СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А.,
судей Костенко Е.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 декабря 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" Мальцева В.А. на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 03 ноября 2015 года, по которому
отказано в удовлетворении административного иска администрации МР "Корткеросский" о признании незаконным постановления заместителя начальника ОСП по Корткеросскому району Коюшева И.В. о взыскании исполнительского сбора от "Дата обезличена" по исполнительному производству "Номер обезличен".
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования муниципального района "Корткеросский" через своего представителя Мальцева В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от "Дата обезличена" по исполнительному производству "Номер обезличен" указав в обоснование, что администрация МО МР "Корткеросский" не может исполнить решение суда от "Дата обезличена" о возложении обязанности по предоставлению Мельник М.К. благоустроенного жилого помещения по объективным причинам, ввиду отсутствия свободного жилья на территории муниципального района, недостаточного финансирования со стороны республиканского бюджета на реализацию полномочий органов местного самоуправления по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам из их числа, большого количества детей указанной категории - более ... человек. Администрацией МР "Корткеросский" принимаются меры к исполнению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях исполнения переданных государственных полномочий в "Дата обезличена" году бюджету МР "Корткеросский" выделена субвенция в размере ... На данные средства администрация "Дата обезличена" заключила договора на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, ... квартиры в котором будут предоставлены детям-сиротам в "Дата обезличена" года. Проведены работы по текущему ремонту квартиры по адресу: "Адрес обезличен", которую передали по договору социального найма Андреевой А.В., как лицу из категории детей-сирот. За счет субвенций в "Дата обезличена" году бюджету муниципального района "Корткеросский" администрация заключила договора на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, ... квартиры в котором будут предоставлены детям-сиротам. Приобретена квартира в ... , планируется приобретение жилых помещений для ... детей-сирот, в том числе Мельник М.К. В целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация муниципального района "Корткеросский" неоднократно обращалась в адрес Агентства Республики Коми по социальному развитию и Совета МР "Корткеросский" с ходатайствами о выделении средств, однако денежные средства были выделены частично.
Заместитель начальника ОСП по Корткеросскому району Коюшев И.В. в судебном заседании иск не признал, указав в обоснование, что сообщенные в административном исковом заявлении причины и обстоятельства не свидетельствуют о незаконности вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО МР "Корткеросский" с решением суда не согласен и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.
Администрация МО МР "Корткеросский", ОСП по Корткеросскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми и Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей на заседание суда апелляционной инстанции не направили.
На основании части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие, в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" администрация муниципального образования муниципального района "Корткеросский" обязана предоставить Мельник М.К. на территории муниципального образования сельского поселения "Корткерос" Корткеросского района Республики Коми благоустроенное жилое помещение применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее ... кв.м.
"Дата обезличена" года заместителем начальника ОСП по Корткеросскому району Коюшевым И.В. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства "Номер обезличен" в отношении администрации МО МР "Корткеросский", установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - в течение 5 дней. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена администрацией МО МР "Корткеросский" "Дата обезличена".
Определением Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" администрации МО МР "Корткеросский" отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Корткеросского районного суда Республики Коми от "Дата обезличена" по делу "Номер обезличен".
"Дата обезличена" года заместителем начальника ОСП по Корткеросскому району Коюшевым И.В. вынесено постановление о взыскании с администрации МО МР "Корткеросский" исполнительского сбора в размере ... за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленный постановлением от "Дата обезличена" года срок.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ от 02.10.2007 "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
На основании пункта 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно пункта 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу части 6 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из части 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходя из требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", статьи 401 Гражданского кодекса РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, пришел к выводу, что должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника. Доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо влияющих на оценку ее степени, администрацией МО МР "Корткеросский" не представлено. Доводы заявителя об отсутствии у должника денежных средств, а равно свободных специализированных жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также несвоевременное предоставлений субвенций из бюджета Республики Коми, субсидий федерального бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений, не свидетельствуют об отсутствии вины должника в невозможности исполнить вышеуказанное решение суда.
Кроме того, суд первой инстанции также исходил из того, что оспариваемое административным истцом постановление от "Дата обезличена" года вынесено уполномоченным на то должностным лицом, с соблюдением установленного законом порядка.
Выводы суда согласуются с установленными по делу обстоятельствами, отвечают требованиям закона, подлежащего применению, и являются верными.
Материалы дела свидетельствуют, что с момента получения должником копии постановления судебного пристава-исполнителя от "Дата обезличена" о возбуждении исполнительного производства, по которому на администрацию МО МР "Корткеросский" возложена обязанность предоставить Мельник М.К., благоустроенное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилищного фонда, администрация МР "Корткеросский" предпринимала, в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения решения, действия по исполнению решения суда, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Исходя из приведенных выше правовых норм, положения статьи 401 ГК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Таким образом, учитывая, что администрацией МО МР "Корткеросский" не было представлено суду доказательств невозможности исполнения решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения решения суда и имелись непреодолимые, чрезвычайные обстоятельства, препятствующие исполнению решения суда, поэтому, как верно указал суд первой инстанции в решении, оснований для удовлетворения заявленного административного иска не имеется.
Кроме того, согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку порядок принятия оспариваемого постановления в рассмотренном деле соблюден судебным приставом-исполнителем, само постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве", судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции об отклонении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации МО МР "Корткеросский" о тяжелом финансовом положении, отсутствии свободных средств в бюджете муниципального района, не могут повлечь за собой отмену решения суда, поскольку данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия, исходя из материалов дела, оснований не усматривает.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО МР "Корткеросский" Мальцева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.