Судья Ярославского областного суда Щеголькова Е.Ю. при секретаре Морарь А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области Хватова О.В. на постановление судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 4 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области,
установила:
Постановлением судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 4 августа 2015 года администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Правонарушение выразилось в следующем: администрация Рыбинского муниципального района Ярославской области является исполнительно - распорядительным органом Рыбинского муниципального района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по организации в границах поселений, входящих в состав Рыбинского муниципального района, водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации - статья 26 Устава. Администрация в нарушение требований "СанПиН 2.1.4.1175-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденного Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12.11.2002 года, не обеспечила население "адрес" водоснабжением надлежащего качества.
На указанное постановление принесена жалоба защитником администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области Хватовым О.В. в Ярославский областной суд. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу.
Доводы жалобы сводятся к тому, что в силу части 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и пункта 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, организация нецентрализованного холодного водоснабжения на территории поселения относится к полномочиям сельских поселений. Ответственность за качество воды в шахтном колодце на "адрес", принадлежащем Назаровскому сельскому поселению на праве собственности, не может нести администрация Рыбинского муниципального района.
Администрация Рыбинского муниципального района ставит под сомнение экспертное заключение, поскольку не была уведомлена об отборе проб воды из указанного колодца, не участвовала в отборе проб, а так же в нарушение пункта 6.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 повторный отбор проб воды и проведение ее дополнительного исследования не были произведены.
В судебное заседание законный представитель или защитник администрации Рыбинского муниципального района не явились.
Исследовав дело об административном правонарушении, полагаю, что постановление судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 4 августа 2015 года подлежит оставлению без изменения.
Статьей 6.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Данная статья содержит специальную норму, имеющую своей целью охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предметами рассматриваемого правонарушения являются питьевая вода и системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно статье 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
В пунктах 1.2 и 1.3 СанПиН 2.1.4.1175-02 установлено, что "Санитарные правила и нормы" устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
Согласно пунктам 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 СанПиН 2.1.4.1175-02 оголовок (надземная часть колодца) служит для защиты шахты от засорения и загрязнения, а также для наблюдения, водоподъема, водозабора и должен иметь не менее чем на 0,7 - 0,8 метра выше поверхности земли.
Оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку.
По периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер.
В силу пункта 2.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 количество населения, пользующегося нецентрализованным источником водоснабжения, определяется в каждом конкретном случае исходя из дебита источника и принятых норм водопотребления. Водозаборные сооружения должны обеспечить прохождение через них требуемых объемов воды.
В соответствии с пунктом 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам, приведенным в таблице, в том числе общие калиформные бактерии в воде должны отсутствовать.
В силу пунктов 5.1 и 5.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 правильное содержание и эксплуатация водозаборных сооружений и устройств имеет решающее значение в профилактике микробного и химического загрязнения питьевой воды. Чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления.
Из материалов дела следует, что в ходе экспертизы, лабораторного исследования проб воды холодного нецентрализованного водоснабжения, взятых в общественном колодце на "адрес", установлено:
Колодец расположен в низком месте, на расстоянии ... - ... метров от проселочной дороги. Почва вокруг него заросла травянистой растительностью, вокруг него заросли кустарника.
Колодец срубовой. Данные о материалах, используемых для устройства оголовка, ствола шахты и водоподъемной шахты и водоприемной части отсутствуют, как и данные об объеме воды в колодце на момент обследования.
Оголовок колодца над уровнем земли находится на расстоянии ... - ... см, прогнивший, имеющаяся крышка закрывает оголовок колодца на ... , навес покосившийся, что не исключает возможности засорения и загрязнения шахты.
Замок по периметру оголовка колодца, отростка с уклонением ... метра от колодца в сторону кювета (лотка), ограждение вокруг колодца отсутствует.
Ежегодная чистка колодца, а так же текущий ремонт оборудования, не проводится.
Качество воды не соответствует гигиеническим нормативам по содержанию общих колиформных бактерий - ... в ... мл.
Таким образом, указанный шахтный колодец, качество холодной воды в нем не отвечают указанным выше требованиям к устройству шахтного колодца, к качеству воды нецентрализованного водоснабжения и к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения в зоне ответственности Администрации Рыбинского муниципального района.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, подтверждается жалобами жителей "адрес", экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему, экспертным заключением к указанному протоколу, фотографиями.
Полученные по делу доказательства являются допустимыми, с соблюдением требований статей 26.2, 26.5, 26.8, 27.10 КоАП РФ, нарушения не установлены.
Доказательства получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом постановлении в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, является формальным. Объективная сторона заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований и может выражаться как в совершении действий, так и бездействий.
