судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.
судей Беляковой Н.В., Баимовой И.А.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
административное дело по административному исковому заявлению Голенцова ЕВ к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа и возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Змушко Н.А.
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 07 октября 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, изложенный в письме N Г-15058 от 25.08.2015 года, в предоставлении Голенцову ЕВ в аренду земельного участка с местоположением: г. Красноярск "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска повторно рассмотреть заявление Голенцова ЕВ от 17.08.2015 года о предоставлении Голенцову ЕВ в аренду земельного участка с местоположением: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, по состоянию на день его первоначальной подачи, в соответствии с установленной законом процедурой, с учетом проведенной процедуры по опубликованию информационного сообщения.
В удовлетворении оставшейся части требований административного искового заявления отказать."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голенцов Е.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа от 25.08.2015 года в предоставлении в аренду земельного участка с местоположением: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить вышеуказанный спорный участок в установленном законом порядке.
Требования мотивированы тем, что отказывая истцу в предоставлении в аренду указанного земельного участка, ответчик сослался на поступление заявлений о предоставлении данного земельного участка в собственность от многодетных граждан, что делает неправомерным проведение аукциона. Истец считает данное основание незаконным, так как Департамент в соответствии с п.13 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации должен был отказать в предоставлении земельного участка в собственность не ему, а многодетным гражданам.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Змушко Н.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Аксаментова Д.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, выслушав Голенцова Е.В., выразившего согласие с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на момент возникновения спорных правоотношений был регламентирован статьей 30 Земельного кодекса РФ, предусматривающей, что предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п.п. 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется с проведением торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Передача земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В случаях, когда земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются для жилищного строительства, положения статьи 30 Земельного кодекса РФ применяются с учетом особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ.
В силу п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Положения статьей 28 - 34 Земельного кодекса РФ прекратили свое действие с 01.03.2015 года в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014г. N 171-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно п.п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 5, 6 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Пунктом 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.06.2015 года и 17.08.2015 года Голенцов Е.В. обращался в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлениями об исполнении решения Октябрьского районного суда г. Красноярска от 12.02.2015 года с учетом внесенных апелляционным определением Красноярского краевого суда от 13.05.2015г. изменений, которым на Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Голенцова Е.В. о предоставлении ему в аренду земельного участка с местоположением: "адрес", для индивидуального жилищного строительства, по состоянию на день его первоначальной подачи в соответствии с установленной законом процедурой.
Письмом от 25.08.2015г. в удовлетворении заявлений Голенцова Е.В. от 18.06.2015 года и 17.08.2015 года было отказано.
Считая данный отказ незаконным, истец обратился в суд с иском в защиту нарушенного права.
Рассматривая исковые требования Голенцова Е.В. о признании незаконным отказа и возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить истцу вышеуказанный земельный участок в установленном законом порядке, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу о частично удовлетворении данных требований, так как в ходе рассмотрения дела нашло свое объективное подтверждение незаконность действий ответчика по отказу в предоставлении истцу спорного земельного участка.
Выводы суда об этом подробно мотивированы в решении суда, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, в связи с чем, не вызывают сомнений у судебной коллегии.
Удовлетворяя требования Голенцова Е.В. о признании незаконным изложенного в письме N Г-15058 от 25.08.2015 года отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении Голенцову Е.В. в аренду земельного участка с местоположением: "адрес", для индивидуального жилищного строительства суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для данного отказа.
Как правильно установлено судом, 16.07.2015 года в газете "Городские новости" N 103 (3206) было опубликовано информационное сообщение о приеме в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже права заключения договора аренды вышеупомянутого земельного участка.
Из материалов дела следует, что причиной отказа истцу в предоставлении в аренду земельного участка явилось поступление в течение тридцати дней с момента опубликования вышеуказанного информационного сообщения от многодетных граждан: МН, ТА, МВ, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в соответствии с Законом Красноярского края от 04.12.2008 г. N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", заявлений о предоставлении данного земельного участка в собственность, что, по мнению ответчика, делает неправомерным проведение аукциона.
Вместе с тем, как правильно установлено судом и не оспаривается сторонами, в соответствии с законодательством, действовавшим в момент возникновения спорных правоотношений и действующим в настоящее время, торги в форме аукциона на право заключения гражданами договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства проводятся только после предварительного опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанной цели и только в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе, а в случае если в указанный срок таких заявлений от иных граждан не поступит, уполномоченный орган без проведения торгов осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и порядок их подачи регламентирован Законом Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", статьей 29.2 которого предусмотрено, что при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка. Очередь многодетных граждан формируется путем их включения в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было верно установлено, что в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения заявления о предоставлении земельного участка в собственность поступили только от многодетных граждан: МН, ТА, МВ Указанные лица были поставлены в очередь на получение земельного участка, что отражено в Книге учета многодетных граждан на получение земельного участка.
Вместе с тем, суд обоснованно исходил их того, что для предоставления многодетным гражданам в собственность земельных участков существует иной порядок, не связанный с проведением торгов.
В данном случае многодетные граждане обратились к ответчику именно с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность, желания участвовать в аукционе по продаже права заключения договора аренды земельного участка указанными лицами не заявлялось, на основании чего, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в предоставлении Голенцову Е.В. в аренду земельного участка и о возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении ему в аренду вышеуказанного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, по состоянию на день его первоначальной подачи, в соответствии с установленной законом процедурой, с учетом проведенной процедуры по опубликованию информационного сообщения.
Судебная коллегия считает также правомерными выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования истца о возложении на ответчика обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Голенцову Е.В. спорный земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Змушко Н.А. о том, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку по существу правильных выводов суда, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308,309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 07 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска - Змушко Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Киселева А.А.
Судьи: Белякова Н.В.
Баимова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.