Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Черткова С.Н.
судей - Антуха Б.Е., Шинжиной С.А.
при секретаре - Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Улаганском районе Куюкова И.С. на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от "дата", которым постановлено
иск Барбальдиковой З.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении социальной пенсии, обязании назначить социальную пенсию удовлетворить.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе от "дата" об отказе в назначении социальной пенсии Барбальдиковой З.И. признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе назначить Барбальдиковой З.И. социальную пенсию по старости с "дата".
Заслушав доклад судьи Черткова С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барбальдикова З.И. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Улаганском районе о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии от "дата", обязании назначить социальную пенсию с "дата". Требования мотивированы тем, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" установлено, что истец относится к коренному малочисленному народу России - "данные изъяты". В связи с достижением 50-летнего возраста истец обратилась в ГУ - УПФ РФ в Улаганском районе Республики Алтай с заявлением о назначении социальной пенсии по старости, выплата которой предусмотрена законодательством малочисленным народам Севера. Решением от "дата" Барбальдиковой З.И. отказано в назначении социальной пенсии, с указанным решением она не согласна, поскольку относится к числу коренных малочисленных народов Севера, по национальности является "данные изъяты", постоянно проживает на территории Улаганского района, достигла возраста 50 лет. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеет право на социальную пенсию. Все необходимые документы ответчику ею были представлены. Просит отменить как незаконное решение УПФ РФ в Улаганском районе Республики Алтай от "дата" об отказе в назначении социальной пенсии по старости и обязать ответчика назначить ей социальную пенсию с "дата", с момента подачи заявления в УПФ РФ в Улаганском районе Республики Алтай.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Улаганском районе Куюков И.С., указывая, что социальная пенсия устанавливается только гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015 года N1049. В связи с тем, что право на социальную пенсию имеют граждане из числа малочисленных народов Севера, проживающие только в Турочакском районе, правовых оснований для назначения социальной пенсии в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" истцу по месту его жительства в Улаганском районе, не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Улаганском районе Дедину Е.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам жалобы по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Барбальдикова (Качашева) З.И., "дата" года рождения, по национальности являющаяся "данные изъяты", зарегистрированная по месту жительства и проживающая в "адрес", обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Улаганском районе с заявлением о назначении социальной пенсии в соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как лицу из числа малочисленных народов Севера.
Решением УПФ в Улаганском районе от "дата" N Барбальдиковой З.И. в назначении указанной пенсии отказано в связи с тем, что данный вид пенсии устанавливается только гражданам из числа малочисленных народов Севера, постановление Правительства РФ от 11.01.1993 года N 22, утвердившее Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, утратило силу, а действующие нормативные акты Российской Федерации не позволяют определить категорию народностей, относящуюся к малочисленным народам Севера, как того требует подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Исходя из необходимости гарантировать права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, как того требует статья 69 Конституции Российской Федерации, законодатель в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определилтакие народы как проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Гарантии их пенсионного обеспечения установлены в Федеральном законе "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьей 2 которого граждане из числа малочисленных народов Севера были отнесены к нетрудоспособным лицам на льготных условиях (по достижении возраста 55 и 50 лет соответственно мужчинами и женщинами, в отличие от общего правила, согласно которому нетрудоспособность, дающая право на социальную пенсию, наступает в возрасте 65 и 60 лет), а статьей 11 (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ) им было предоставлено право на социальную пенсию при условии постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 года N255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены "данные изъяты", проживающие на территории Республики Алтай.
"данные изъяты" включены также в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 года N 536-р.
Вместе с тем, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов.
Постановление Правительства РФ от 11 января 1993 года N 22 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 08 мая 2009 года N 410. Одновременно с этим, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было издано распоряжение Правительства РФ от 08 мая 2009 года N 631-р, которым утвержден "Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации".
