Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.
судей: Перовой М.В., Сидорова В.В.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Горб Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Макаровой С.В. на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 02 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Макарова С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Анапа о признании договора аренды земельного участка, заключенного с администрацией Супсехского сельского округа город-курорт Анапа, возобновленным на неопределенный срок, об обязании администрацию муниципального образования город-курорт Анапа заключить договор аренды земельного участка общей площадью 577 кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: " ... "
В ходе судебного разбирательства Макарова С.В. заявленные требования уточнила, просила суд обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа перезаключить договор аренды указанного земельного участка и признать за ней право собственности на жилой дом.
Определением Анапского районного суда от 23.07.2015 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация Супсехского сельского округа муниципального образования город-курорт Анапа.
В судебном заседании истица Макарова С.В. и ее представитель по доверенности Жуйкова Т.Н. поддержали заявленные исковые требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Климашевская М.В., представляющая по доверенности также интересы третьего лица администрации Супсехского сельского округа муниципального образования город-курорт Анапа в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления Макаровой С.В..
Решением Анапского районного суда от 02 сентября 2015 года в удовлетворении искового заявления Макаровой С.В., отказано.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Макарова С.В. просит решение Анапского районного суда от 02 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею исковых требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Макарову С.В. и ее представителя Жуйкову Т.Н., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением главы город-курорт Анапа Краснодарского края " ... " утверждено Положение о территориальных образованиях - сельских округах город-курорт Анапа. Согласно ст. 12 указанного положения в компетенцию администрации округа входит, в том числе, приобретение собственности и контроль за использованием земель. В соответствии со ст. 16 положения администрация округа представляет для регистрации в комитет по земельным ресурсам и землеустройству материалы для регистрации права собственности на землю, права землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры аренды; осуществляет контроль за использованием и охраной земель.
Согласно архивной выписке из Протокола N18 заседания исполнительного комитета Анапского районного Совета депутатов трудящихся " ... ". (предоставлена архивным отделом администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... ") в соответствии с решением Краснодарского Крайисполкома " ... " об отводе земли в натуре под строительство рабочего поселка, а также производственных объектов Анапского рыбзавода на острове Б. Утриш - отвести под строительство жилых домов рабочего поселка рыбзавода на острове Б. Утриш из земель Гослесфонда 3,05 га. и для строительства производственных объектов 1,95 га, также на острове Б. Утриш.
Постановлением главы администрации Супсехского сельского округа " ... " предоставлены земельные участки в аренду сроком на три года жителям " ... ", в том числе Макаровой С.В. площадью 0,0837 га. Указанное постановление главы администрации Супсехского сельского округа " ... " отменено постановлением главы администрации Супсехского сельского округа " ... " в соответствии с особым порядком землепользования и охраной земель 1-й санитарной зоны Черноморского побережья, протеста азово-черноморской экологической прокуратуры " ... " и акта комиссии по контролю за использованием земель " ... " " ... ".
Суд первой инстанции правильно указал, что постановление главы администрации Супсехского сельского округа " ... " об отмене постановлений главы сельской администрации о предоставлении земельных участков в аренду, является законным, поскольку орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый правовой акт.
Согласно договору о предоставлении земельного участка в аренду " ... " собственник земли администрация города, в лице представителя главы администрации Супсехского сельского округа, с одной стороны и Макарова С.В. с другой стороны на основании Постановления администрации " ... " заключили договор, согласно которому арендодатель передает арендатору в аренду земельный участок площадью 0,0837 га., находящийся по адресу: " ... ", для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с п. 1.2 договор заключен сроком на 3 года и вступает в силу с момента регистрации в администрации Супсехского сельского округа.
Согласно схеме земельного участка Макаровой С.В., являющейся приложением к указанному договору аренды, земельный участок является двухконтурным, состоит из двух участков: площадью 492 кв.м. и 345 кв.м.
В связи с отменой постановления главы администрации Супсехского сельского округа " ... " постановлено считать утратившими силу договора аренды земельных участков, заключенные на основании отмененных постановлений главы администрации Супсехского сельского округа, в том числе договор аренды " ... ", заключенный с Макаровой С.В.
Из сообщения администрации Супсехского сельского округа муниципального образования город-курорт Анапа " ... " следует, что в архиве администрации в реестре регистрации нотариальных действий за 1997 г. ответствует запись о заключении договора аренды земельного участка " ... ", в сшиве документов за 1997 г. запрашиваемый договор отсутствует. На запрос суда о предоставлении заверенной копии постановления " ... " о выделении земельного участка в аренду Макаровой С.В. сообщено, что все документы постоянного срока хранения (в том числе и постановления) включительно по 2009 г. сданы в городской архив.
