Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.,
судей Кузьминой О.Ю., Семиколенных Т.В.,
при секретаре Колосовской Т.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузьминой О.Ю.
24 декабря 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 30 сентября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования военного прокурора Ярославского гарнизона в защиту прав Александрова В.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Департамента организации и жилищной политики мэрии г.Ярославля, выразившееся в неисполнении обязанности по предоставлению Александрову В.А. жилого помещения за счет средств федерального бюджета в собственность бесплатно.
Обязать Департамент организации и жилищной политики мэрии г.Ярославля предоставить Александрову В.А. на состав семьи из одного человека в собственность бесплатно соответствующее установленным требованиям жилое помещение в городе Ярославле общей площадью не менее 18 кв.м.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи областного суда Кузьминой О.Ю., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Ярославского гарнизона обратился в суд в защиту прав и законных интересов Александрова В.А. с исковым заявлением к Министерству финансов РФ, Департаменту организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля, Департаменту строительства Ярославской области, просит признать незаконным бездействие Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля в части непринятия мер по предоставлению Александрову В.А. жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета; обязать Департамент организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля предоставить Александрову В.А. жилое помещение за счет средств федерального бюджета в соответствии с нормой предоставления жилого помещения на семью, установленной Федеральным законом от 27.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" и Порядком обеспечения жилыми помещениями, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 25.07.2011 г. N; обязать Министерство финансов РФ за счет средств казны РФ Ярославской области необходимые денежные средства для реализации жилищных прав Александрова В.А., перечислив их Управлению федерального казначейства по Ярославской области, для выделения указанных средств Департаменту строительства Ярославской области; обязать Департамент строительства Ярославской области профинансировать в соответствии с действующим законодательством данные расходы за счет средств федерального бюджета, полученных в качестве субвенции на указанные цели.
В обоснование требований указано, что с 1998 года Александров В.А. является пенсионером Министерства обороны РФ, с февраля 1999 года состоит в мэрии города Ярославля на очереди на улучшение жилищных условий. В соответствии с п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятия до 1 января 2005 года, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Александров В.А. избрал вариант улучшения жилищных условий в виде предоставления ему жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с чем, департаментом организации строительства и жилищной политики мэрии г. Ярославля издан приказ от 24.06.2013 г. N25-ж о предоставлении Александрову В.А. жилого помещения в собственность бесплатно. Целевые субвенции из федерального бюджета выделались Ярославской области и распределялись городу Ярославлю в 2011-2013 годах, в размере, необходимом для реализации прав Александрова В.А. Однако в указанный период времени жилое помещение ему не предоставлено. Строительство жилого дома на "адрес", в котором истцу планировалось выделить жилое помещение, начатое в сентябре 2013 года, в 2014 году приостановлено в связи с отсутствием финансирования. Денежные средства на указанные цели в федеральном бюджете на 2014, 2015-2016 годы не предусмотрены. В результате бездействия Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля денежные средства, выделенные на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в 2011-2014 годах не были освоены, право Александрова В.А. не реализовано. До настоящего времени органом местного самоуправления меры для обеспечения истца жилым помещением не принимаются
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент финансов Ярославской области, Департамент финансов мэрии г. Ярославля, в качестве третьего лица - Управление федерального казначейства по Ярославской области.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к существенному нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии города Ярославля по доверенности Мореву Н.Б., возражения против доводов жалобы Александрова В.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Разрешая спор по существу, суд правильно установилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закон РФ от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта.
Конституционный Суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 8-П, Определение от 04.12.2003 N 415-О).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д" и "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
Таким образом, закрепляющая обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлена на установление механизма реализации права на жилище.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абз. 1).
Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абз. 12).
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абз. 13).
Согласно ч. 2.1 ст. 15 указанного Закона обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии со ст. 3 указанного ФЗ в целях обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона Российская Федерация передает соответствующие полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации пункта 2.1 статьи 15, пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Федерального закона N 342-ФЗ от 08.12.2010 года в части обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета граждан, перечисленных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" Постановлением Правительства Ярославской области N 544 от 25.07.2011 г. утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями вышеуказанных граждан.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Александров В.А. с 1998 г. является пенсионером Министерства обороны РФ, а с 11.02.1999 г. состоит в мэрии г. Ярославля на очереди на улучшение жилищных условий.
Таким образом, Александров В.А. имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в одной из предусмотренных законом форм.
Установив вышеперечисленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на обеспечение жилым помещением в порядке и на условиях, предусмотренных п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а именно на получение жилого помещения общей площадью не менее 18 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в г. Ярославле.
Поскольку Александров В.А. до настоящего времени таким жилым помещением не обеспечен, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования военного прокурора.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, исходя из установленных обстоятельств дела, мотивированы, подтверждены представленными сторонами доказательствами, которым дана надлежащая оценка по правилам оценки доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушений прав Александрова В.А. ответчиками не допущено, поскольку приобрести (построить) для истца жилое помещение требуемой площади не представляется возможным в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе и получение соответствующего государственного заказа, приводились представителями ответчика и третьего лица в суде первой инстанции. Данным доводам судом первой инстанции в решении дана надлежащая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Кроме того, приведенные в жалобе доводы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении заявления, не допущено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судебной коллегией.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Департамента организации строительства и жилищной политики мэрии г.Ярославля на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 30 сентября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.