судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Колгановой В.М.
судей: Марчукова А.В., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре: Булдаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах ФИО1 к государственному казенному учреждению Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района" о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве безработного,
по апелляционной жалобе ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района",
на решение Быковского районного суда Волгоградской области от 22 октября 2015 года, которым
были удовлетворены исковые требования прокурора Быковского района Волгоградской области в интересах ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав прокурора Мамину Н.Л., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Быковского района Волгоградской области в интересах ФИО1 обратился с иском к ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района" о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве безработного.
В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района" с заявлением о признании его безработным и назначении пособия по безработице.
Однако ответчиком в удовлетворении заявления было отказано, поскольку им не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Полагал, что отказ ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района" в признании ФИО1 безработным и назначении ему пособия по безработице является незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы в области социального обеспечения.
На основании изложенного, просил признать незаконным отказ ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района" в постановке ФИО1 на учет в качестве безработного, возложить на ответчика обязанность по постановке его на учет в качестве безработного с момента обращения с соответствующим заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района" оспаривает законность и обоснованность постановленного по делу решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Полагает, что суд необоснованно удовлетворил заявленные требования, не принял во внимание требования п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации N 1032-1 от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с которыми, в качестве основного документа для признания гражданина безработным для последующего назначения ему пособия по безработице является справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Однако такой документ ФИО1 не представлен.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Безработными не могут быть признаны граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.
Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации безработных граждан, в соответствии с п. 3 которых, регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными этим же Постановлением, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В силу п. 4 Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
По смыслу ст. 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" справка о средней заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице.
Так, согласно п. 1 ст. 30 Закона, пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в п. 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
При этом в пункте 2 ст. 30 Закона пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм права отсутствие у лица справки о среднем заработке, которую он не может получить от бывшего работодателя по объективным причинам, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного для последующего получения пособия в минимальном размере.
Данные выводы согласуются с правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в п. 2 Постановления от 22 октября 2009 г. N 15-П, согласно которой Конституция РФ, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1 ч. 1; ст. 7 ч. 1) гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (ст. 37 ч. 1 и 3) и право на социальное обеспечение (ст. 39 ч. 1). По смыслу указанных статей Конституции РФ во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях.
Таким образом, отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района" с заявлением о признании его безработным и назначении пособия по безработице.
Решением ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " в удовлетворении заявления было отказано, поскольку ФИО1 не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Таким образом, основанием для отказа в постановке на учет в качестве безработного со стороны ответчика послужило не предоставление ФИО1 необходимого комплекта документов в полном объеме, а именно - справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы ФИО1 в соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" необходима лишь для расчета размера пособия по безработице. Однако ее отсутствие не является основанием для отказа в признании гражданина безработным и постановке его на учет в качестве безработного.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно удовлетворил исковые требования, не принял во внимание, что для постановки на учет в качестве безработного необходимо представить полный пакет документов, предусмотренный Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891, является несостоятельным и основан на неправильном толковании норм материального права, так как Законом "О занятости населения в Российской Федерации" и Правилами не предусмотрено такого основания для отказа в постановке гражданина на учет в качестве безработного как отсутствие сведений о среднем заработке за последние 3 месяца, поскольку, как указано ранее, такие сведения необходимы исключительно для определения размера пособия по безработице.
В этой связи, не предоставление ФИО1 указанной справки, не является препятствием для признания его безработным и постановки на учет в качестве безработного.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Быковского районного суда Волгоградской области от 22 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГКУ Волгоградской области "Центр занятости населения Быковского района", без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Копия верна:
Судья
Волгоградского областного суда А.В. Марчуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.