Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Д.
рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области С.Е. на постановление судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 г., принятое в отношении ООО "СтройЛес-2" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 г. ООО "СтройЛес-2" привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Из постановления следует, что 28 сентября 2015 г. по результатам проведенной плановой проверки должностными лицами комитета государственного экологического надзора Ленинградской области хозяйственной деятельности ООО "СтройЛес-2", осуществляемой в Бокситогорском районе Ленинградской области по адресам: пос. Ефимовский, ул. Володарского, д. 2; пос. Ефимовский, ул. Гагарина, д. 30; пос. Климово; дер. Радогощь, было установлено, что ООО "СтройЛес-2" в нарушение ст.ст. 1, 18, пп. 1, 2 ст. 19 Федерального Закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 февраля 2010 г. N 30, Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. N 50, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 01 сентября 2011 г. N 721, Приказа Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 г. N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" не были установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; не сдана до 15 января 2015 г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке; не осуществлялся учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размешенных отходов; не сдана до 01 февраля 2015 г. годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2014 г.
Данные нарушения были квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Кроме того, ООО "СтройЛес-2" в нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального Закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2000 г. N 183, допустило выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, а именно: от площадки N 1 и N 2 в пос. Ефимовский в атмосферу выбрасывается 13 загрязняющих веществ - 6,264308 т/год, в том числе твердых - 1,270245 т/год, жидких и газообразных - 4,994063 т/год; от площадки N 3 в пос. Климово в атмосферу выбрасывается 12 загрязняющих веществ - 0,193701 т/год, в том числе твердых - 0,019245 т/год, жидких и газообразных - 0,174456 т/год; от площадки N 4 в дер. Радогощь в атмосферу выбрасывается 12 загрязняющих веществ - 5,027141 т/год, в том числе твердых - 1,143252 т/год, жидких и газообразных - 3,883889 т/год.
Данные нарушения были квалифицированы по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ -выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В жалобе старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области С.Е ... содержится просьба об отмене постановления судьи как незаконного. В жалобе указывается на необоснованность решения суда об объединении двух дел об административном правонарушении, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, возбужденных в отношении ООО "СтройЛес-2" по каждому административному правонарушению в отдельности. Кроме того, при назначении наказания суд неправильно применил, по мнению заявителя, положения чч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области С.Е., заслушав защитника ООО "СтройЛес-2" Я.В., прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда.
Из материалов дела усматривается, что 05 октября 2015 г. старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области С.Е. в отношении ООО "СтройЛес-2" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
В этот же день 05 октября 2015 г. указанным должностным лицом в отношении ООО "СтройЛес-2" был составлен также протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Установив событие и вину ООО "СтройЛес-2" в совершении административного правонарушения, суд при назначении наказания применил положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. При этом суд исходил из того, что совершенные ООО "СтройЛес-2" административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, представляют собой идеальную совокупность административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.
В постановлении указано, что "нарушения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, допущены в результате одного бездействия, выявлены в один день в ходе проведения одной проверки, рассмотрение возбужденных в отношении ООО "СтройЛес-2" дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.21 и ст. 8.2 КоАП РФ, подведомственно одному суду, следовательно, ООО "Стройлес-2", совершив одним бездействием административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 и ст. 8.2 КоАП РФ".
Данный вывод не основан на обстоятельствах дела.
Согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Анализ материалов дела показывает, что вмененные ООО "СтройЛес-2" административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, характеризуются признаками, которые не дают оснований отнести их к идеальной совокупности административных правонарушений или считать, что они совершены в результате одного бездействия.
Так, в отличие от объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражающейся в рассматриваемом случае в форме бездействия (ООО "СтройЛес-2" не были установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не сдана до 15 января 2015 г. отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке, не осуществлялся учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размешенных отходов, не сдана до 01 февраля 2015 г. годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2014 г.), объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выразилась как в форме действия - ООО "СтройЛес-2" допустило выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него (без специального разрешения), так и бездействия - ООО "СтройЛес-2" не было оформлено специальное разрешение (на выброс вредных веществ в атмосферный воздух).
Кроме того, несмотря на выявление факта совершения административных правонарушения, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в ходе одной проверки, период совершения административных правонарушения не совпадает.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, в части несдачи ООО "СтройЛес-2" до 15 января 2015 г. отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке считается совершенным со дня, следующего за датой выполнения возложенной на юридическое лицо обязанности, то есть с 16 января 2015 г.; в части несдачи до 01 февраля 2015 г. годовой формы федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления" за 2014 г. - со 02 февраля 2015 г. Данные нарушения административного законодательства не являются длящимися, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ обусловливает начало исчисления срока давности привлечения к административной ответственности за такие нарушения, начиная с указанных дат.
В то же время, другие нарушения, такие например, как выброс вредных веществ в атмосферный воздух (сопутствующий постоянной и основной деятельности юридического лица) без специального разрешения, отсутствие учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размешенных отходов, относятся к длящимся административным правонарушениям. Данные нарушения продолжали совершаться вплоть до их обнаружения, вследствие чего сроки давности по ним согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ начинают исчисляться со дня обнаружения, то есть с 28 сентября 2015 г.
При таких обстоятельствах вывод суда о возможности рассматривать допущенные ООО "СтройЛес-2" нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования как совершенные в результате одного бездействия, содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и о назначении наказания в соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным. Постановление судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 г. подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
При применении положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ. В случае назначения юридическому лицу наказания по правилам, установленным ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ менее половины минимального размера административного штрафа, определяемого исходя из санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 г., принятое в отношении ООО "СтройЛес-2" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2, частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить в суд на новое рассмотрение.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья А.Г. Пименова)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.