Согласно Перечню мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 года N 631-р, к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации относится Республика Алтай, Улаганский муниципальный район.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что "данные изъяты", проживающим на территории Улаганского муниципального района, гарантируется предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем, они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Судом первой инстанции установлено, что Барбальдикова З.И., проживая в сельской местности, соблюдает традиции "данные изъяты" народа и занимается земледелием (огородничеством), выращивает сельскохозяйственную продукцию на личном подсобном хозяйстве (картофель, лук, морковь, чеснок, свеклу, редьку, капусту), сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при достижении Барбальдиковой З.И. возраста 50 лет у нее возникло право на назначение социальной пенсии, поскольку она принадлежит к числу коренных малочисленных народов Севера - "данные изъяты", проживает на территории Улаганского муниципального района Республики Алтай, который отнесен к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В связи с этим решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Улаганском районе от "дата" N верно признано судом первой инстанции незаконным и подлежащим отмене.
Поскольку на основании ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида, за некоторыми исключениями, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, суд первой инстанции правильно возложил обязанность на пенсионный орган назначить Барбальдиковой З.И. социальную пенсию с 01 апреля 2015 года.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции, и незаконности назначения пенсии со ссылкой на нарушения ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", не могут быть признаны обоснованными, исходя из следующего.
Утверждения пенсионного органа о том, что Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 года N 631-р, не указывает на принадлежность именно к малочисленным народам Севера, как того требует пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а потому Барбальдикова З.И. не имеет право на указанную выше социальную пенсию, необоснованны, поскольку, хотя в данном Перечне и не указано "малочисленные народы Севера", однако, в Перечне указаны места традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства N 22 от 11.01.1993 года "О перечне районов проживания малочисленных народов Севера", который утратил законную силу связи с изданием постановления Правительства РФ от 08 мая 2009 года N 410, с введением нового Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, исключено слово "Севера", что, как считает судебная коллегия, не может являться основанием для отказа истице в назначении социальной пенсии, поскольку, категория "граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины)" включает в себя представителей народов, проживающих в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, которые сохраняют традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывает менее 50 тыс. человек и сознают себя самостоятельными этническими общностями.
Доводы апелляционной жалобы, сводятся к тому, что социальная пенсия устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 года N 536-р. Данный перечень содержит наименование народности "данные изъяты", но не указывает принадлежность "данные изъяты" именно к малочисленным народам Севера, как того требует подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Однако данные суждения руководителя пенсионного органа не могут повлечь отмену решения суда первой инстанции, поскольку в разделе II, именуемого как "Современное состояние малочисленных народов Севера", Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 года N 132-р, говорится и о современном состоянии "данные изъяты". Это, как и анализ федерального законодательства, касающегося гарантий прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, позволяет прийти к выводу, что законодатель, предоставляя коренным малочисленным народам Российской Федерации комплекс социальных прав и гарантий, не исходит из принадлежности того или иного коренного малочисленного народа к региональной территории, как то Севера, Сибири или Дальнего Востока. Социальные права и гарантии для данной категории граждан являются едиными, независимо от того, где они проживают, на Севере, в Сибири или на Дальнем Востоке. Иное противоречило бы конституционному принципу равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции РФ), которое заключается и в гарантии равенства прав лиц одного статуса (категории).
Исходя из вышеизложенного, нельзя принять во внимание довод апелляционной жалобы о том, что районный суд применил закон, не подлежащий применению, как основанный на неправильном применении норм материального права.
Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 года N 1049, утвержден Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, которым к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации отнесен только Турочакский муниципальный район Республики Алтай, однако у суда не имелось оснований для применения данного документа при рассмотрении настоящего дела, поскольку он действует с 13 октября 2015 года, и на правоотношения, возникшие между сторонами до его вступления, не распространяется.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они содержат иное толкование закона, и не влияют на законность принятого судом решения.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорному правоотношению применены нормы права, подлежащие применению. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Нарушений гражданско-процессуального законодательства, влекущих в соответствии со ст. 330 ГПК РФ отмену состоявшегося решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Улаганском районе Куюкова И.С. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Чертков
Судьи Б.Е. Антух
С.А. Шинжина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.