Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Курлаевой Л.И.,
судей Зубовой Т.Н., Наместниковой Л.А.,
при секретаре Митюревой И.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеичева В.Е. у УМВД России по Орловской области об обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий",
по апелляционной жалобе Сергеичева В.Е. на решение Советского районного суда г. Орла от 15 октября 2015 г., которым постановлено:
"Отказать Сергеичеву В.Е. в удовлетворении исковых требований к УМВД России по Орловской области о признании действий незаконными и об обязании выдать удостоверение "ветеран боевых действий".
Заслушав доклад судьи Наместниковой Л.А., выслушав истца Сергеичева В.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика УМВД России по Орловской области по доверенности Сорокиной О.Н., судебная коллегия
установила:
Сергеичев В.Е. обратился в суд с иском к УМВД России по Орловской области об обязании выдать удостоверение "Ветеран боевых действий".
В обоснование требований указывал на то, что во время прохождения срочной службы " ... " с "дата" по "дата" на основании приказа N от "дата" командира войсковой части N был направлен для выполнения службено-боевого задания на территорию "адрес", в "адрес". Находясь в данном регионе, принимал участие в проведении контртеррористических операций по ликвидации незаконных вооруженных формирований в зоне конфликта между вооруженными группировками из "адрес" и "адрес", занимался охраной общественного порядка и обеспечением безопасности мирных жителей. На территории "адрес" находился до "дата".
В "дата" обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения "ветеран боевых действий", однако в удовлетворении заявления ему было отказано со ссылкой на то, что "адрес" "адрес" не относится к перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий.
Считая отказ незаконным, просил суд признать действия ответчика по отказу в выдаче ему удостоверения "ветеран боевых действий" незаконным и обязать УМВД выдать ему такое удостоверение.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Сергеичев В.Е. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В обоснование доводов ссылается на то, что учитывая нормы действующего законодательства, регулирующие возникшие правоотношения, у суда не было правовых оснований для отказа ему в иске.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий, в частности относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложение к указанному Федеральному закону устанавливает перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Таким образом, учитывая вышеприведенные положения Закона не любое участие военнослужащих в боевых действиях или выполнение задач в зонах вооруженных конфликтов предоставляет право на получение удостоверения "ветеран боевых действий", а лишь участие в боевых действиях или выполнение задач в зонах вооруженных конфликтов на определенных территориях и в определенный период времени в соответствии с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
Из раздела 3-его указанного Перечня, применительно к данному случаю, следует, что на получение спорного удостоверения имеют право военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в "адрес" и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с "дата" по "дата".
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставлять военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с п. 9 Приложения к Приказу Минобороны РФ от 11.08.2012 г. N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий направляется обращение. К обращению прикладываются, в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в "адрес" и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, выполнявших задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях "адрес" и "адрес", - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Таким образом, существенным для разрешения вопроса о праве истца на получение удостоверения является наличие документов, подтверждающих прохождение службы на территории государства, в периоды, указанные в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ "О ветеранах") и наличие документов, подтверждающих непосредственное участие такого лица в боевых действиях (выполнении задач).
Периоды непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в боевых действиях (выполнении задач) устанавливаются на основании соответствующих приказов командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Из материалов дела следует, что Сергеичев В.Е. в период с "дата" по "дата" проходил действительную военную службу.
Приказом командира войсковой части N от "дата" N он был направлен в служебную командировку в "адрес" с "дата".
Из приказа командира войсковой части N от "дата" N следует, что Сергеичев В.Е. прибыл из служебной командировки из "адрес" "дата".
В период нахождения в командировки личный состав войсковой части N привлекался к выполнению задач при чрезвычайных обстоятельствах по ликвидации последствий " ... " конфликта на территории "адрес".
Данные обстоятельства подтверждаются архивной справкой Центрального архива внутренних войск от "дата" N ( " ... ").
Оценивая представленные истцом доказательства, суд первой инстанции правильно указал, что представленная архивная справка не содержит конкретных сведений об участии истца в боевых действиях, вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях и о выполнении истцом правительственных боевых заданий, и не подтверждает участие истца в таких действиях, а приказы, подтверждающие данные обстоятельства в отношении истца не представлены.
Сам по себе факт выполнения истцом служебных задач и предоставление ему в связи с этим дополнительных гарантий и компенсаций, не является основанием для вывода об участии истца в боевых действиях.
При этом, суд правильно принял во внимание то обстоятельство, что Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" территория "адрес" и "адрес" была отнесена к зоне вооруженного конфликта только в период "дата" и "дата", в то время, как к ветеранам отнесены военнослужащие, принимавшие участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории "адрес", с "дата".
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм материального права, а также сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 15 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергеичева В.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.