Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Королёвой А.В.,
судей Васильевой Е.В. и Тютькиной З.А.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федорова С*** П*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 октября 2015 года, по которому постановлено:
В удовлетворении административного иска Федорова С*** П*** к Управлению Федеральной миграционной службы по Ульяновской области о признании незаконным заключения проверки отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федоров С.П. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной миграционной службы по Ульяновской области (далее - УФМС России по Ульяновской области), в котором просил признать незаконным заключение от 10.06.2015 N 20 проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ и обоснованности выдачи отделом УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе г. Ульяновска паспорта гражданина РФ на имя Федорова С.П.
В обоснование требований истец указал, что согласно указанному заключению миграционная служба пришла к выводу об отсутствии у него гражданства РФ. Паспорт гражданина РФ серии *** N ***, оформленный ***2008 отделом УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе г. Ульяновска, признан выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию. Копия заключения проверки направлена в УФМС России по Ульяновской области и УМВД России по Ульяновской области для внесения соответствующих сведений в учетные документы и принятия мер к изъятию паспорта.
Вывод об отсутствии у него гражданства РФ сделан УФМС России по Ульяновской области в связи с выходом из гражданства РФ в Посольстве РФ на Украине 08.09.2004. Однако данный вывод не соответствует действительности, так как он не имел и не имеет гражданства иного государства, кроме гражданства РФ. Никаких гарантий приобретения гражданства иного государства им никогда не получалось. Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 данного Федерального закона, когда выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. На момент предполагаемого выхода из гражданства РФ, то есть на 08.09.04, он не проживал и не находился на территории иностранного государства, поскольку жил и работал в Российской Федерации. На Украине он находился с 10.08.2003 по январь 2004 года, жил временно со своей матерью и помогал ей, так как она болела. В этот период он находился в подавленном состоянии, поскольку его семейная жизнь не сложилась. Он подал документы в Посольство РФ на проживание в Украине, однако никакого ответа не получил, как и гражданства Украины или гарантий его приобретения.
Он имеет устойчивую правовую связь с Россией, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: в ноябре 1989 года он был призвал на службу в ВМФ СССР, в апреле 1992 года остался на сверхсрочной службе при в/ч ***, принял Российское гражданство и продолжал службу в ВМФ России до июня 1998 года; в августе 1998 года им был получен паспорт гражданина РФ; с ноября 1998 года до июня 2003 года он проходил службу в уголовно-исполнительной системе; с мая 2004 года более 11-и лет он служил в органах внутренних дел, имеет медали и различные поощрения. За время службы получал денежное довольствие, платил налоги, в ноябре 2012 года получил денежную субсидию на покупку жилья, в январе 2013 года приобрел в собственность квартиру в г. У***, в апреле 2014 года приобрел долю в праве на дом и земельный участок в р.п. ***. Он имеет загранпаспорт, водительское удостоверение, ИНН, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. С ноября 1989 года по 1998 год он был зарегистрирован в *** при в/ч ***, с августа 1998 года по 2002 год - в г.У*** по ул. ***, с 10.03.2004 - в г. У*** по ул. ***, с 21.05.2014 - в р.п. *** по ул. ***. Оспариваемым заключением нарушены его конституционные права.
К участию в деле привлечено в качестве заинтересованного лица УМВД России по Ульяновской области.
Рассмотрев исковые требования Федорова С.П. по существу, суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Федоров С.П. просит отменить принятое по делу решение и вынести новое решение об удовлетворении его исковых требований. Полагает, что судом ненадлежаще установлены обстоятельства по делу, выводы суда противоречат закону. Вывод суда о приобретении им гражданства за пределами РФ не соответствует представленным в дело доказательствам. Наличие решения Посольства РФ в Украине о выходе из гражданства РФ не может являться достаточным основанием для дачи заключения об отсутствии у него гражданства РФ.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции.