В соответствии с сообщением администрации Супсехского сельского округа муниципального образования город-курорт Анапа от " ... " в архиве администрации отсутствуют запрашиваемый договор 1997 г. аренды земельных участков " ... ", заключенный с Макаровой С.В.
Письмом архивного отдела администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " на запрос суда о предоставлении заверенной копии договора 1997 г. о предоставлении в аренду земельного участка " ... ", заключенного между Макаровой С.В. и администрацией Супсехского сельского округа, сообщено, что договора о предоставлении земельных участков в аренду от администраций сельских округов на хранение в архивный отдел не поступали.
Таким образом, установлено, что в архивах администрации муниципального образования город-курорт Анапа и администрации Супсехского сельского округа муниципального образования город-курорт Анапа отсутствует договор " ... " о предоставлении в аренду Макаровой С.В. земельного участка " ... ", схема расположения участка к нему и какие-либо сведения о его регистрации.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Вопросы аренды земли и других природных ресурсов на момент заключения договора аренды в 1997 г. регламентировались Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде (утв. ВС СССР 23.11.1989 г. N810-1).
Заключенные до 31.01.1998 г. договоры аренды земельных участков как документы, подтверждающие право пользования земельными участками, подлежали регистрации в Комитетах по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Указами Президента РФ от 27.10.1993 г. N1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (п. 3) и от 07.03.1996 г. N337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" (п. 5).
Письмом Роскомзема от 06.01.1995 г. N2-21/27 "О деятельности органов по земельным ресурсам и землеустройству" разъяснено, что ст. 131 ГК РФ определено, что регистрация прав на недвижимость осуществляется учреждениями юстиции. Порядок государственной регистрации будет установлен Законом "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Впредь до введения в действие Закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, установленный указами Президента Российской Федерации от 11.12.1993 г. N2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" (п. 2), от 27.10.1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (п. 3), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1992 г. N622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" (п. 8 положения о порядке ведения государственного земельного кадастра) и Земельным кодексом Российской Федерации (ст.ст. ПО и 111), введенным в действие постановлением Верховного Совета РСФСР от 25.04.1991 г.
Методическими указаниями "О государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость", утвержденными заместителем председателя Роскомзема 30.08.1994 г., в ст. 2 было установлено, что государственная регистрация прав на земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости осуществляется посредством внесения подтвержденной документами информации о правах на недвижимость в Поземельную книгу.
В п. 2 Указа Президента РФ от 11.12.1993 г. N2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" было определено, что регистрация и оформление документов о правах на земельные участки возложены на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Нарушение порядка регистрации сделок с земельными участками, установленного этим Указом (невнесение записи о праве собственности на землю, аренде, ипотеке и т.д. в поземельную книгу), является основанием для признания их недействительными, а соответствующие права на недвижимое имущество - не возникшими.
Из п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1992 г. N622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" следовало, что регистрация данных земельного кадастра производилась на основании решений соответствующих органов о предоставлении земель в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов.
Статьей 110 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г., действовавшего на момент подписания договора, предусматривалось ведение государственного земельного кадастра, который содержит сведения, в том числе о распределении земли арендаторам. Обязанность по ведению государственного земельного кадастра, как было определено ст. 111 ЗК РСФСР, возлагалась на Государственный комитет РСФСР по земельной реформе и его органы на местах.
В тексте договора о передаче земельного участка в аренду " ... " и в представленных истицей Макаровой С.В. документах сведения о регистрации договора в территориальном органе Комитета по земельным ресурсам и землеустройству отсутствуют.
Из текста указанного договора аренды земельного участка следует, что он был зарегистрирован в администрации Супсехского сельского округа, однако как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела регистрация указанного договора в администрации Супсехского сельского округа не проводилась, второй экземпляр договора в сшиве документов сельской администрации за 1997 г. отсутствует, так же как и в архиве администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Судом первой инстанции установлено, что месторасположение земельного участка " ... " и его границы по спорному договору сторонами не определено, схемы, планы, экспликации земельного участка к договору в установленном законом порядке не составлялись, земельный участок на момент предоставления не был поставлен на кадастровый учет.
