Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 декабря 2015 г. по делу N 33А-2139/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
при секретаре ФИО5,
с участием истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") ФИО4 на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика ФИО1 к ФГКУ "Росвоенипотека" о возмещении денежных средств.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в войсковой части N и является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС). В октябре 2014 года он был исключен из реестра участников НИС, а в мае 2015 года вновь восстановлен в указанном реестре.
В связи с исключением ФИО1 из реестра ФГКУ "Росвоенипотека" прекратило перечисление ежемесячных платежей по кредитному договору и в указанный период он самостоятельно выполнял кредитные обязательства, перечислив в банк 160 725 руб. из собственных денежных средств.
Полагая, что этими действиями ответчика ему причинен ущерб, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать ФГКУ "Росвоенипотека" выплатить ему денежные средства в указанном размере, а также взыскать в его пользу судебные расходы в размере 4 424 руб. 12 коп.
Гарнизонный военный суд иск ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с судебным решением в связи с неправильным применением норм материального права, поскольку отсутствуют законные основания для возмещения вреда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование своих доводов утверждает, что вина ФГКУ "Росвоенипотека" в исключении ФИО1 из реестра участников НИС отсутствует, а действия ответчика, связанные с приостановкой платежей по кредитному договору, были обусловлены поступившими из регистрирующего органа сведениями. Кроме того, ФГКУ "Росвоенипотека" выполнены все предусмотренные законом требования, в том числе по восстановлению на именном накопительном счете ФИО1 денежных средств, которыми он сможет воспользоваться при возникновении у него права на использование накоплений.
Ссылаясь на Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Указ Президента Российской Федерации "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", постановление Правительства Российской Федерации "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800, приказ МВД России от 28 декабря 2005 г. "Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России", а также вступившее в законную силу судебное решение Московского гарнизонного военного суда от 25 марта 2015 г. считает, что отсутствуют обязательные условия для наступления ответственности ФГКУ "Росвоенипотека" за вред.
По мнению представителя ответчика, ФГКУ "Росвоенипотека" действовало в соответствии с Правилами ведения именных накопительных счетов (далее - ИНС) участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655.
Автор апелляционной жалобы полагает, что погашение обязательств по ипотечному кредиту осуществлялось ФИО1 по собственной инициативе, так как в соответствии с подп. "в" п. 30 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370, в случае просрочки очередного ежемесячного платежа уполномоченным органом кредитор не вправе начислять пени или требовать от участника досрочного исполнения обязательств по договору за счет собственных средств участника.
При этом использование ФИО1 собственных средств для погашения обязательств не причинило ему материального ущерба, поскольку накопления за период приостановки платежей учтены на его именном накопительном счете и могут быть им востребованы при наступлении права на их использование.
Представитель ответчика обращает внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации до возникновения у ФИО1 права на использование накоплений.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия исходит к следующего.
В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, которые являются участниками накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) одним из способов реализации права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы является предоставление им целевого жилищного займа.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа, в том числе в целях приобретения жилого помещения, уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Согласно ч. 3, 5-6 этой же статьи Закона целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период. Такой заем на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) предоставляется в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенного соответствующим договором, но не чаще одного раза в месяц, при этом объем предоставляемых средств не должен превышать фактический объем средств, учтенных на именном накопительном счете участника на конец месяца, предшествующего осуществлению очередной выплаты. Источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
В соответствии с ч. 4-5 и 8-9 ст. 5 Закона учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках накопительно-ипотечной системы, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию. Учет этих накоплений ведется на именных накопительных счетах участников уполномоченным федеральным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации и правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.
Во исполнение требований Закона и Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека").
В соответствии со ст. 7 Закона, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их накопительных счетов.
Согласно п. 5 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89, регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с этими Правилами.
В соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. N 1059 и утвержденной этим приказом Инструкцией о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России возложены на Управление расквартирования и строительства тыла ГК ВВ МВД России, которое как регистрирующий орган исполняет обязанности по включению, исключению военнослужащих из реестра участников НИС и внесению в него изменений.
Из изложенного следует, что все сведения на военнослужащих-участников НИС Внутренних войск МВД РФ поступают в ФГКУ "Росвоенипотека" от вышеуказанного регистрирующего органа, что является правовым основанием для совершения определённых действий в отношении именных накопительных счетов участников НИС - военнослужащих внутренних войск ВВ МВД России.
В соответствии с п. 6 и 8 Правил ведения именных накопительных счетов (ИНС) участников НИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, основанием для открытия и закрытия ИНС являются, соответственно, включение и исключение военнослужащего из реестра участников НИС федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Документом, подтверждающим возникновение оснований для открытия и закрытия ИНС, являются соответствующие уведомления федерального органа исполнительной власти, которые поступают в ФГКУ "Росвоенипотека".
Из приведенных нормативных положений следует, что, несмотря на отсутствие у ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности проверять правомерность представленных из регистрирующего органа сведений, прекращение платежей по кредитным обязательствам участника НИС происходит вследствие совместных действий регистрирующего органа и ФГКУ "Росвоенипотека".
