Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астафьевой О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Шовкоплясе А.С.,
с участием представителя закрытого акционерного общества " Б." - Зайцева Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N Номер изъят по исковому заявлению закрытого акционерного общества " Б." к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
Закрытое акционерное общество " Б." обратилось в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Как арендатор земельного участка с Номер изъят., заявитель является плательщиком арендной платы, размер которой рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка, установленной постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области", и равной (данные изъяты).
Заявитель посчитал кадастровую стоимость земельного участка завышенной и обратился в ООО " О." в целях определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету N Номер изъят рыночная стоимость земельного участка была определена по состоянию на Дата изъята в размере (данные изъяты).
На указанный отчет об оценке было получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства " С." N Номер изъят.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, просит установить кадастровую стоимость земельного участка "адрес изъят", равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на Дата изъята в размере (данные изъяты).
После получения заключения судебной экспертизы представитель закрытого акционерного общества " Б." по доверенности Зайцев Е.О. уточнил заявленные требования и просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка "адрес изъят", равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на Дата изъята в размере (данные изъяты) рублей.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества " Б." по доверенности Зайцев Е.О. поддержал свои требования с учетом уточненного искового заявления, указав на то, что арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, задолженности по арендной плате не имеется.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Правительство Иркутской области, Администрация муниципального образования "город Братск", Комитет по управлению муниципальным имуществом города Братска в судебное заседание не явились, будучи извещены судом о времени и месте заседания надлежаще.
В письменных отзывах и возражениях:
Правительство Иркутской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и направить им копию решения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" просило рассмотреть дело в отсутствие представителя; в удовлетворении заявления отказать, поскольку орган кадастрового учета не является стороной спорных правоотношений, у него отсутствует какая-либо заинтересованность в установлении иной стоимости, а обязанность внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости возложена на них в соответствии с законом;
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области просило рассмотреть заявление без участия представителя Управления и отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку сведения о кадастровой стоимости были внесены в соответствии с законом.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, своевременно и в надлежащей форме извещенных о судебном заседании, которым были заблаговременно направлены копии уточненного искового заявления.
Заслушав объяснения представителя закрытого акционерного общества " Б." по доверенности Зайцева Е.О., поддержавшего заявленные требования с учетом уточненного заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 1 и 6 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
С учетом того, что сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости являются сведениями федерального государственного информационного ресурса (государственного кадастра недвижимости), носят общедоступный характер и используются для определения налоговых и иных платежей, утверждаются решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления, оспаривание сведений о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
С заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В силу положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5). Земельный налог является местным налогом, устанавливаемым Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательным к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации). Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кадастровая стоимость земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, применяется и для определения размера арендной платы за их использование.
В Иркутской области в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" постановлением администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года N 213-па было утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, сохраняющее силу в период действия договора аренды, заключенного с закрытым акционерным обществом " Б.". Согласно разделу II (пункты 3-6) указанного Положения размер арендной платы находится в прямой зависимости от размера кадастровой стоимости либо размера ставки земельного налога для соответствующего земельного участка. Такая зависимость закреплена в приложении к договору аренды земельного участка, стороной которого является заявитель по делу.
Законом предусмотрено установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и положениями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 делегированы Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 5.2.1), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии организует проведение государственной кадастровой оценки.
Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке спорного земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов на территории Иркутской области, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, а Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществляет в силу возложенных на него полномочий ведение государственного кадастра недвижимости.
Из материалов дела следует, что закрытое акционерное общество " Б." является арендатором земельного участка, "адрес изъят", на основании договора аренды N Номер изъят. Срок аренды согласно письму от Дата изъята в соответствии с п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации продлен на неопределенный срок.
В соответствии с договором аренды земельного участка N Номер изъят арендодатель комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска, действующий от имени муниципального образования города Братска непосредственно передало в аренду арендатору спорный земельный участок. Арендная плата по договору вносится путем перечисления на счет УФК по Иркутской области с указанием комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска (пункты 1.1, 2.4). В соответствии с приложением N 2 к указанному договору при определении размера арендной платы учитывается наряду с иными показателями кадастровая стоимость 1 кв.м. земель кадастрового квартала по видам функционального использования земель. Согласно штампу государственная регистрация договора аренды была произведена Дата изъята .
