Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.
судей Болат-оол А.В. и Ховалыга Ш.А.
при секретаре судебного заседания Бичике Ю.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салчак А.А. административное дело по административному иску прокурора Тандинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Тандинский кожуун" Республики Тыва о принятии мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства нового детского сада в селе ** по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Тыва ФИО10 на решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 09 сентября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тандинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Тандинский кожуун" Республики Тыва указывая, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией действующего законодательства об образовании в части общедоступности дошкольного образования и установлено, что в настоящее время не все дети достигшие возраста устроены в территориальные дошкольные образовательные организации, основной причиной является отсутствие соответствующих мест. Для устройства в детские сады в очереди ** состоят 86 детей. До 2015 года на территории ** новые здания детских садов не строились, движение очереди по устройству детей в детские сады в основном происходили за счет введения дополнительных мест в действующих территориальных дошкольных образовательных учреждениях района, что влечет их переполнение.
Решением Тандинского районного суда Республики Тыва от 09 сентября 2015 года иск прокурора Тандинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен. Суд обязал администрацию муниципального района "Тандинский кожуун" Республики Тыва в срок два года со дня вступления решения в законную силу принять меры по расширению сети дошкольных учреждений путем строительства нового детского сада в селе **.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства образования и науки Республики Тыва ФИО10, действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, указывая на то, что определенный судом срок на строительство нового детского сада в течение 2 лет является недостаточным, поскольку республиканский бюджет принимается на трехлетний срок. Также необходимо заложить денежные средства для разработки проектно-сметной документации.
Заместителем прокурора ФИО4 на апелляционную жалобу подано возражение, в котором он просит решение суда оставить без изменения в связи с ее необоснованностью указывая, что основными мерами, направленными на обеспечение доступности и качества дошкольного образования является государственная поддержка строительства новых дошкольных образовательных учреждений, включая и негосударственный сектор.
В судебное заседание представители администрации муниципального района "Тандинский кожуун" Республики Тыва ФИО5, Отдела образования при администрации Тандинского кожууна Оюн С.С., Министерства финансов Республики Тыва и Минист ерства образования Республики Тыва, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явились, ходатайств об отложении заседания не заявляли.
Судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Выслушав мнение представителя отдела образования при администрации муниципального района "Тандинский кожуун" Респубюлики Тыва по доверенности ФИО6, прокурора ФИО7, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, просивших решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 08 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действии Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - Закон) с 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Пунктом 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Право прокурора обращаться в суд в защиту гарантированных прав неопределенного круга лиц предусмотрено частью 1 статьи 45 ГПК РФ.
Правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, определено, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных организациях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, за последние три года в Тандинском районе рождаемость детей увеличилась до 13 228, за указанный период и до 2015 года на территории кожууна новые здания детских садов не строились. Движение очереди по устройству детей в основном происходит за счет введения дополнительных мест, что влечет их переполнение.
Согласно имеющемуся в материалах дела ответу председателя администрации Тандинского кожууна от 16 апреля 2015 года N327, в связи с рассмотрением вопроса строительства новых дошкольных образовательных учреждений на территории кожууна, администрацией проведены мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство двух детских садов в ** и в **. В 2013 году из муниципального бюджета оплачено 2 000000 (два миллиона) рублей а в 2014 году выделены 1000800 (один миллион восемьсот) рублей. Проектно-сметная документация находится в Отделе образование, решение о строительстве принимается Министерством образования и науки Республики Тыва (л.д.9).
Из ответа отдела образования администрации Тандинского кожууна от 15 апреля 2015 года N 44 следует, что в 2015 году запланировано строительство детского сада на 160 мест в **. Проектно-сметная документация имеется. В очереди на обустройство в дошкольные учреждения кожууна по состоянию на 14 апреля 2015 года по кожууну состоят 460 детей, текущая очередность 231 ребенок (л.д.10).
Государственным автономным учреждением ** 30 июня 2014 года утверждено "Положительное заключение государственной экспертизы N 17-1-5-0019-14" на объект капитального строительства детский сад на 160 мест в **. Проектирование проведено ** (л.д.48-49).
В материалы дела представлены платежные поручения о перечислении денежных средств субсидий бюджетных учреждений на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг, на проведение государственной экспертизы проектной документации и платы на предоставление доступа и использования линий связи на строительство детских садов, на санитарно-гигиеническое обслуживание (л.д.22-29).
Согласно Уставу муниципального района "Тандинский кожуун" Республики Тыва от 09 июня 2005 года N 138 (с изменениями от 19 декабря 2014 года), к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время (л.д.15-17).
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку для реализации права на общедоступное, бесплатное образование органы местного самоуправления обязаны создать достаточную сеть дошкольных образовательных организаций, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. Администрацией не представлено доказательств подтверждающих принятие исчерпывающих мер по обеспечению детей возможностью получения дошкольного образования.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности определенного судом срока для строительства нового детского сада являются несостоятельными, поскольку финансовое обеспечение деятельности администрации Тандинского кожууна осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации из республиканского бюджета. Из представленных материалов видно, что в 2015 году уже запланировано строительство детского сада на 160 мест в ** и составлена проектно-строительная документация, по которой дано положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное начальником ** ФИО8 30 июня 2014 года. Согласно представленным сведениям администрации муниципального района и отдела образования администрации, финансирование на строительство детских садов частично произведено (л.д.48-49).
С учетом изложенного и того обстоятельства, что орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования в форме посещения детских садов детьми в возрасте до семи лет без введения дополнительных мест в детских садах, что влечет их переполнение, в настоящее время в ** 863 детей не обустроены в детские сады, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о возложении обязанности по расширению сети дошкольных образовательных учреждений путем строительства нового детского сада в селе ** на администрацию муниципального района "Тандинский кожуун" Республики Тыва.
С учетом проведенных видов предварительных работ судебная коллегия полагает определенный судом первой инстанции срок в 2 года для строительства нового детского сада в ** достаточным и разумным.
Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции юридически значимые обстоятельства установлены правильно, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тандинского районного суда Республики Тыва от 09 сентября 2015 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 декабря 2915 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.