По делу установлено, что на основании сведений Управления расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России (далее - Управление) ФГКУ "Росвоенипотека" ФИО1: 27 апреля 2011 г. был открыт, а 29 сентября 2014 г. закрыт именной накопительный счет.
В указанный период 27 февраля 2012 г. ФИО1 на основании договора целевого жилищного займа предоставлен такой заем для уплаты первоначального взноса в целях приобретения квартиры и погашения обязательств перед кредитором по договору, и в тот же день им был заключен кредитный договор с банком (кредитором), в соответствии с п. 3.6 которого, платежи кредитору поступают от заемщика ( ФИО1) за счет средств указанного целевого жилищного займа.
В связи с исключением ФИО1 из реестра участников НИС ФГКУ "Росвоенипотека" перестала осуществлять платежи во исполнение кредитного договора.
Вступившим в законную силу решением Московского гарнизонного военного суда от 25 марта 2015 г. действия Управления, связанные с исключением ФИО1 из реестра участников НИС, признаны незаконными, а на начальника Управления возложена обязанность по восстановлению ФИО1 в реестре участников НИС и направлении соответствующих сведений в ФГКУ "Росвоенипотека".
Из материалов дела видно, что на основании полученных из Управления сведений о восстановлении ФИО1 в указанном реестре ФГКУ "Росвоенипотека" 1 июня 2015 г. открыло истцу ИНС и учло на этом счете денежную сумму в размере 160 725 руб., которую ФИО1 выплатил кредитору (банку) за счет своих собственных средств с момента исключения из реестра участников НИС до восстановления в этом реестре.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что в этом случае погашение ФИО1 обязательств по кредитному договору осуществлялось по собственной инициативе не основано на нормах материального права и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Действительно, подп. "в" п. 30 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. N 370 (далее - Правила предоставления целевых жилищных займов), предусмотрено требование о необходимости указания в договоре положений, согласно которым, в случае просрочки очередного ежемесячного платежа уполномоченным органом кредитор не вправе начислять пени или требовать от участника досрочного исполнения обязательств по договору ипотечного кредита за счет собственных средств участника.
Выполнение данного требования нормативного правового акта подтверждается содержанием п. 4.4.1 вышеуказанного кредитного договора, из которого следует возможность предъявления кредитором (банком) к заемщику ( ФИО1) требований о досрочном исполнении обязательств лишь при просрочке очередного ежемесячного платежа за счет средств целевого жилищного займа более чем 45 календарных дней.
Вместе с тем в соответствии с подп. 1 п. 3.6 и корреспондирующими ему положениями раздела 7 этого же кредитного договора исполнение ФИО1 всех обязательств по договору за счет собственных средств предусмотрено в случае исключения его из реестра участников НИС, в результате чего он теряет право на получение средств по договору целевого жилищного займа.
Эти положения кредитного договора соответствуют Общим положениям об обязательствах и договоре, предусмотренным разделом III части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 819 ГК РФ и не противоречат приведенным положениям подп. "в" п. 30 Правил предоставления целевых жилищных займов.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Таким образом, в результате признанных судом незаконными действий регистрирующего органа, осуществляющего ведение реестра, и последовавших за этим действий ФГКУ "Росвоенипотека" по прекращению погашения обязательств по ипотечному кредиту, ФИО1 был вынужден производить платежи по кредитному договору из своих собственных средств, что повлекло причинение ему убытков в виде расходов для восстановления предусмотренного законом права на жилище, которые не должен был нести при надлежащем исполнении своих обязанностей уполномоченными федеральными органами.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что использование ФИО1 собственных средств для погашения обязательств не причинило ему материального ущерба, поскольку накопления за период приостановки платежей учтены на его именном накопительном счете и могут быть им востребованы при наступлении права на их использование, не соответствует приведенным нормам материального права и вышеизложенным фактическими обстоятельствам дела.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о возложении на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по производству выплаты денежных средств судебная коллегия исходит также из того, что именно этот федеральный орган в силу Закона обеспечивает функционирование накопительно-ипотечной системы, и в его ведении находятся накопительные счета участников НИС, в том числе истца, на которых формируются накопления, и с которых производятся выплаты по обязательствам, возникающим в результате реализации этими участниками права на жилище.
При этом, вопреки утверждению в апелляционной жалобе об обратном, такое решение суда не является предоставлением ФИО1 возможности использования им накоплений, право на которые у него не возникло в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 10 Закона, а направлено исключительно на возмещение причиненных ему убытков.
Нахождение этих накоплений в собственности Российской Федерации не является препятствием для их выплаты истцу при установленных судом первой инстанции данных, поскольку в силу указанных положений ст. 1069 ГК РФ возмещение вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 1 октября 2015 г. по исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" ФИО4 - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий
ФИО7
Секретарь судебного заседания
ФИО5
14 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.