Судья Ярославского областного суда Преснов В.С.,
при секретаре Воробьевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя защитника Христова А.В. по доверенности Полетаева В.П. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, врио начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 23.09.2015 и на решение судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 10.11.2015, принятых по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении директора ООО "Тутаевлес" Христова А.В.,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, врио начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО "Тутаевлес" Христов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В постановлении указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении ООО "Тутаевлес". В результате деятельности ООО "Тутаевлес" образуются отходы производства и потребления. По результатам проверки установлено, что за 2013г., 2014г., статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) ООО "Тутаевлес" не подана в уполномоченный орган, учет в области обращения с отходами с соответствии с Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" не ведется.
Решением судьи Заволжского районного суда г.Ярославля от 10.11.2015 жалоба Христова А.В. на указанное постановление оставлена без удовлетворения.
На постановление и решение судьи Христовым А.В. принесена жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы указано, что на официальном сайте Управления Росприроднадзора по Ярославской области в перечне юридических лиц индивидуальных предпринимателей, отчитывающихся по форме 2-ТП, ООО "Тутаевлес" не указано. Информации о включении ООО "Тутаевлес" в данный перечень организаций не получали. Факт извещения лица привлеченного к административной ответственности о необходимости предоставления формы отчета 2-ТП не доказан.
Заслушав защитника Христова А.А. по доверенности Полетаева В.П., исследовав материалы дела об административном правонарушении, не нахожу оснований для отмены или изменения принятых по делу актов.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Закона об отходах к числу отходов относятся отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов является обращением с отходами. В свою очередь накопление отходов представляет из себя временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального Закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Субъекты предпринимательской деятельности также обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч.2 ст. 19 Закона об отходах производства и потребления).
Порядок учета в области обращения с отходами (далее Порядок), утвержденный приказом Минприроды России от 01.09.2011г. N 721, устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (п. 1 Порядка).
В соответствии с п. 3 Порядка материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при:
проведении инвентаризации отходов;
подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности);
ведении федеральных статистических наблюдений;
расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).
Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.
В соответствии с п. 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому к Порядку образцу, изложенные в приложениях 2,3,4. Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов (п. 6 Порядка).
Согласно п. 10 Порядка таблицы данных учета заполняются по юридическому лицу в целом, по его каждому обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии), индивидуальному предпринимателю.В соответствии с п.п. 20,21 Порядка индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Таблицы данных учета и учетные документы хранятся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в течение пяти лет.
Из указанных норм права следует, что юридические лица, у которых в результате деятельности образуются отходы производства и потребления, обязаны вести учет отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, представлять соответствующую отчетность в орган, осуществляющий сбор и обработку данных статотчетности.
Согласно постановлению должностного лица о назначении административного наказания Христов А.В. привлечен к административной ответственности за отсутствие в ООО "Тутаевлес", директором которого он является, учета в области обращения с отходами, который должен вестись в соответствии с Приказом Минприроды России от 01 сентября 2011г. N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", непредставлением отчета за 2013, 2014гг. по форме 2-ТП.
В соответствии с решением судьи Заволжского районного суда города Ярославля из постановления должностного лица исключено вмененное Христову А.В. непредставление отчета за 2013г. в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Материалами дела подтверждается, что в результате деятельности ООО "Тутаевлес" образуются отходы производства и потребления. В 2014г. организация на основании заключенных договоров передала в специализированные организации отходы I-Y классов. Поэтому общество обязано вести учет отходов производства и потребления. Но таблицы, данных учета переданных другим организациям для размещения, обезвреживания отходов (приложение 3 Порядка) в 2014г. не заполнялись, отчет по форме 2-ТП в Управление Росприродназора по Ярославской области не представлен.
Отсутствие в период проведенной проверки учета отходов в соответствии с вышеназванным Порядком подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Из представленных в судебное заседание областного суда дополнительных материалов следует, что ООО "Тутаевлес" располагает договорами на передачу отходов производства и потребления, паспортами на шесть видов отходов. Но таблица по учету отходов производства и потребления, предусмотренная Порядком учета отходов производства и потребления, была заполнена после завершения проверки.
Кроме того, материалами дела подтверждается непредставление в территориальный орган Росприроднадзора отчета по форме 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2014г.
ООО "Тутаевлес" относится к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Отчет формы 2-ТП (отходы) утвержден приказом Минэкономразвития РФ 28.01.2011г. N 17, сбор и обработка данных по отчету осуществляется в системе Росприроднадзора ( п. 1 приказа).
В связи с этим общество обязано представлять указанный отчет в территориальное управление Росприроднадзора.
Представление технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами не освобождает организацию от представления отчета по форме 2-ТП (Отходы).
Разработка и представление технического отчета предусмотрена частью 4 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления.
В соответствии с п. 1 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 25 февраля 2010 г. N 50, технический отчет разрабатывается и представляется в территориальный орган Росприроднадзора в целях утверждения предельно допустимых количеств отходов конкретного вида, направляемых на размещение в конкретных объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов с учетом экологической обстановки на территории, на которой расположены такие объекты.
Таким образом, технический отчет имеет самостоятельные цели, не связанные с учетом и обработкой данных, указываемых в отчете формы 2-ТП (отходы).
Изложенное подтверждает допущенные обществом нарушения требований части 3 статьи 18, частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что директор ООО "Тутаевлес" не предпринял необходимых мер по организации учета и представления отчетности в области обращения с отходами, хотя имел такую возможность, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ.
Неисполнение указанных норм права образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, так как обязанность ведения документов учета и отчетности регламентировано природоохранным законодательством, непосредственно связано с обращением с отходами производства.
Доказательств невозможности соблюдения природоохранного законодательства в силу обстоятельств, которые должностное лицо не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, не представлено. В связи с этим выводы должностного лица и судьи районного суда о доказанности субъективной стороны правонарушения являются правильными.
Административное наказание назначено с учетом положений ст.ст. 4.1-4.4 КоАП РФ
Нарушений процессуальных норм, регламентирующих производство по делу об административном правонарушении, не допущено.
Доводы жалобы о том, что Управление Росприроднадзора по Ярославской области не исполнило обязанность по информированию общества о необходимости отчитываться по форме 2-ТП (отходы), не разместило на сайте указанную форму и указания по ее заполнению, не являются основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда, так как материалами дела доказано отсутствие на период проверки ведения учета отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721. Обязанность, порядок и срок представления отчета урегулированы законодательством. Отсутствие на сайте территориального органа Росприроднадзора информации о предоставлении обществом отчета не является основанием для освобождения от исполнения обязанности, возложенной законом.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, является формальным, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Совершение правонарушения впервые, устранение нарушений законодательства после привлечения к административной ответственности, не является в силу закона основанием для квалификации правонарушения малозначительным.
В связи с изложенным оснований для отмены принятых по делу актов не усматривается.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, врио начальника отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора по Ярославской области от 23.09.2015 и решение судьи Заволжского районного суда города Ярославля от 10 ноября 2015г., принятых по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Христова А.В. оставить без изменения, жалобу защитника Христова А.В. по доверенности Полетаева В.П. - без удовлетворения.
Судья В.С.Преснов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.