Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Обносовой М.В.
судей областного суда Мальмановой Э.К., Егоровой И.В.,
с участием прокурора Дюсембеевой Э.М.,
при секретаре Мязиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мальмановой Э.К.
дело по апелляционной жалобе управления по образованию и науке администрации муниципального образования "Город Астрахань" на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 октября 2015 года по гражданскому делу по иску прокурора Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц к управлению по образованию и науке администрации г. Астрахани, МБОУ г. Астрахани "Лицей N 1", администрации г. Астрахани о возложении обязанности оборудовать здания системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Кировского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к управлению по образованию и науке администрации г. Астрахани, МБОУ г. Астрахани "Лицей N 1", администрации г. Астрахани о возложении обязанности оборудовать здания системой видеонаблюдения .
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений в Кировском районе г. Астрахани.
В ходе проверки выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны МБОУ "Лицей N1", расположенного по адресу: " ... ", а именно отсутствуют помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Просит возложить на МБОУ г. Астрахани "Лицей N 1" обязанность в срок до 01.01.2016 заказать разработку сметы на оборудование здания, расположенного по адресу: " ... ", системой видеонаблюдения; возложить на администрацию г. Астрахани обязанность в срок до " ... " включительно выделить согласно разработанной смете денежные средства на оборудование лицея системой видеонаблюдения; обязать лицей в срок до " ... " включительно оборудовать лицей системой видеонаблюдения.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Пушкинская Е.А. исковые требования поддержала, просил иск удовлетворить.
Представители ответчиков управления по образованию и науке администрации г. Астрахани, являющийся одновременно представителем администрации г. Астрахани, Ивлева А.В., МБОУ г. Астрахани "Лицей N 1" Кирьянова Е.А., Бураев А.Г., представитель третьего лица Финансово-казначейского управления администрации г. Астрахани Абрамян Р.Т. возражали против удовлетворения иска.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 19 октября 2015 года исковые требования прокурора Кировского района Астрахани в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ "Лицей N 1", администрации МО "Город Астрахань район" о возложении обязанности оборудовать систему видеонаблюдения удовлетворены. Суд обязал МБОУ "Лицей N 1", администрацию МО "Город Астрахань" в срок до 01 января 2016 года заказать разработку сметы на оборудование здания лицея, расположенного по адресу: " ... ", системой видеонаблюдения; обязал администрацию " ... " в срок до " ... " включительно выделить согласно разработанной смете денежные средства на оборудование лицея системой видеонаблюдения; обязал МБОУ "Лицей " ... "" в срок до " ... " системой видеонаблюдения.
В апелляционной жалобе представитель управления по образованию и науке администрации МО " " ... "" Ивлева А.В. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального права.
На заседание судебной коллегии не явились представитель МБОУ "Лицей " ... ", ФКУ администрации " ... ", извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав представителя управления науки и образованию г. Астрахани Ивлеву А.В., поддержавшую доводы жалобы, помощника прокурора Дюйсембееву Э.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Пункты 7 и 13 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" указывают на отдельные основные принципы противодействия терроризму, такие, как приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Часть 3 статьи 5 Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов (пункт 40). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
Из материалов дела усматривается, что при проведении прокуратурой " ... " соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений в " ... " установлено, что здание, занимаемое "Лицеем " ... "", расположенное по адресу: " ... ", не оборудовано системой видеонаблюдения, что подтверждается актом от " ... ".
Уставом МО "Город Астрахань" установлено, что к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (пункт 10 статья 12), а также участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Кировского района.
Согласно пункту 2.1 Устава МБОУ "Лицей N 1" учредителем и собственником имущества данного учреждения является администрация МО "Город Астрахань". Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются, в том числе и субсидии из муниципального бюджета на выполнение учреждением муниципального задания; средства, выделяемые целевым назначением в соответствии с целевыми программами. Учреждение в установленном законом порядке несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников учреждения.
Здание школы расположено по адресу: " ... ", является муниципальной собственностью администрации МО " " ... "".
Удовлетворяя исковые требования прокурора " ... " о возложении обязанности оборудовать систему видеонаблюдения, суд первой инстанции исходил из того, что МБОУ "Лицей " ... "" является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе малолетних граждан, отсутствие системы видеонаблюдения в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждения, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Правительством Российской Федерации 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.
Приказом от 11.11.2009 N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Пунктом "д" статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает выводы суда правильными.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления по образованию и науке администрации МО "Город Астрахань" - без удовлетворения.
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.