От Федорова С.П. в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство о приостановлении рассмотрения дела до вступления в законную силу решения Ульяновского районного суда Ульяновской области от 05.11.2015 по делу N 2а-856/2015 по его административному иску о признании незаконным решения Посольства РФ в Украине о выходе Федорова С.П. из гражданства РФ. Данное ходатайство оставлено судебной коллегией без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
В силу ст. 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" органы УФМС осуществляют, среди прочих, полномочия по определению наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства документы и в случае необходимости вправе запрашивать дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства; осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение вопросов наличия гражданства Российской Федерации лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, возложено на дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. В частности посольства принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со ст. 14, ч.ч. 2 и 3 ст. 19, ч. 3 ст. 26 настоящего Федерального закона; осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со ст. 23 названного Федерального закона.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим в УФМС России по Ульяновской области запросом из Управления по работе с личным составом УМВД России по Ульяновской области в отношении Федорова С.П. проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, в ходе которой выявлено, что Федоров С.П. оформил выход из гражданства Российской Федерации в Посольстве РФ в Украине 08.09.2004 на основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (в упрощенном порядке). Установлено наличие в АИ ЦБД "Учет иностранных граждан" информации о приобретении Федоровым С.П. гражданства за пределами Российской Федерации.
Заключением УФМС России по Ульяновской области N 20 от 10.06.2015 по проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, обоснованности выдачи Отделом УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе г. Ульяновска паспорта гражданина Российской Федерации на имя Федорова С.П., признано отсутствие у Федорова С.П. гражданства Российской Федерации; паспорт гражданина РФ серии *** N ***, оформленный ***.2008 Отделом УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе г. Ульяновска признан выданным в нарушение установленного порядка.
В соответствии с п.п. 51 и 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325, при возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации.
Оспариваемое Федоровым С.П. заключение дано органом миграционной службы, уполномоченным в силу закона на проведение проверок на предмет наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и, соответственно, на дачу заключения по итогам такой проверки.
Заключение проверки принято миграционной службой на основании достоверных сведений о выходе Федорова С.П. из гражданства Российской Федерации .
В материалах дела имеется ответ Консульского отдела Посольства России в Украине (исх. N 2499/з от 29.04.2015), согласно которому Федоров С.П. оформил выход из гражданства РФ 08.09.2004 в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".
Из документов, представленных по запросу суда Министерством иностранных дел Российской Федерации, усматривается, что решением Посольства РФ в Украине от 08.09.2004 (регистрационный N ***), принятым в соответствии с полномочиями, установленными ст. 31 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", разрешен выход из гражданства РФ Федорову С.П., родившемуся 24.10.1970 в УССР, Днепропетровской области, проживающему в Украине, Полтавской области.
В заявлении от 18.12.2003 в Консульский отдел Посольства РФ в Украине Федоров С.П. просил разрешить выход из гражданства РФ в упрощенном порядке, ссылаясь на постоянное проживание на территории Украины, принятие гражданства Украины, наличие у него гражданства Украины согласно справке N ***, выданной 05.05.2003 Управлением МВД Украины в *** области, проживание с 19.03.2002 по адресу: г. ***, ул. *** *** области, в подтверждение чего приложил к заявлению подтверждающие документы.
Суд первой инстанции, полно и объективно оценив представленные по делу доказательства, верно применив материальный и процессуальный закон, регулирующий правоотношения сторон, пришел к правильному выводу о правомерности вынесенного УФМС России по Ульяновской области заключения проверки N 20 от 10.06.2015 об отсутствии у Федорова С.П. гражданства РФ по причине его выхода из гражданства РФ.
Доводы апелляционной жалобы Федорова С.П. о том, что заявление о выходе из гражданства РФ было подано им в Посольство РФ в Украине в период нахождения в трудной жизненной ситуации, а также о том, что он не принимал гражданства другого государства и имеет прочную правовую связь с Россией, не опровергают установленные судом обстоятельства и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого заключения проверки.
Факт выхода Федорова С.П. из гражданства РФ на основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ " О гражданстве Российской Федерации" установлен.
Нарушений прав истца оспариваемым заключением проверки УФМС России по Ульяновской области N 20 от 10.06.2015 не допущено.
Федоров С.П. не лишен права поставить вопрос о восстановлении в гражданстве РФ на основании ст. 15 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", а также путем отмены решения о выходе из гражданства при наличии на то предусмотренных законом оснований.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и им в решении дана оценка, с которой следует согласиться.
Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 октября 2015 года о ставить без изменения, а апелляционную жалобу Федорова С*** П*** - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.