Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Мирончика И.С., Корчинской И.Г.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Андреева А.И.
при секретаре Антуфьевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, по докладу судьи Зинченко И.Н.,
гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу "Норильскгазпром" об устранении нарушения природоохранного законодательства
по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "Норильскгазпром" Ботяновского А.С.
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 24 августа 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора города Норильска Красноярского края удовлетворить частично.
Обязать Открытое акционерное общество "Норильскгазпром": - получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект "Полигон для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов на Мессояхском газовом месторождении" в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю в срок до 01.01.2016 года.
- утвердить в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю лимиты на размещение отходов, образующихся при осуществлении деятельности, в срок до 01.01.2017 года".
Выслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Норильска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО "Норильскгазпром" об устранении нарушения природоохранного законодательства.
Требования мотивировал тем, что у ОАО "Норильскгазпром" отсутствует утвержденный проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение. 01 октября 2014 года срок действия лимитов на размещение отходов установленных Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю для данного общества истек. Кроме того, ОАО "Норильскгазпром" не утвердило в установленном порядке технические проекты реконструкции и обустройства объектов размещения отходов в поселках Тухард и Мессояха, у общества отсутствует иная разрешительная документация по обращению с отходами, предусматривающая их размещение и захоронение. Предписания Росприроднадзора по Красноярскому краю об устранения данных нарушений, обществом не выполнены. Действиями ОАО "Норильскгазпром" по размещению отходов в поселке Тухард и Мессояха без оформления необходимой природоохранной документации нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду. По уточненным требованиям прокурор просил возложить на ОАО "Норильскгазпром" обязанности получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на проект "Полигон для захоронения твердых бытовых отходов на Мессояхском газовом месторождении" в срок до 01 января 2016 года и утвердить лимиты на размещение отходов в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю в срок до 03 марта 2016 года
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ОАО "Норильскгазпром" Ботяновский А.С. просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, в части возложения на ответчика обязанности утверждения лимитов на размещение отходов в срок до 01 января 2017 года, полагая невозможным исполнение решения в этой части в установленный судом срок. Ссылается на то, что исполнение решения возможно при наличии соответствующих объектов размещения отходов, введенных в эксплуатацию, что займет длительное время, принимая во внимание необходимость оформления определенной документации в установленном порядке, длительность строительства полигонов, что также связано с установленным законодательством порядком проведения необходимых процедур, местом расположения территории застройки, особенностями ввода в эксплуатацию объектов размещения отходов. В связи с этим решение в части возложения обязанности получить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение может быть исполнено не ранее 20 июня 2019 года.
Представителем третьего лица - Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Цишкевич Т.В. поданы возражения, в которых указано на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Помощником прокурора г.Норильска Кузнецовой Е.Н. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для изменения или отмены обжалуемого решения.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив её доводы, возражения, заслушав представителей ответчика ОАО "Норильскгазпром" Белякова В.В. и Жаркова А.Ю. (действующих на основании доверенностей), поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица Управления Роспироднадзора по Красноярскому краю Цишкевич Т.В., согласившуюся с решением суда первой инстанции, прокурора Андреева А.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, а также отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, определены Федеральным законом от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии со ст.34 данного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1).
Федеральным законом от 23 ноября 1995 N 174-ФЗ ("Об экологической экспертизе" определены объекты государственной экологической экспертизы.
Согласно п. 7.2 данного Федерального закона объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно п.6 ст.12 данного Федерального закона объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.18 данного Федерального закона в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п.1).
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п.2).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (п.3).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 N 50 и предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Согласно положениям данного Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг (п.4).
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п.5).
Пунктом 7 Порядка определен перечень документов, которые индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием) (п.11 Порядка).
Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в том числе, является отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 N 792 (п.11 Порядка).
В соответствии с п.30 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 29 декабря 2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию с 01 июля 2015 года. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО "Норильскгазпром" учреждено в соответствии с Указами Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 01 июля 1992г. N 721 и от 05.11.1992 года N 1333 "О преобразовании Государственного газового концерна "Газпром" в Российское акционерное общество "Газпром".
Свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия N2365 выдано администрацией г.Норильска (постановление администрации г.Норильска от 23 июня 1993 года N 1055).
Согласно Уставу ОАО "Норильскгазпром" основными видами деятельности общества являются: эксплуатационное и поисково-разведочное бурение скважин; добыча и транспортировка природного газа и газового конденсата; переработка газа и газового конденсата; эксплуатация объектов магистральных нефтегазопроводов; ремонт и монтаж бурового нефтегазопромыслового оборудования и другие виды деятельности согласно Уставу.
Производственную и иную деятельность, связанную с добычей природного газа общество осуществляет на территории Мессояхского газоконденсатного месторождения в Таймырском (Долгано-Ненецком) муниципальном районе Красноярского края.
