судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Щелкуновой О.М.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Издебского О.С. к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе ГУ КРО ФСС РФ
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ обеспечить Издебского О.С. путевкой на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 10 декабря 2014 года по профилю рекомендуемого лечения".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Железнодорожного района г. Красноярска обратился в суд с иском в интересах Издебского О.С. к ГУ КРО ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение, ссылаясь на то, что 10.12.2014 года инвалид 2 группы Издебский О.С. подал заявление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение в Филиал N 1 ГУ КРО ФСС РФ, а также представил справку формы 070/у-04 об отсутствие противопоказаний для получения санаторно-курортного лечения, однако до настоящего времени путевка ему не предоставлена.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ КРО ФСС РФ просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что право истца не обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение по заявлению от 10.12.2014 года не нарушено, поскольку оно могло быть реализовано Фондом до конца 2015 года в добровольном порядке. Ссылается на неисследованность судом того обстоятельства, что отделением Фонда ведется электронная очередность предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, и первоочередная выдача истцу указанной путевки нарушит права граждан, обратившихся с соответствующим заявлением ранее истца.
26.11.2015 года от заместителя прокурора Железнодорожного района - Боровкова А.Н. поступил отказ от исковых требований, заявленных в интересах Издебского О.С. к ГУ КРОФСС РФ о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение в связи с добровольным удовлетворением его требований.
В судебное заседание Издебский О.С., надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ - Громова Д.В. (доверенность от 20.04.2015 года), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора прокуратуры Красноярского края - Щелкунову О.М,, просившую прекратить производство по делу в части заявленных прокурором в интересах Издебского О.С. требований, обсудив поступившее от заместителя прокурора Железнодорожного района - ФИО14 заявление об отказе от исковых требований, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, а суд принимает этот отказ, если он не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 326. 1 ГПК РФ отказ истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска заявлены в судебном заседании, такой отказ заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 данного Кодекса. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда г. Красноярска от 19.08.2015 года удовлетворены исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Издебского О.С. к ГУ КРО ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение.
14.09.2015 года в Центральный районный суд г. Красноярска от ГУ КРО ФСС РФ поступила апелляционная жалоба на указанное решение суд.
26.11.2015 года от заместителя прокурора Железнодорожного района - ФИО7 поступил отказ от исковых требований, заявленных в интересах Издебского О.С. к ГУ КРОФСС РФ о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение в связи с добровольным удовлетворением его требований.
Последствия отказа от иска, предусмотренные статьей 221 ГПК РФ, о том, что в случае принятия отказа от иска производство по делу прекращается определением суда, и в этом случае повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниями не допускается, прокурору понятны.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что отказ заместителя прокурора Железнодорожного района - ФИО7 от исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, оснований для отказа в его принятии у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19.08.2015 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Красноярска подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.
Учитывая, что от истца Издебского О.С. заявление об отказе от исковых требований к ГУ КРО ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение не поступало, решение суда в указанной части подлежит проверке судом апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы ГУ КРО ФСС РФ.
Так из материалов дела следует и судом установлено, что Издебский О.С. является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно.
Согласно справке для получения путевки от 10.12.2014 года по форме N 070/у-04, истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение по профилю заболевания "данные изъяты", рекомендуемым сезоном лечения указаны весна, осень.
10.12.2014 года Издебский О.С. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложил указанную справку. Согласно уведомлению ответчика от 10.12.2014 года истец принят на соответствующий учет. На момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции истец путевкой на санаторно-курортное лечение обеспечен не был.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, действовавшего в интересах Издебского О.С., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Издебскому О.С., обратившемуся к ответчику с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в его получении, не может быть отказано в получении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. В указанной связи суд возложил на ГУ КРО ФСС РФ обязанность предоставить Издебскому О.С. путевку на санаторно-курортное лечение на основании его заявления от 10.12.2014 года по профилю рекомендуемого лечения.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
В соответствии со ст. 6.1 указанного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12. 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N 256 (пункт 3.6.)
Согласно п. 3.7 при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком Издебскому О.С. путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 10.12.2014 года следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение о возложении на ГУ КРО ФСС РФ обязанности предоставить Издебскому О.С. путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от 10.12.2014 года, судом не приняты во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Издебского О.С.
Заявление Издебского О.С. от 10.12.2014 года о предоставлении санаторно-курортной путевки было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке, он принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в очередь под регистрационным номером 8922.
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Издебскому О.С. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
С учетом приведенных обстоятельств, а также учитывая, что по сведениям процессуального истца истец в настоящее время обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение, судебная коллегия считает, что решение суда о возложении на ответчика обязанности предоставить Издебскому О.С. путевку на санаторно-курортное лечение по заявлению от 10.12.2014 года по профилю его заболевания без учета очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными и оно подлежит отмене.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, полагает необходимым принять в указанной части новое решение об отказе Изднбскому О.С. в удовлетворении иска к ГУ КРО ФСС РФ о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение.
В указанной связи, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 августа 2015 года об удовлетворении исковых требований прокурора Железнодорожного района г. Красноярска в интересах Издебского О.С. о возложении на Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ обязанности обеспечить Издебского О.С. путевкой на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 10 декабря 2014 года по профилю рекомендуемого лечения отменить.
Производство по исковым требованиям прокурора Железнодорожного района г. Красноярска прекратить в связи с отказом от них.
В удовлетворении требований Издебского О.С. о возложении на Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ обязанности по его обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение на основании заявления от 10 декабря 2014 года по профилю рекомендуемого лечения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.