Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего - Шептуновой Л.П.,
судей - Карпова А.В. и Марьенковой А.В.
при секретаре - Кротюк К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению " В" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности заключить договор передачи квартиры в собственность
по апелляционной жалобе П. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 30 июля 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Шептуновой Л.П., судебная коллегия
установила:
14 апреля 2015 года П. обратился в суд с иском к
Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению " В" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на приватизацию жилого помещения, возложении обязанности заключить договор передачи квартиры в собственность.
В обоснование заявленных требований указал, что ему на основании ордера в мае 1981 года было представлено на состав семьи жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
16 февраля 2015 года Федеральным государственным казенным учреждением " В" Министерства обороны Российской Федерации с ним был заключен договор социального найма на данное жилое помещение. Собственником спорной квартиры является Министерство обороны Российской Федерации.
На основании Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" он обращался к ответчикам за приватизацией данного жилого помещения. Однако до настоящего времени вопрос по приватизации жилья не решен, ввиду отсутствия специального порядка приватизации жилых помещений из фонда Министерства обороны Российской Федерации, что, по его мнению, не может влечь ущемление его права на приватизацию.
На основании изложенного, истец просил суд признать за ним право на приватизацию спорного жилого помещения; обязать Министерство обороны Российской Федерации, действующее от имени собственника - Российской Федерации, заключить договор передачи в его собственность жилого помещения, состоящего из 3-х комнат, общей площадью 47,9 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес".
Судом постановлено вышеприведенное решение, которое обжалует П., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не выяснил обстоятельства имеющие существенное значение для дела, нарушил нормы процессуального права. Суд не принял во внимание, что на момент предоставления квартиры она не находилось в закрытом военном городке. Военный городок "адрес" был признан закрытым со дня принятия Перечня закрытых военных городков Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N752-р. Суд не учел, что доказательств служебного статуса спорной квартиры не представлено.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя истца Н., поддержавшую жалобу, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны вправе осуществлять управление и распоряжение закрепленным за ним жилищным фондом в соответствии с его назначением.
В силу положений подпункта "и" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053, Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно общим положениям действующего законодательства о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, установленным в статьях 1, 2, 4, 6, 8 и 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года
N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилфонда на условиях социального найма, вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, а также государственными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилфонде социального использования один раз. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
В силу положений статей 61 и 63 Жилищного кодекса Российской Федерации, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, договором социального найма данного жилого помещения. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Из материалов дела следует, что начальником территориального отделения ФГКУ " В" К., действующим по доверенности от Министерства обороны Российской Федерации (наймодателем) и П. (нанимателем) 16 февраля 2015 года заключен договор социального найма жилого помещения N N по которому ему передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в федеральной собственности - 3-х комнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес". Основанием для заключения договора указан ордер N от 05 мая 1981 года, выданный "данные изъяты".
Согласно поквартирным карточкам П. зарегистрирован в указанной квартире с 08 мая 1981 года по настоящее время.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р утвержден единый Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в котором в подразделе "Сахалинская область" военный городок место дислокации- "адрес" (где находится спорная квартира) также отнесен к числу закрытых военных городков.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2012 года N 1801-р указанный военный городок из перечня закрытых военных городков исключен.
Вместе с тем, согласно выписке из реестра федерального имущества, в настоящее время спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится на балансе Министерства обороны Российской Федерации, в оперативном управлении Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
02 сентября 2014 года и 12 марта 2015 года истец, действуя через своего представителя Н., обратился в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение " В" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче в собственность указанного выше жилого помещения в порядке приватизации.
Федеральным государственным казенным учреждением " В" Министерства обороны Российской Федерации 28 октября 2014 года направлен ответ истцу, где разъяснено, что согласно пункту 2.2. Инструкции об организации деятельности центральных округов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550, передачу жилых помещений, в отношении которых заключены договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность осуществляет Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. При этом указано, что до передачи жилого помещения в муниципальную собственность право заявителя на приобретение жилья в собственность может быть реализовано в порядке гражданского судопроизводства.
В ответе на обращение истца Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации 05 мая 2015 года указал, что балансодержателем жилого дома, где расположена квартира истца, является Федеральное государственное казенное учреждение " Д" Министерства обороны Российской Федерации, при этом Министерство обороны не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Кроме того, истцу разъяснено, что решение о приватизации жилого помещения может быть принято в порядке гражданского судопроизводства.
Письмом заместителя начальника Федерального государственного казенного учреждения " В" Министерства обороны Российской Федерации от 03 апреля 2015 года направлено обращение истца в адрес Федерального государственного казенного учреждения " Д" Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 24), однако ответа на это обращение в материалах дела не имеется.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что вопрос о передаче жилых помещений в собственность граждан отнесен законодателем к компетенции соответствующих органов, к которым суд в силу закона изначально не относится, поскольку признание самим судом за стороной истца право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации заведомо выходит за рамки компетенции судебных органов и нарушает конституционный принцип разделения властей, что не может быть признано допустимым.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно указал, что истец при наличии договора социального найма не предоставил достоверных и допустимых доказательств, свидетельствующих об отказе компетентного органа в удовлетворении его заявления о приватизации спорного жилья.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отказе П. в иске.
Доводы апелляционной жалобы о том, что военный закрытый городок "адрес" был признан таковым лишь со дня принятия Перечня закрытых военных городков Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N752-р, не основан на законе, поскольку согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшей и на момент издания указанного Распоряжения N752-р, к закрытым военным городкам отнесены расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков. До вступления в силу названного Федерального закона отнесение поселений военных к военным городкам регулировалось введенным в действие Приказом Министра обороны СССР 1977 года N75 "Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота", согласно пункту 34 которого под "военным городком" понимался комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих, и пунктом 2 Приказа Министра обороны СССР "О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Советской Армией и Военно-Морским Флотом, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы" от 23 декабря 1980 года N363, которым устанавливался порядок отнесения военных поселений к военным городкам.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда в решении, неправильному толкованию норм материального права, а, следовательно, не могут быть положены в основу отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 30 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.
Председательствующий Шептунова Л.П.
Судьи Карпов А.В.
Марьенкова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.