Факт нарушения требований пунктов 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4, 2.7, 4.1, 5.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 установлен представленными по делу доказательствами.
В положениях части 9 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ, пункта 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, на которые ссылается администрация Рыбинского муниципального района в своей жалобе, указано, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, что Федеральным закон от 27.05.2014 N 136-ФЗ внесены изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Новая редакция действует с ДД.ММ.ГГГГ.
В статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы местного значения городского и сельского поселения (части 1 и 3). Из перечня вопросов местного значения сельского поселения исключен вопрос, закрепленный в пункте 4 части 1 статьи 14 данного закона: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся помимо прочего организация водоснабжения населения.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации часть 1.1 статьи 6 данного закона).
В статье 2 Закона Ярославской области от 30.06.2014 N 36-з "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области" (начало действия 1 января 2015 года) указанный вопрос также отсутствует.
Изложенное свидетельствует, что администрация Рыбинского муниципального района в силу закона обязана обеспечить водоснабжение населения в "адрес", входящего в состав территории Рыбинского муниципального района.
Ссылка Администрации Рыбинского муниципального района на нарушение пункта 6.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 при проведении экспертизы необоснована.
Из анализа положений СанПиН 2.1.4.1175-02, в частности пунктов 1.6, 1.7, 6.1, 6.2, 6.3, 6.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 следует, что контроль за качеством воды должен осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, на которых в силу закона, соглашения лежит обязанность по обеспечению водоснабжения надлежащего качества в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02.
Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора, к которым относится Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках которой действует Филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологи в Ярославской области в городском округе город Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе", осуществляют контроль за соблюдением требований СанПиН 2.1.4.1175-02 юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора осуществляют плановый или выборочный контроль за качеством воды скважин, колодцев и каптажей общего пользования, а также контроль по разовым заявкам от индивидуальных пользователей (пункт 6.3 СанПиН 2.1.4.1175-02).
Изложенное свидетельствует, что администрация Рыбинского муниципального района обязана осуществлять контроль за качеством воды, в том числе в силу положений 6.5 СанПиН 2.1.4.1175-02 обязана выполнить повторный отбор проб воды и провести дополнительные исследования в объеме микробиологических и (или) химических показателей, по которым отмечено превышение норматива, если при контроле качества воды в скважине, колодце, каптаже отмечено превышение микробиологических и (или) химических показателей по сравнению с нормативами таблицы пункта 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02.
Центру государственного санитарно - эпидемиологического надзора достаточно установления факта превышения микробиологических и (или) химических показателей по сравнению с нормативами таблицы пункта 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 в ходе осуществления контроля качества воды.
Составленные Филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологи в Ярославской области в городском округе город Рыбинск и Рыбинском муниципальном районе" протокол лабораторных исследований N от ДД.ММ.ГГГГ и экспертное заключение по указному протоколу отвечают требованиям ГОСТ 31942-2012 "Вода. Отбор проб для микробиологического анализа", ГОСТ 31862-2012 "Вода питьевая. Отбор проб", ГОСТ 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", СанПиН 2.1.4.1175-02, ГП 2.1.5.1315-03 "Предельно-допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. Гигиенические нормы".
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация Рыбинского муниципального района является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
Администрация Рыбинского муниципального района в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правил холодного водоснабжения и водоотведения, обязана обеспечивать водоснабжение населения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к питьевой воде, хозяйственно-бытовому водоснабжению, принимать своевременные меры по предотвращению и устранению нарушений санитарно - эпидемиологических требований.
Данную обязанность Администрация Рыбинского муниципального района не исполнила, своевременные меры по предотвращению и устранению указанного нарушения Администрацией не приняты, соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ в действиях (бездействии) Администрация Рыбинского муниципального района установлен.
Вопрос о привлечении общества к административной ответственности разрешен в установленный законом срок.
Оснований для признания совершенного Администрацией Рыбинского муниципального района деяния малозначительным не имеется.
Назначенное в отношении Администрации Рыбинского муниципального района наказание в виде административного штрафа соответствует санкции статьи 6.5 КоАП РФ, а также правилам назначения наказания, установленным в статьях 3.1, 3.2, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Порядок и процедура привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Дело об административном правонарушении рассмотрено судьей в пределах своих полномочий в соответствии с требованиями части 2 статьи 23.1, главы 29 КоАП РФ.
Основания для отмены постановления судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 4 августа 2015 года, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
Постановление судьи Рыбинского городского суда Ярославской области от 4 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Рыбинского муниципального района оставить без изменения, жалобу защитника администрации Рыбинского муниципального района Ярославской области Хватова О.В. - без удовлетворения.
Судья Е.Ю. Щеголькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.