Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 09 октября 2015 года, которым постановлено:
обязать Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить до 01 января 2016 года несовершеннолетним С.А.К., "дата" года рождения, и С.Т.К., "дата" года рождения, места в группе полного дня в муниципальном образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования по месту проживания в г.Йошкар-Оле в соответствии с приказом Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 19 марта 2015 года N 88 "О закреплении территорий городского округа "Город Йошкар-Ола" за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями г.Йошкар-Олы в 2015 году" либо места в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Йошкар-Олы - в детских садах "N", "N", "N", "N".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серебрякова Е.М. обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Управление), в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просит возложить на Управление образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" обязанность предоставить до 01 января 2016 года ее несовершеннолетним детям С.А.К., "дата" года рождения, и С.Т.К., "дата" года рождения, места в группе полного дня от 02 до 03 лет или 03 до 04 лет в муниципальном образовательном учреждении, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с приказом Управления от 19 марта 2015 года N 88 "О закреплении территорий городского округа "Город Йошкар-Ола" за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями г.Йошкар-Олы в 2015 году" либо при отсутствии мест в детских садах в соответствии с вышеназванным приказом предоставить места в одном из муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.Йошкар-Олы - в детских садах "N", "N", "N", "N". В обоснование иска указала, что "дата" у истца Серебряковой Е.М. родились близнецы А. и Т ... "дата" истец подала документы в Управление для постановки в льготную очередь на получение места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее МДОУ) на основании того, что истец является многодетной матерью. "дата" истец представила в Управление удостоверение многодетной семьи и сдала его копию специалисту, который выдал талончик о том, что истец находится в льготной очереди на получение места в детском саду. С марта " ... " года истец неоднократно приходила в Управление, где ей указывали на то, что списки льготной очереди не сформированы, а затем предложили явиться в Управление в марте " ... " года. "дата" истцу выдали справку о том, что ее дети находятся в льготной очереди под номерами 432, 433. "дата" истец обратилась в Управление с заявлением о восстановлении ее детей в льготной очереди с момента подачи документов "дата", однако получила ответ о том, что документы на льготную очередь истец подала лишь "дата", что не соответствует действительности. Места в детском саду детям истца не предоставлены до настоящего времени. Истец считает, что нарушены права ее детей на получение бесплатного дошкольного образования, гарантированные Конституцией Российской Федерации и Законом РФ "Об образовании".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении его исковых требований, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на то, что предоставление мест детям истца в нарушение льготной очереди нарушает права детей, поставленных в льготную очередь ранее, чем дети Серебряковой Е.М. Все перечисленные в решении суда МДОУ детьми полностью укомплектованы, а увеличение количества детей сверх установленных норм нарушит права детей, посещающих данные МДОУ. Увеличение количества детей сверх установленных норм в МДОУ приведет к нарушению установленных СанПиН, которыми определено допустимое количество детей в группах. Не основано на законе и решение суда в части предоставления мест в детских садах NN " ... " за которыми приказом Управления от 19 марта 2015 г. N 88 не закреплена территория проживания истца. Вопрос реализации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях является государственной гарантией и не связан с полномочиями органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. Решение суда по сути является требованием о создании дополнительных мест в перечисленных в решении МДОУ, которое возможно будет исполнить только при выделении дополнительных бюджетных ассигнований.
В возражениях на апелляционную жалобу Серебрякова Е.М. приводит доводы в поддержку решения суда, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей Управления Васьковой А.А., Кузнецовой Е.А., поддержавших доводы жалобы, Серебряковой Е.М. и ее представителя Татариновой И.С., просивших решение суда оставить без изменения, представителя третьего лица администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Капустиной Т.В., просившей решение суда отменить, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Серебрякова Е.М. является матерью несовершеннолетних С.А.К. и С.Т.К., родившихся "дата".
Семья Серебряковой Е.М. является многодетной, получает меры социальной поддержки многодетных семей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", в том числе имеет право на первоочередное зачисление в дошкольное учреждение.
"дата" истец обратилась в Управление, с заявлением о предоставлении мест в детском саду для ее несовершеннолетних детей.
"дата" истец поставлена на учет для получения путевок в детский сад, без указания наличия льготы с отметкой о дате комиссии для получения путевок в детский сад "дата".
На обращение Серебряковой Е.М. в Управление, об обеспечении ее несовершеннолетних детей местами в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Йошкар-Олы, ответами от 22 июня 2015 года и 06 августа 2015 года Управление сообщило, что номера в льготной очереди детей истца по возрастной категории "первая младшая группа" (дети от 2-х до 3-х лет) на 2015 год - 432, 433. Истец поставлена на льготную очередь с "дата".
Места в дошкольном образовательном учреждении несовершеннолетним детям истца не предоставлены до настоящего времени.
Удовлетворяя требования истца, суд обоснованно исходил из того, что закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона РФ "Об образовании в РФ" N273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Исходя из положений, предусмотренных ст. 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
При таких обстоятельствах, вывод суда об удовлетворении заявленных требований истца, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих принятие органом местного самоуправления в порядке, установленном статьей 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", мер для решения вопроса об устройстве детей истца в муниципальное дошкольное образовательное учреждение либо в другую общеобразовательную организацию по месту жительства истца, является верным. Указанный вывод согласуется с вышеприведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
Не является основанием к отмене решения суда доводы жалобы о том, что предоставление мест детям истца в нарушение льготной очереди, нарушает права детей, поставленных в льготную очередь ранее, чем дети Серебряковой Е.М., что все перечисленные в решении суда МДОУ детьми полностью укомплектованы, а увеличение количества детей сверх установленных норм нарушит права детей, посещающих данные МДОУ, а также довод жалобы о том, что увеличение количества детей сверх установленных норм в МДОУ приведет к нарушению установленных СанПиН, которыми определено допустимое количество детей в группах.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования лежит на Управлении образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в соответствии с п. 2.1.1. Положения об управлении образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного Решением Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 22 апреля 2015 г. N 143-VI.
Абзацем четвертым пункта 2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, с учетом СанПиН, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
Вопреки доводам ответчика положения ст. 67 Закона РФ "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ не являются основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении иска. В приеме в государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть отказано по причине отсутствия свободных мест, но орган местного самоуправления обязан обеспечить возможность каждому ребенку получить бесплатное дошкольное образование.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции доказательств, бесспорно свидетельствующих об отсутствии свободных мест в детских садах, расположенных по месту жительства истца и в территориальной доступности от него, ответчиком не представлено.
Определенный судом срок предоставления ребенку места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении является разумным.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, сводятся к повторению позиции ответчика, выраженной им в суде первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 09 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.