Наименования улицам " ... " были присвоены только в 2002 г. в соответствии с постановлением главы администрации Супсехского сельского округа город-курорт Анапа " ... "
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно указал, что анализ текста договора от аренды от 1997 г. не позволяет индивидуализировать переданный в аренду Макаровой С.В. земельный участок, поскольку в нем отсутствуют указание на точное место расположения участка и сведения о государственном земельном кадастровом учете земельного участка в соответствии с действовавшей на момент подписания договора ст. 110 ЗК РСФСР.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу, что договор о предоставлении земельного участка в аренду " ... " является незаключенным, поскольку в договоре отсутствуют данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, договор не был зарегистрирован в установленном законом порядке в территориальном органе Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, сведения об указанном договоре аренды отсутствуют в архивах администрации Супсехского сельского округа и администрации муниципального образования город-курорт Анапа, кроме того постановление главы администрации Супсехского сельского округа " ... ", на основании которого был заключен договор аренды земли между сельской администрацией и Макаровой С.В., было отменено постановлением главы администрации Супсехского сельского округа " ... "
Вместе с тем, постановлением главы администрации Супсехского сельского округа " ... " предоставлены в аренду земельные участки гражданам, в том числе Макаровой С.В. площадью 0,05 га сроком на 3 года.
В соответствии с договором о предоставлении в аренду приусадебного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства " ... " арендодатель администрация Супсехского сельского округа город-курорт Анапа передала арендатору Макаровой С.В. на основании Постановления главы администрации Супсехского сельского округа " ... " земельный участок " ... " площадью 0,05 га для ведения личного подсобного хозяйства. В п. 1.2 договора указано, что он заключен сроком на три года и вступает в силу с момента регистрации в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Согласно п. 1.3 договора границы и размер земельного участка обозначены на прилагаемом к договору плане земельного участка, который является составной и неотъемлемой частью настоящего договора.
Согласно сообщению администрации Супсехского сельского округа муниципального образования город-курорт Анапа " ... " в архиве сельской администрации отсутствует запрашиваемый договор 2001 г. аренды земельного участка " ... ", заключенный с Макаровой С.В.
Письмом архивного отдела администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " на запрос суда о предоставлении заверенной копии договора аренды земельного участка, заключенного между Макаровой С.В. и администрацией Супсехского сельского округа в 2001 г., сообщено, что договора о предоставлении земельных участков в аренду от администраций сельских округов на хранение в архивный отдел не поступали.
В соответствии с ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
В силу ч. 2 ст. 26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент подписания договора аренды 2001 г.) право аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. С заявлением о государственной регистрации права аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Из указанных правовых норм следует, что в 2001 г. договор аренды земельного участка подлежал государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству, как указано в договоре аренды земельного участка " ... "
Истица Макарова С.В. как сторона договора аренды не была лишена возможности обратиться с заявлением о государственной регистрации договора аренды, заключенного с администрацией Супсехского сельского округа, а в случае получения отказа - обжаловать его в суд в установленном законом порядке.
Между тем в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подписанный сторонами договор аренды земли " ... " в территориальном отделе учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрирован не был.
Доказательств создания истице администрацией Супсехского сельского округа препятствий в государственной регистрации договора аренды земельного участка либо уклонения от регистрации указанного договора не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что план земель, предоставленных в аренду, и экспликация земель, предоставленных в аренду, к договору аренды земельного участка " ... " органом, ответственным за проведение кадастровых работ, не удостоверялись.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно признал незаключенным договор " ... " о предоставлении администрацией Супсехского сельского округа город-курорт Анапа в аренду Макаровой С.В. приусадебного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку договор не был зарегистрирован в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", схема земельного участка, предоставленного в аренду, являющаяся приложением к договору аренды земли " ... ", органом, ответственным за проведение кадастровых работ, не удостоверялась, в договоре отсутствуют данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче арендатору по договору, в том числе точный адрес участка, не прошедшего государственный кадастровый учет, в связи с чем, условие договора аренды об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается несогласованным. Кроме того, сведения о заключении указанного договора аренды отсутствуют в архивах администрации Супсехского сельского округа и администрации муниципального образования город-курорт Анапа.
Принимая во внимание признание незаключенными договоров о предоставлении земельного участка в аренду " ... " и " ... ", суд первой инстанции правильно не применил к спорным правоотношениям ч. 2 ст. 621 ГК РФ, предусматривающую, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГКРФ).
