Судья Оренбургского областного суда Каширская Е.Н., при секретаре Бобылевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Макеева С.В., действующего в интересах администрации города Оренбурга, на постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 18 августа 2015 года N и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Оренбурга,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 18 августа 2015 года N администрация города Оренбурга (далее - администрация, должник) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 октября 2015 года постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 18 августа 2015 года N оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель просит об отмене постановления должностного лица, судебного решения и прекращении производства по делу. В обоснование своих требований ссылается на то, что решение суда не было исполнено по уважительным причинам, поскольку администрация не была обеспечена необходимыми денежными средствами из бюджета Оренбургской области для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению ФИО1 жилым помещением, что, по мнению заявителя, свидетельствует об отсутствии вины администрации в совершении вмененного административного правонарушения. Полагает, что должником приняты все необходимые и зависящие от нее меры для исполнения решения суда.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав объяснения участников процесса, прихожу к следующему.
Согласно ст. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов; законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В ст. 105 Закона об исполнительном производстве закреплено, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в установленный для добровольного исполнения срок, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ, и устанавливает новый срок для исполнения.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как следует из материалов дела, 21 ноября 2014 года на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г. Оренбурга N от 19 февраля 2014 года, выданного по делу N о возложении на администрацию города Оренбурга обязанности по обеспечению ФИО1 вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенным жилым помещением, соответствующим требованиям и нормам действующего законодательства, судебным приставом было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения данного постановления. Постановление получено администрацией 01 декабря 2014 года.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа, 29 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации города Оренбурга исполнительского сбора. Одновременно судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения в течение пяти дней со дня получения постановления.
Поскольку требования исполнительного документа исполнены не были, а также в связи с обращением должника в Ленинский районный суд г. Оренбурга с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по предоставлению жилого помещения ФИО1., в удовлетворении которого было отказано (определение суда от 27 апреля 2015 года), 27 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено новое постановление о назначении нового срока исполнения в течение пяти дней со дня получения постановления. Постановление получено должником 08 мая 2015 года. В установленный постановлением срок (с учетом праздничных и выходных дней до 19 мая 2015 года) требование исполнительного документа исполнено не было.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Поскольку материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем факт неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, следует признать подтвержденным наличие в действиях администрации города Оренбурга объективной стороны вмененного ей правонарушения. При таких обстоятельствах действия администрации города Оренбурга правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии вины администрации города Оренбурга в совершении вмененного административного правонарушения в виду отсутствия финансирования со стороны соответствующего субъекта Российской Федерации, не является основанием для отмены постановления должностного лица.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Указанные заявителем причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П).
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, образует именно неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Представленная в материалах дела переписка должника с Министерством социального развития Оренбургской области о необходимости выделения денежных средств на исполнение решения и соответствующие ответы, не свидетельствуют о том, что администрацией города Оренбурга были приняты все зависящие от нее меры по исполнению судебного решения.
Сведений о том, что администрация города Оренбурга во вновь установленный судебным приставом - исполнителем срок, а именно в период с 08 мая 2015 года по 19 мая 2015 года обращалась к администрации Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств для приобретения жилья ФИО1 и получила отказ, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения администрацией города Оренбурга содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, и каких-либо иных обстоятельств, исключающих вину в совершении вменяемого правонарушения, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к правильному выводу о том, что вина администрации города Оренбурга, в совершении вмененного ей правонарушения установлена, поскольку должником исполнительного производства не были приняты все зависящие от него меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа.
Постановление о привлечении администрации города Оренбурга к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Оренбургской области от 18 августа 2015 года N и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 27 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Оренбурга оставить без изменения, а жалобу начальника Управления жилищной политики администрации города Оренбурга Макеева С.В. - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Е.Н. Каширская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.