Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего Коржакова И.П.
Судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при секретаре Игнатовой Г.А.
с участием прокурора Заболоцкой И.В., представителя ответчика - Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Молокова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Сычевского районного суда Смоленской области от 16 июля 2015 года,
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения прокурора Заболоцкой И.В., представителя ответчика - Государственного учреждения - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Молокова В.Е.,
установила:
Прокурор Новодугинского района Смоленской области обратился в суд в интересах Исаева В.В. с иском к Государственному учреждению - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее- ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ) обязать предоставить санаторно-курортную путевку. В обоснование требований указал, что поскольку Исаев В.В. является "данные изъяты", получателем государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, он имеет право на обеспечение санаторно-курортным лечением за счет средств федерального бюджета. 09.01.2014г. Исаев В.В. обратился с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки, однако ответчик не предоставил ему путевку в 2014г. Просил суд обязать ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ предоставить Исаеву В.В. социальную гарантию в виде санаторно-курортного лечения за 2014 год.
Представитель ответчика заявленные требования не признала, сославшись на то, что расходы на предоставление гражданам получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, определенных в федеральном бюджете. Денежные средства, выделенные в 2014 году Фонду, освоены в полном объеме. Поскольку регистрация очередности предоставления санаторно-курортной путевки предусматривается, необходимо соблюдать требования ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. По заявлению от 27.06.2014г. Исаев В.В. поставлен на очередь на получение санаторно-курортного лечения под N285. В 2014 году филиалом было выдано 107 санаторных путевок. По состоянию на 15.07.2015г. номер очереди, Исаева В.В. - 99. На данный момент путевка не предоставлена по причине недостаточного финансирования из федерального бюджета.
Решением Сычевского районного суда Смоленской области от 16 июля 2015 года исковые требования прокурора Новодугинского района Смоленской области в интересах Исаева В.В. удовлетворены. Суд постановил:
Государственному учреждению - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Исаеву В.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
В апелляционной жалобе ГУ - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывает на то, что обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств не представляется возможным; на момент подачи заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами, поэтому обеспечить всех нуждающихся путевками, в том числе и истца, не представляется возможным. Судом не учтено отсутствие надлежащего бюджетного финансирования и наличие очередности, что осуществление прав одних за счет прав других лиц не допустимо.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что заявление Исаева В.В. от 9 января 2014г. о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2014 году было рассмотрено ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ 16.01.2014г., указано на то, что по состоянию на 01.01.2014г. Исаев В.В. уже стоит на учете на получение санаторно-курортного лечения (заявление от 11.10.2013г.), его очередь под N139, в связи с чем, не представляется возможным поставить его ещё раз на очередь для получения санаторно-курортного лечения в 2014 году.
Заявление Исаева В.В. от 27 июня 2014г. было рассмотрено ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ. Он принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под номером 285. В 2014 году филиалом было выдано 107 санаторных путевок. По состоянию на 15.07.2015г. номер очереди Исаева В.В. - 99.
В 2014 году Исаеву В.В. путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена.
Разрешая спор и удовлетворяя исковое заявление прокурора, действовавшего в интересах Исаева В.В., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Исаев В.В., своевременно обратившийся к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал ответчика предоставить Исаеву В.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
Суд также указал, что отсутствие надлежащего и полного бюджетного финансирования, наличие очередности различной категории льготников, предоставление путевки ранее в другие годы, как в отдельности, так и в совокупности, не могут являться основанием для лишения права ежегодной льготы по предоставлению путевки на бесплатное санаторно-курортное лечение, то есть права и законные интересы гражданина не могут быть поставлены в зависимость от межбюджетных отношений, отсутствие денежных средств не может являться основанием для ограничения гарантированного государством права гражданина на социальную помощь.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о нарушении права Исаева В.В. на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год и возложении обязанности по этой причине на ответчика предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (пункт 8).
В силу подпункта 1.1 пункта 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256.
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальными органами Фонда заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Частью 3 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации (пункты 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (часть 1 статьи 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Согласно части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2014 году в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.12.2013 N750н установлена, в частности, в размере, не превышающем 976,3 руб.; для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (пункт 3 названного Приказа).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
То есть не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение части 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, но в течение календарного года не был обеспечен путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Суд, разрешая спор, неправильно истолковал положения нормативных актов, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Исаеву В.В. путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
При принятии решения, обязывающего ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС РФ предоставить Исаеву В.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Смоленской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Исаева В.В. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
С учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия считает, что принятое по делу судебное постановление нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права (п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
С учетом изложенного судебная коллегия принимает новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора Новодугинского района Смоленской области, действующего в интересах Исаева В.В.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ,
определила:
Решение Сычевского районного суда Смоленской области от 16 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска прокурора Новодугинского района Смоленской области, действующего в интересах Исаева В.В., к Государственному учреждению - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании предоставить Исаеву В.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.