Кроме того, ранее решением Анапского районного суда Краснодарского края от 01.03.2011 г. по гражданскому делу " ... " было отказано в удовлетворении исковых требований Макаровой Г.А. к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, 3-му лицу Макаровой С.В. об обязании заключения договоров аренды на земельный участок площадью 577 кв.м. с кадастровым номером " ... ", находящийся по адресу: " ... "
В соответствии со справкой управления социальной защиты населения в город-курорт Анапа " ... " семья Макаровой С.В., " ... ", по состоянию на 12.02.2015 г. относится к категории малоимущих граждан (имеет право на получение государственной социальной помощи, назначенной в соответствии с Законом Краснодарского края от 09.06.2010 г. N1980-КЗ "О прожиточном минимуме и государственной социальной помощи в Краснодарском крае" и Федеральным законом от 17.07.1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " Макарова Г.А. признана малоимущей с составом семьи 4 человека: Макарова Г.А., Макарова С.В., Пауесов И.А., Макарова Т.В. в целях постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Согласно уведомлению жилищного отдела администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " семья Макаровой Г.А., состоящая из четырех человек (Макарова Г.А., дочь Макарова С.В., внук Пауесов И.В., внучка Макарова Т.В.), принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении, в едином общем списке и в отдельном списке "малоимущие граждане".
Постановлением главы город-курорт Анапа Краснодарского края " ... " утвержден акт комиссии от 23.10.1996 г. "О признании жилого дома " ... " ветхим и непригодным для постоянного проживания".
Согласно справке ФГУП НЭМБЦ "Большой Утриш" " ... " в здании, состоящем на балансе предприятия ФГУП "Большой Утриш" как общежитие " ... ", предусмотрено печное отопление, туалет на улице.
Приказом КУМИ администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " утвержден проект размеров и границ земельного участка общей площадью 665 кв.м. (земли поселений), расположенного по адресу: " ... ". Установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка - индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии со справкой МУ "Управление архитектуры и градостроительства" администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " согласно адресному плану муниципального образования город-курорт Анапа земельному участку, выделенному Макаровой С.В., при условии оформления правоустанавливающих документов будет присвоен почтовый адрес: " ... "
Согласно кадастровому плану от 01.06.2006 г., кадастровому плану от 07.11.2014 г. земельный участок, находящийся по адресу: " ... ", имеет кадастровый номер " ... ", относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадь 665 кв.м., правообладателем на праве собственности указано муниципальное образование город-курорт Анапа.
Приказом управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " предоставлен Макаровой С.В. в аренду на 11 месяцев земельный участок общей площадью 665 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ", с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Согласно договору аренды " ... " арендодатель управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа передало в аренду Макаровой С.В. земельный участок площадью 665 кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... " сроком до 10.05.2015 г. включительно.
Приказом управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от " ... " указанный земельный участок по адресу: " ... ", предоставлен Макаровой С.В. в аренду на 3 года.
Соглашением от 21.05.2015 г. внесены изменения в договор аренды земельного участка " ... ", согласно которым срок действия договора - до 07.05.2018 г.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно признал несостоятельными доводы Макаровой С.В. в обоснование заявленных исковых требований об обязании предоставить земельный участок о том, что семья Макаровой С.В. относится к категории малоимущих граждан и нуждается в жилом помещении, поскольку органом местного самоуправления семье Макаровой С.В. в настоящее время предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В материалы дела в обоснование заявленных исковых требований истицей представлены квитанции, подтверждающие оплату земельного налога и арендной платы за землю за 2002, 2003, 2005, 2006, 2013, 2014, 2015 г.г.
Однако в соответствии с письмом ИФНС России по город-курорт Анапа Краснодарского края от 23.07.2015 г. налоговый орган с 01.01.2002 г. не является администратором платежей по доходам от сдачи в аренду земельных участков, при проведении анализа платежей установлено, что Макаровой С.В. было перечислено 13.09.2002 г. 72 руб. и 167 руб. 20 коп.
Таким образом, арендная плата и налоги, внесенные истицей за пользование земельным участком, не означает наличие между сторонами именно арендных отношений, поскольку любое использование (включая фактическое) земли в Российской Федерации является возмездным.
Вместе с тем, письмом Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю " ... " сообщено, что в настоящее время право собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок по адресу: " ... ", не зарегистрировано, указанный земельный участок к федеральной собственности не относится, в связи с чем для решения вопроса Макаровой С.В. необходимо обратиться в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа.
В соответствии с письмом Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю " ... " на земельные участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... " в 2014 г. зарегистрировано право муниципальной собственности город-курорт Анапа. В управление обращения муниципального образования город-курорт Анапа о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность не поступали.
