Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Ибрагимовой А.М.,
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.,
при секретаре - Агарагимовой М.Х.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ибрагимовой А.М. административное дело по апелляционной жалобе главы администрации МР " "адрес"" РД Магомедова М. на решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 5 октября 2015 года по делу по заявлению прокурора "адрес" РД в интересах неопределенного круга лиц к MP " "адрес"" РД и МКОУ "Уллуаинская СОШ" "адрес" РД о признании незаконным бездействия MP " "адрес"" РД и МКОУ "Уллуаинская СОШ" "адрес" РД,
установила:
"адрес" обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к MP " "адрес"" РД и МКОУ "Уллуаинская СОШ" "адрес" РД о признании бездействия MP " "адрес"" РД и МКОУ "Уллуаинская СОШ" "адрес" РД незаконными, и обязании МКОУ "Уллуаинская СОШ" "адрес" РД и MP " "адрес"" РД в месячный срок получить соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения общеобразовательными учреждениями района лицензионного законодательства и установлено, что МКОУ "Уллуаинская СОШ" "адрес" РД с 2014 года по настоящее время осуществляется образовательная деятельность без соответствующей лицензии.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики РД от 29.01.2014г. N МКОУ "Уллуаинская основная общеобразовательная школа" предоставлена лицензия на осуществление образовательной деятельности на следующие уровни общего образования - начальное общее образование и основное общее образование.
В связи с завершением строительства в "адрес" школы на 600 ученических мест, застройщиком которого является ГКП "Дирекция ФЦП "Юг России" по РД" постановлением администрации MP " "адрес"" от "дата" N МКОУ "Уллуаинская ООШ" реорганизована в МКОУ "Уллуаинская СОШ"
Причиной несвоевременного получения МКОУ "Улллаинская СОШ" лицензии на образовательную деятельность является непринятие администрацией MP " "адрес"" на баланс указанного здания и отсутствие должного контроля за выполнением указаний главы администрации "адрес" РД.
Решением Левашинского районного суда РД от 5 октября 2015 года требования прокурора "адрес" РД удовлетворены.
В апелляционной жалобе главы администрации МР " "адрес"" РД содержится просьба об отмене постановленного решения по тем основаниям, что причиной несвоевременного получения МКОУ "Уллуаинская СОШ" лицензии на образовательную деятельность является непринятие администрацией "MP " "адрес"" на баланс указанного здания.
В решении суда указывается, что данное образовательное учреждение является духовным, однако такой вывод является необоснованным.
Из искового заявления не понятно, в защиту какого именно круга лиц обратился прокурор с иском, если круг лиц определен.
В своих возражениях помощник прокурора "адрес" РД Ибрагимов А.Б. просит решение Левашинского районного суда РД от 05 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации МР "Левашинский район" РД Магомедова М. - без удовлетворения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ).
Так, на дату разрешения процессуального вопроса действовали соответствующие нормы КАС РФ, в связи с чем, дело подлежит рассмотрению в порядке указанного законодательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), заслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Алиевой Ф.Д., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.
Согласно требованиям абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Образовательная деятельность как один из видов деятельности, подлежащих лицензированию, поименована в п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Как следует из материалов дела, МКОУ "Уллуаинская СОШ" Левашинского района РД осуществляет образовательную деятельность в отсутствии лицензии на протяжении более года.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
По смыслу данной нормы при осуществлении подлежащей лицензированию деятельности в отсутствие такой лицензии наличие угрозы причинения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства презюмируется.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В данном случае факт отсутствия лицензии на право осуществления образовательной деятельности подтвержден представленными в суд первой инстанции доказательствами и ответчиком не оспаривается.
Довод жалобы о том, что причиной несвоевременного получения МКОУ "Уллуаинская СОШ" лицензии на образовательную деятельность является непринятие администрацией MP "Левашинский район" на баланс указанного здания и отсутствие должного контроля за выполнением указаний главы администрации Левашинского района, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего вопроса по данному делу.
Более того, как установлено судом первой инстанции, согласно Постановлению N 160 от 25.08.2014г. главы администрации MP "Левашинский район" начальнику МОУ Левашинского района было дано поручение в срок до 01.09.2014 года подготовить материалы для прохождения лицензирования и государственной регистрации, однако реальные действия по получении лицензии, исходя из представленных документов, начаты лишь в августе 2015 года.
Довод жалобы о неясности вывода суда о том, что данное образовательное учреждение является духовным, не может быть принят во внимание, поскольку он не опровергает обоснованность и законность принятого судом решения.
Необоснованным представляется довод жалобы о том, что из искового заявления непонятно, в защиту какого именно круга лиц обратился прокурор с иском, если круг таких лиц законом определен.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Приведенные положения закона, предусматривающие полномочия прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, учтены судом при вынесении решения.
Исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на образование.
Таким образом, административное исковое заявление об обязании МКОУ "Уллуаинская СОШ" Левашинского района РД и MP "Левашинский район" РД в месячный срок получить соответствующую лицензию на осуществление образовательной деятельности подано прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий в защиту прав неопределенного круга лиц, а именно учащихся, которые получают образование в данном образовательном учреждении.
При таких обстоятельствах выводы суда о признании бездействия MP "Левашинский район" РД и МКОУ "Уллуаинская СОШ" Левашинского района РД, связанного с неполучением соответствующей лицензии на образовательную деятельность, незаконным и обязании МКОУ "Уллуаинская СОШ" Левашинского района РД и MP "Левашинский район" РД в месячный срок получить такую лицензию на осуществление образовательной деятельности, являются правильными, а постановленное судом решение об удовлетворении иска - законным и обоснованным.
Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со ст. 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МР " "адрес"" РД Магомедова М. - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.