В период с 01 октября 2009 года по 01 октября 2014 года деятельность общества по обращению с отходами осуществлялась на основании "Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 01 октября 2009 года N Д/2015г. N 05-1/26-991 (период действия до 01 октября 2014 года).
В результате проверки ОАО "Норильскгазпром", проведенной прокуратурой г. Норильска в период с 24 марта 2015 года по 24 апреля 2014 года, было установлено, что в период с 02 октября 2014 года по 24 апреля 2015 года данное общество на промплощадке Мессояхского ГМ осуществляло деятельность по обращению с отходами, включая их размещение, при отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем, 16 июня 2015 года привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Кроме того, ОАО "Норильскгазпром" не имеет паспорта на отходы 1 -4 класса опасности, не утвердило технические проекты, реконструкции и обустройства объектов размещения отходов в посёлках - Тухард и Мессояха, осуществляло хозяйственную деятельность без заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию объектов размещения отходов, не внесло в государственный реестр объекты размещения отходов, не имеет лицензии эксплуатируемых объектов на виды деятельности по размещению отходов 1-4 классов опасности.
04 июня 2015 года приказом Управления N 503 утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации "Строительство полигона для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов в п.Тухард" согласно приказа Управления от 06 апреля 2015 года N 316.
Проектная документация "Строительство полигона для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов в п.Мессояха" для проведения государственной экологической экспертизы направлена в адрес Управления Росприроднадзора 14 августа 2015 года.
Разрешая при таких обстоятельствах исковые требования прокурора и, находя их подлежащими удовлетворению в части возложения на ответчика указанных истцом обязанностей, суд первой инстанции исходил из того, в результате хозяйственной деятельности ОАО "Норильскгазпром" образуются опасные отходы, при этом ответчик допускает нарушения в области природоохранного законодательства. Осуществляет деятельность, связанную с образованием и размещением отходов производства и потребления при отсутствии паспорта на отходы 1 -4 класса опасности, утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Общество не утвердило технические проекты реконструкции и обустройства объектов размещения отходов на территории своей деятельности в посёлках - Тухард и Мессояха. Объекты размещения отходов ОАО "Норильскгазпром" не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов и не имеют положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию таких объектов. У общества отсутствует лицензия эксплуатируемых объектов на виды деятельности по размещению отходов 1-4 классов опасности.
Определяя срок исполнения возлагаемой на ответчика обязанности по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект "Полигон для захоронения твердых бытовых и промышленных отходов на Мессояхском газовом месторождении" в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю, и устанавливая такой срок до 01 января 2016 года, суд первой инстанции учел частичное признание ответчиком исковых требований и осуществления им мер, направленных на исполнение такой обязанности.
Определяя срок исполнения возлагаемой на ответчика обязанности по утверждению в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю лимитов на размещение отходов, образующихся при осуществлении деятельности, и устанавливая такой срок до 01 января 2017 года, суд первой инстанции исходил из того, что для утверждения лимитов обществу необходимо получить лицензию на деятельность по обращению с отходами, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов, для этого требуется значительное время, однако ответчик принимает весь объем зависящих от него мер по получению в максимально короткие сроки положительного заключения государственной экспертизы строительства объектов и последующего получения лицензии, а срок получения указанных документов реально возможен в течение 2016 года, с учетом, в том числе географического расположения месторождений, климатических особенностей региона и отсутствия транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в части срока, установленного судом первой инстанции для исполнения возложенной на ответчика обязанности по утверждению в Управлении Росприроднадзора по Красноярскому краю лимитов на размещение отходов, образующихся при осуществлении деятельности и полагает доводы апелляционной жалобы представителя ответчика в данной части необоснованными.
Делая такие выводы, Судебная коллегия исходит из того, что срок исполнения решения в данной части до 01 января 2017 года является разумным, принимая во внимание, что возлагаемые на ответчика судебным решением соответствующие обязанности, а также необходимые для их выполнения меры, указанные в апелляционной жалобе, могли и должны были быть исполнены ОАО "Норильскгазпром" самостоятельно в добровольном порядке до разрешения спора судом в силу обязанностей, возложенных на юридическое лицо законодательством в области охраны окружающей среды. Обращение же прокурора с данным иском являлось следствием осуществления им функции надзора за соблюдением действующего законодательства и прав граждан, а судебное решение в данном случае было вынесено в целях защиты и обеспечения прав неопределенного круга лиц.
При этом, Судебная коллегия также учитывает, что ОАО "Норильскгазпром" в настоящий момент не представлено бесспорных доказательств того, что исполнение решения суда в данной части ни при каких обстоятельствах не возможно ранее указанного ответчиком срока, вместе с тем, в силу положений ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не лишен права обращения в соответствующий суд с заявлением о предоставлении ему отсрочки исполнения решения суда.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены постановленного по делу решения, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 24 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ОАО "Норильскгазпром" Ботяновского А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.