СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Сироткиной Е.М., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.
с участием прокурора К.
рассмотрев в судебном заседании 30 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Мустафаевой И.О. на решение Усинского городского суда от 14 сентября 2015 года, по которому
признана деятельность индивидуального предпринимателя Мустафаевой И.О. в деятельности кафе " ... ", расположенного по адресу: "Адрес обезличен" выразившиеся в проведении развлекательных мероприятий с музыкальным сопровождением с использованием звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств после 23.00 ч. Незаконной;
на индивидуального предпринимателя Мустафаеву И.О. возложена обязанность в деятельности кафе " ... ", расположенного по адресу: "Адрес обезличен" прекратить проведение развлекающих мероприятий с музыкальным сопровождением с использованием звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств после 23.00 ч.;
с индивидуального предпринимателя Мустафаевой И.О. в доход бюджета муниципального образования городской округ "Усинск" взыскана государственная пошлина в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Сироткиной, пояснения прокурора К.., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Усинска Республики Коми в интересах Зайченко Е.В. обратился с иском к ответчику с требованием о признании незаконной и возложении обязанности прекратить деятельность по проведению развлекательных мероприятий в кафе " ... " с музыкальным сопровождением с использованием звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств. В обоснование заявленных требований указывает, что ответчиком осуществляется деятельность кафе " ... " в здании, расположенном по адресу: "Адрес обезличен", которое является пристроенным к жилому дому "Адрес обезличен". Деятельность кафе осуществляется в период времени с 09.00 ч. до 02.00 ч. с использованием звуковоспроизводящих и звукоусиливающих устройств, что является нарушением п. 4.2 СанПиН 42-128-4396-87, согласно которому работа дискотек, музыкальных ансамблей в кафе, ресторанах, танцевальных залах и танцевальных верандах должна заканчиваться в 23 часа. Особенно жесткие требования должны предъявляться к объектам, расположенным во встроенных и пристроенных к зданиям помещениям и открытым танцевальным верандам.
Истица, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с нахождением в отпуске за пределами города Усинска.
В судебном заседании помощник прокурора Изъюров С.М. заявленные исковые требования поддержал.
Ответчик ИП Мустафаева И.О. и ее представитель адвокат Нечунаев И.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РСФ в отсутствие представителей третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Республике Коми и администрации муниципального образования городского округа "Усинск".
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик с решением суда не согласна и просит отменить, ссылаясь на его незаконность.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также поступивших на жалобу возражений, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
На основании статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
По делу установлено, что дом "Адрес обезличен" является многоквартирным жилым домом
Согласно плану земельного участка и техническому паспорту к жилому дому "Адрес обезличен" пристроено здание, имеющее почтовый адрес: "Адрес обезличен"
На основании договора аренды нежилого здания, находящегося в муниципальной собственности от "Дата обезличена" "Номер обезличен", заключенного между администрацией муниципального образования городского округа "Усинск" (арендодатель) и ИП Мустафаевой И.О.(арендатор), последнему во временное владение и пользование предоставлено торговое здание - магазин " ... " общей площадью ... кв. м., расположенное по адресу "Адрес обезличен" для использования под кафе, сроком с "Дата обезличена" по "Дата обезличена"
"Дата обезличена" между арендодателем и ответчиком заключен договор аренды указанного нежилого здания "Номер обезличен" на новый срок, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена"
В указанном помещении располагается кафе " ... ".
Согласно выписке из реестра от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о размещении объекта торговли, общественного и бытового обслуживания населения, объект кафе " ... " поставлен на учет дислокации объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с режимом работы с 09.00 ч. до 02.00 ч. ежедневно без выходных.
Прокуратурой г. Усинска Республики Коми в связи с коллективным обращением жильцов многоквартирного дома проведена проверка ИП Мустафаевой И.О. в части деятельности кафе " ... ".
Установлено, что музыкальное сопровождение в кафе осуществляется с 16.00 ч. до 02.00 ч., режим работы с 09.00 ч. до 02.00 ч. ежедневно без выходных.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования санитарных правил СП 2.3.6.1066-01. "Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 (далее - СП 2.3.6.1066-01.), распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, ... , а также индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 2.2 СП 2.3.6.1066-01. размещение организаций торговли в жилых домах и зданиях иного назначения осуществляется в соответствии со СНиПами "Общественные здания и сооружения", "Жилые здания".
При этом установлено, что деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли
Признавая, что работа предприятия общественного питания кафе " ... " после 23 противоречит требования законодательства, суд первой инстанции руководствовался пунктом 4.10 Свода правил СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе представленных в материалы дела доказательств, оценке фактических обстоятельств дела, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу пункта 4.10 СНиП 31-01-2003. "Здания жилые многоквартирные" в цокольном, первом и втором этажах жилого здания допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.
Не допускается размещать все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 часов; предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 м2 и с музыкальным сопровождением.
Также запрет на размещение в жилом доме ночных предприятий общественного питания предусмотрен и СП 54.13330.2011 "Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003", утвержденным и введенным в действие с 20.05.2011 Приказом Минрегиона России от 24.12.2010 N 778.
Из конституционно закрепленного принципа социального характера российского государства (часть 1 статьи 7 Конституции РФ) вытекает его обязанность по принятию мер, направленных на создание санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 2 статьи 41 Конституции РФ) и благополучной окружающей среды, право на которую предусмотрено статьей 42 Конституции РФ. Названный принцип предполагает обязанность всех без исключения лиц по соблюдению общеобязательных правил и норм в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу части 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ ограничение гражданских прав на основании федерального закона допустимо в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право Мустафаевой И.О. на осуществление предпринимательской деятельности не должно нарушать права и интересы жителей жилого дома. Федеральный закон N52-ФЗ, закрепляя в статье 8 право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, предусматривает, что жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (пункт 1 статьи 23).
Так, в силу пункту 3.2 СанПиН 2.1.2.2645-10 в жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям.
СанПиН 2.1.2.2645-10 регламентирует уровни шума при эксплуатации инженерного и технологического оборудования, установленного в помещениях общественного назначения. Однако в соответствии с Методическими указаниями МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях" уровень шума, обусловленный поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории, оценке и регламентации не подлежит.
В соответствии с санитарными нормами "СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы" допустимый уровень шума - это уровень, который не вызывает у человека значительного беспокойства и существенных изменений показателей функционального состояния систем и анализаторов, чувствительных к шуму.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ).
В материалы дела представлены документы, подтверждающие, что в прокуратуру г. Усинска, УМВД России по г. Усинску поступали многочисленные обращения о нарушениях действующего законодательства со стороны владельцев кафе от жильцов дома "Адрес обезличен". Жалобы и обращения содержат сведения нарушении тишины в ночное время громкой музыкой, доносящейся из кафе, сборами, драками, бранью, смехом и громкими разговорами посетителей кафе, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на прилегающей к кафе территории.
При таких обстоятельствах городской суд пришел к правильному выводу о том, что осуществление ответчиком деятельности по эксплуатации указанного кафе с нарушением санитарных правил несет в себе общественную опасность, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем продолжение работы кафе " ... " в ночное время, может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства. При этом ответчик, в силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ в своей деятельности обязан соотносить свои интересы с интересами граждан, проживающих в доме, где находится кафе, с тем, чтобы его деятельность не создавала предпосылок для нарушения их права на отдых в ночное время.
Фактически доводы апелляционной жалобы обусловлены субъективным толкованием норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, к переоценке установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела судом первой инстанции, не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мустафаевой И.О. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.