Регистрация права муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа на земельные участки с кадастровым номером " ... " площадью 577 кв.м. по адресу: " ... ", с кадастровым номером " ... " площадью 665 кв.м. по адресу: " ... ", подтверждена выписками из ЕГРП " ... "
В соответствии с заявлением " ... " Макарова С.В. обращалась в администрацию Супсехского сельского округа с просьбой продлить договор аренды земельного участка " ... " и дать долгосрочную аренду со сроком 49 лет с возможностью последующей приватизации.
В материалы дела представлены также заявления Макаровой С.В. 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2009 г., 2010 г., 2011 г., 2013 г., 2014 г. в администрацию Супсехского сельского округа, администрацию муниципального образования город-курорт Анапа, КУМИ администрации муниципального образования город-курорт Анапа по вопросу предоставления в аренду и в собственность земельных участков " ... ", а также в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа о разрешении строительства жилого дома по адресу: " ... "
Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " в адрес управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа сообщено, что Комитетом оформляются правоустанавливающие документы на земельные участки, расположенные по адресу: " ... ", предоставленные ранее Макаровой Г.А. и Макаровой С.В. в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Предложено согласовать акты установления размеров и точных границ землепользования Макаровой Г.А. и Макаровой С.В. для подготовки межевых дел для постановки сформированных участков на кадастровый учет.
Приказом КУМИ администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " утвержден проект размеров и границ земельного участка общей площадью 577 кв.м. (земли поселений), расположенного по адресу: " ... ", установлен вид разрешенного использования сформированного земельного участка - индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии со справкой МБУ "Управление архитектуры и градостроительства" администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " согласно адресному плану муниципального образования город-курорт Анапа земельному участку, выделенному Макаровой Г.А., при условии оформления правоустанавливающих документов, будет присвоен почтовый адрес: " ... "
Согласно кадастровой выписке " ... " земельный участок по адресу: " ... ", имеет кадастровый номер " ... ", относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадь 577 кв.м., сведения о правах отсутствуют.
В кадастровом паспорте от 06.11.2014 г. земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", правообладателем указано муниципальное образование город-курорт Анапа.
Согласно выписке из ЕГРП от 02.02.2015 г. земельный участок площадью 577 кв.м., с кадастровым номером " ... " расположенный по адресу: " ... ", принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Анапа.
Письмами администрации муниципального образования город-курорт Анапа " ... " и др., на заявления о предоставлении земельных участков " ... " Макаровой С.В. сообщалось, что после предоставления необходимых документов администрация муниципального образования город-курорт Анапа окажет содействие в оформлении земельно-правовой документации.
Письмом администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 10.04.2013 г. на заявление Макаровой Г.А. о предоставлении в собственность земельного участка площадью 577 кв.м. по адресу: " ... ", сообщено, что на испрашиваемом земельном участке имеется объект незавершенного строительства, на который право собственности не зарегистрировано. После завершения строительства и ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, она имеет право обратиться в управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа о предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с письмом управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 28.06.2013 г. на заявление Макаровой Г.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: " ... " сообщено об отсутствии правоустанавливающей документация на земельный участок, которая является обязательной при получении разрешения на строительство. Администрация муниципального образования город-курорт Анапа разрешительной документации на строительство (градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство) не выдавала. В связи с чем, на земельном участке без оформления в установленном законом порядке разрешительной документации осуществлено строительство жилого дома.
Письмом администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 19.07.2013 г. на заявление Макаровой Г.А. о предоставлении в собственность земельного участка сообщено, что на данном земельном участке расположен жилой дом в стадии строительства. Незавершенный строительством жилой дом построен без получения разрешительных документов на строительство, то есть является самовольной постройкой. Указано, что после оформления правоустанавливающей документации на объект недвижимости, Макарова Г.А. имеет право на предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка для завершения строительства жилого дома. Дополнительно сообщено, что после завершения строительства и регистрации права собственности на жилой дом, она имеет право на предоставление в собственность земельного участка по адресу: " ... "
Письмом администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 08.07.2014 г. на заявление Макаровой Г.А. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: " ... " сообщено, что все документы оформлены на Макарову С.В., после оформления правоустанавливающей документации на объект недвижимости, они имеют право на предоставление в аренду земельного участка для завершения строительства жилого дома.
Согласно письму администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 11.08.2014 г. на обращение Макаровой Г.А. о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: " ... ", сообщено, что основания для предоставления в собственность участка отсутствуют в связи с возведением строений без получения разрешительной документации.
Письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 23.01.2015 г. на заявление Макаровой С.В. о перезаключении договора аренды земельного участка сообщено о невозможности перезаключить на новый срок договор аренды земельного участка площадью 577 кв.м. с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: Краснодарский " ... ", в связи с осуществлением на указанном земельном участке строительства жилого дома в отсутствие на то разрешительной документации, что расценено управлением имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа как нарушение условий договора аренды.
Согласно письму управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 27.01.2015 г. на заявление Макаровой С.В. о предоставлении в аренду земельного участка по адресу: " ... ", сообщено, что после регистрации права собственности и получения правоустанавливающих документов на объекты незавершенного строительства, расположенные по указанному адресу, в соответствии с действующим законодательством она имеет право на заключение договора аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Кроме того, Макарова С.В. обращалась в управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа с заявлениями о выдаче разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: " ... "
Из содержания ответов органа местного самоуправления от от 11.02.2015 г., от 24.02.2015 г., следует, что истице Макаровой С.В. правомерно отказано в выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объекта недвижимости по адресу: " ... ", в связи с непредставлением в полном объеме документов, предусмотренных ст.ст. 51, 55 Градостроительного кодекса РФ, в том числе правоустанавливающих документов на застраиваемый земельный участок, проектной документации, градостроительного плана земельного участка.
В соответствии со сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа, предоставленными управлением архитектуры и градостроительства от 08.06.2015 г., земельный участок по адресу: Краснодарский край, Анапский район, с.Большой Утриш, ул.Можжевеловая, 6 с кадастровым номером 23:37:1101002:48 расположен в границах населенного пункта с.Большой Утриш, в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа относится к зоне застройки малоэтажными жилыми домами.
Согласно техническому паспорту, подготовленному Анапским городским отделом ФГУП "Ростехинвента-ризация - Федеральное БТИ" по Краснодарскому краю по состоянию на 11.11.2014 г., кадастровой выписке от 17.11.2014 г. по адресу: Краснодарский " ... ", находится объект индивидуального жилищного строительства - жилой дом литер "А", инв. " ... ", кадастровый номер " ... ", 2004 года постройки, общей площадью 58,3 кв.м., возведенный без разрешения на строительство.
Из содержания заключения о результатах исследования ООО "Межрегиональный центр экспертиз и консалтинга "Экско" от 15.07.2013 г. " ... " усматривается, что исследованное строение жилой дом литер "А" по адресу: " ... " удовлетворяет требованиям СНиП, градостроительных, противопожарных, санитарных, экологических норм и правил, за исключением отсутствия разрешения на строительство. Осмотром установлено, что объект незавершенного строительства и его несущие и ограждающие элементы не имеют признаков разрушения и потери несущей способности, экологическая безопасность обеспечена, соблюдены требованиям санитарных и противопожарных норм. Таким образом, эксперт пришел к выводу о том, что исследуемое строение угрозу жизни и здоровью граждан не создает. Объект незавершенного строительства, возведенный Макаровой Г.А., расположен в пределах границ своего земельного участка, не чинит препятствия в пользовании своими земельными участками и расположенными на них строениями смежным землепользователям. Права и охраняемые законом интересы смежных землепользователей не нарушены.
Судом первой инстанции установлено, что истица Макарова С.В. на земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский " ... " без получения в установленном законом порядке разрешительной документации осуществила строительство жилого дома литер "А" общей площадью 58,3 кв.м.
Возведение Макаровой С.В. данного объекта недвижимого имущества является самовольным строительством в силу положений ст. 222 ГК РФ, поскольку строительство осуществлено на земельном участке, не принадлежащем истице, без получения в установленном порядке разрешительной документации, которая требуется в соответствии с правилами ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для возведения объектов капитального строительства.
Частью 3 ст. 222 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, только если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. При этом, необходимым условием для признания права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является принятие лицом, осуществившим самовольное строительство, надлежащих мер к легализации такой постройки.
Однако как установлено судом и подтверждено материалами дела Макарова С.В. не является правообладателем земельного участка, на котором возведена самовольная постройка, находящегося по адресу: " ... ", на праве собственности или на ином законном основании, договора аренды земельного участка " ... " 1997 г. и 2001 г., представленные истицей, являются незаключенными, надлежащие меры к получению разрешительной документации на строительство спорного объекта недвижимого имущества до начала строительства объекта либо в период его строительства Макаровой С.В. не предпринимались.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Макаровой С.В.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Анапского районного суда Краснодарского края от 02 сентября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Макаровой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.