Согласно ответу Администрации муниципального образования города Братска на запрос суда государственная собственность на земельный участок "адрес изъят" не разграничена.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска сообщает, что по состоянию на Дата изъята задолженность по арендной плате за спорный земельный участок у арендатора ЗАО " Б." составляет (данные изъяты).
Таким образом, заявитель является лицом, на содержание прав и обязанностей которого влияет установление в том или ином размере кадастровой стоимости арендованного им земельного участка.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, принято органом государственной власти Иркутской области в лице Правительства Иркутской области (постановление Правительства Иркутской области от 04 июля 2012 года N 368-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 06 августа 2013 года N 293-пп).
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года N 239-пп).
Согласно имеющейся в материалах дела кадастровой справке, кадастровому паспорту, приложению в электронном варианте на СD-диске, сведениях кадастровая стоимость земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, с учетом вида его использования, размера участка, удельного показателя кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05 мая 2014 года N 239-пп), составляет (данные изъяты). Дата, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость - Дата изъята .
По заказу закрытого акционерного общества " Б." обществом с ограниченной ответственностью " О." была проведена оценка рыночной стоимости земельного участка и установлено значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земель размере стоимости земельного участка, и его рыночной стоимостью. На указанный отчет об оценке N Номер изъят получено положительное экспертное заключение.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и определения Конституционного суда Российской Федерации от 3 июля 2014 года N 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 указанного федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Заявитель обращался в досудебном порядке разрешения спора в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости участка в размере рыночной. Решением N Номер изъят заявление, поступившее в комиссию Дата изъята , было рассмотрено и отклонено.
Судом по делу была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на Дата изъята .
Согласно экспертному заключению Межрегионального открытого центра права и судебной экспертизы Иркутского национального исследовательского технического университета Министерства образования и науки Российской Федерации от Дата изъята рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят составила (данные изъяты).
Заключение судебной экспертизы содержит вывод по поставленному вопросу. Заключение соответствует требованиям, предъявляемым ГПК РФ и иными федеральными законами, соответствует федеральным стандартам оценки, недостоверности содержащихся в нем сведений судом не установлено. Заключение не вызывает сомнения в объективности и квалификации экспертов, подготовлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследований, имеющими необходимый уровень образования, опыт работы в соответствующей сфере отношений. Заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка.
Доказательств иного размера рыночной стоимости спорного земельного участка, которые могли бы поставить под сомнение достоверность выводов судебной экспертизы, иными участвующими в деле помимо заявителя лицами в суд не представлено, как не представлено и юридически значимых возражений относительно формы и содержания заключения, обоснованности выводов экспертов и размера определенной ими рыночной стоимости.
Суд приходит к выводу, что данное заключение как доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности.
Доводы, приведенные в возражениях, не влияют на вышеприведенные выводы суда.
Доводы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об отсутствии материально-правового интереса и необоснованном их привлечении отклоняются судом, как противоречащие нормам ч.1 ст. 3, ч.2 ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности предусматривающие права и обязанности органа кадастрового учета недвижимости.
Доводы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о внесении сведений в соответствии с законом не свидетельствуют о незаконности и необоснованности заявленных требований, и не ущемляют право заявителя на обращение в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении настоящего спора, принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земельных участков, и рыночной стоимостью земельного участка, суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в размере, определенном заключением судебной экспертизы, по состоянию на 1 января 2015 года.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения суда указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления для юридических лиц считается дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
С заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявитель обратился Дата изъята .
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Иркутский областной суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление закрытого акционерного общества " Б." удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка "адрес изъят", равной рыночной стоимости земельного участка по состоянию на Дата изъята в размере (данные изъяты) рублей.
Датой обращения закрытого акционерного общества " Б." в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Иркутской области считать Дата изъята .
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Иркутский областной суд.
Судья О.Ю. Астафьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.