Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Ялбаковой Э.В.,
судей - Красиковой О.Е., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Романовой В.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Управления образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"" Анакова ФИО1 на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 21 сентября 2015 года, которым
удовлетворены исковые требования прокурора Шебалинского района в интересах Брысова ФИО2 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению " "данные изъяты"".
На муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " "данные изъяты"" возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу выплатить Брысову ФИО2 недоначисленную заработную плату за январь - май 2015 года в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек с последующим вычетом из указанной суммы налога на доходы физических лиц.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора Шебалинского района в интересах Брысова С.В. обратился с требованием к МБОУ " "данные изъяты"" об обязании выплатить недоначисленную заработную плату за январь, февраль, март, апрель, май 2015 года в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что Брысов В.М. работает кочегаром в МБОУ " "данные изъяты"". За период работы Брысова В.М с января по май 2015 истцу недоначислили и не выплатили районный коэффициент к заработной плате в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек в нарушение действующего трудового законодательства.
Определением суда от 24 августа 2015 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Управление образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"".
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым представитель Управления образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"" Анаков А.А. в апелляционной жалобе выражает несогласие, просит решение суда отменить, вынести новое, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что удовлетворяя требования, суд исходил из того, что МБОУ " "данные изъяты"" неправомерно производило начисление и выплату заработной платы с учетом районного коэффициента. Материалами дела подтверждено, что размер месячной заработной платы истца с учетом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат был не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, тем самым нарушений трудовых прав при выплате заработной платы в указанный период не допущено. Республика Алтай относится к числу регионов с особыми климатическим условиями. Установление районного коэффициента к заработной плате в размере 1,4 не свидетельствует об отнесении Шебалинского района Республики Алтай к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также районам Севера. Так для Республики Алтай законодательно утвержден районный коэффициент 1,4, но порядок его применения для расчета заработной платы для местностей с особыми климатическими условиями Правительством РФ не определен. На сегодняшний день такие акты не приняты, что ставит под сомнение неправомерность начисления заработной платы Брысову С.В.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда, заслушав представителя Управления образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"" Анакова А.А., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Дедина А.С., полагавшего решение законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 2 ст. 146, ст. 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 29 мая 1993 года N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай" на территории Республики Горный Алтай установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4. Из анализа положений данного Постановления в совокупности с нормами раздела VI ТК РФ об оплате и нормировании труда следует, что районный коэффициент начисляется на заработную плату, которая должна быть не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Данный вывод соответствует принципу обеспечения права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также позволяет соблюдать дифференциацию при оплате труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями путем компенсации. Обратное означало бы нивелирование гарантий на повышенный размер оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ, минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в размере 5 965 рублей в месяц.
Содержание вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата минимального размера оплаты труда независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем соблюдение требований ст. ст. 146, 148 ТК РФ для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину минимального размера оплаты труда, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Недопустимо установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности, но в различных климатических условиях.
Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.
Из материалов дела следует, что Брысову С.В. за работу на должности 1 ставки кочегара, за январь начислена заработная плата в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, за февраль 2015 года - "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек, за март 2015 года - "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек, за апрель 2015 года - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, за май 2015 года - "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек. С учетом фактически отработанного времени Брысову С.В. недоначислен районный коэффициент за январь, февраль, март, апрель и май 2015 года в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с тем, что разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при исчислении заработной платы Брысову С.В. с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, районный коэффициент должен применяться свыше этого размера.
Доводы жалобы о том, что не определен порядок применения установленного на территории Республики Алтай районного коэффициента для расчета заработной платы для местностей с особыми климатическими условиями и что территория Шебалинского района не отнесена к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также районам Севера, судебная коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
Районный коэффициент к заработной плате в размере 1,4 на территории Республики Алтай установлен Постановлением Правительства РФ от 29 мая 1993 года N 512 "О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Горный Алтай".
Само по себе отсутствие порядка применения районного коэффициента не является основанием для его неприменения. Установление такого коэффициента направлено на повышение размера заработной платы, которая не должна быть ниже минимального размера заработной платы.
Как следует из наименования и содержания данного Постановления, районный коэффициент введен не в связи с отнесением территории Республики Алтай именно к районам крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в связи с чем данное Постановление Правительства Российской Федерации является самостоятельным основанием для начисления и оплаты заработной платы в повышенном размере на территории Республики Алтай. Таким образом, положения трудового законодательства, регулирующие отношения по оплате труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает наличие законных оснований, влекущих отмену постановленного по делу судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 21 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления образования администрации муниципального образования " "данные изъяты"" Анакова ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи О.Е. Красикова
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.