения не имеет.
Однако признавая действия ответчиков незаконными, суд первой инстанции не учел, что факт работ в пределах зоны отчуждения установлен непосредственно при рассмотрении заявления истца в суде, а на момент совершения оспариваемых действий ответчиками, данный факт не был установлен в силу отсутствия документов, указанных в п.6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Соответственно основания для признания незаконными действий по изменению формулировки причины инвалидности отсутствовали. В данном случае формулировка причины инвалидности производна от доказанности факта участия истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения.
Установление юридического факта, а именно участие истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения, является основанием для возложения обязанности на Территориально отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району по выдаче истцу удостоверения, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области от 29.01.2015 в части возложения обязанности на Территориально отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району по выдаче Волкову А.С. удостоверения, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом оставить без изменения.
В остальной части решение Красногорского районного суда города Каменска-Уральского Свердловской области отменить, в удовлетворении требований Волкову А.С. отказать.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Морозова С.Б.,
Кучерова Р.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.