Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Птоховой З.Ю.
судей Параевой В.С. и Александровой Ю.К.
при секретаре Красильникове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3636/2015 по апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2015 года по иску БЮФ к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о перерасчете ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" - ВЕЕ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца БЮФ, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
БЮФ обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о перерасчете ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда здоровью и взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указал, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, ветераном подразделений особого риска. С "дата" ему установлена инвалидность 2 группы бессрочно, получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в соответствии с решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", исчисленную с учетом степени утраты трудоспособности 70%. Ссылаясь на то, что "дата" степень утраты трудоспособности истца стала составлять 80%, но ответчик отказал в перерасчете денежной компенсации, истец обратился в суд и просил установить для исчисления ежемесячной денежной компенсации коэффициент 0,8 (80%), взыскать с ответчика единовременную выплату задолженности с "дата".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2015 года на ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" возложена обязанность произвести перерасчет исчисляемой БЮФ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, с "дата" с учетом степени утраты трудоспособности 80%.
Этим же решением с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" за счет средств федерального бюджета в пользу БЮФ взыскана задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью, образовавшаяся за период с "дата" по день исполнения решения суда.
В апелляционной жалобе ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2013 года по делу N2-3373/2013 на ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" возложена обязанность по выплате БЮФ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия, с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности 70%.
Согласно акту ФКУ "ГБ МСЭ по Санкт-Петербургу" от "дата" БЮФ при освидетельствовании установлена утрата профессиональной трудоспособности 80% в связи с увечьем, бессрочно.
"дата" БЮФ обратился к ответчику с заявлением о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия, с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности 80%, однако в этом ему было отказано.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства по делу, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, установив для исчисления ежемесячной денежной компенсации коэффициент 0,8 (80%).
Соглашаясь с вышеуказанными выводами суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение этих выводов доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, а также считает необходимым указать следующее.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 2991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", - гражданам Российской Федерации гарантируется государством предоставление установленным настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате указанной катастрофы.
Право на получение ежемесячной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием, впервые установлено п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, введенной в действие со 2 марта 1996 года.
Согласно данной норме гражданам, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ внесены соответствующие изменения в п. 2 ст. 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающие, что военнослужащие (и приравненные к ним лица), направленные и командированные для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, имеют право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную п. 25 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, то есть исходя из твердой суммы в зависимости от группы инвалидности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ признана Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку, содержащиеся в ней положения не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2012 года N 24-П ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в ней положения служат основанием для отказа в назначении инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающим пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П не содержится никаких оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, в связи с чем, сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, раскрывающая конституционно-правовой смысл ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в силу ст. 125 (ч. 6) Конституции Российской Федерации и ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит учету правоприменительными органами с момента провозглашения данного Постановления, то есть с 20 декабря 2010 года.
В связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П у истца, не являвшегося участником данного конституционного производства, возникло право на выбор иного способа определения размера ежемесячной денежной компенсации, реализация которого, исходя из общих принципов и положений действующего законодательства, возможна лишь в заявительном порядке путем обращения с соответствующим заявлением о перерасчете компенсации, адресованным непосредственно органу, осуществляющему назначение и выплату данной компенсации (в данном случае - Военному комиссариату), либо с соответствующим требованием к данному органу через суд.
При этом сам перерасчет и как следствие индексация присужденных сумм, с учетом многообразия фактических обстоятельств, которые могут побудить гражданина обратиться за его осуществлением, - должен производиться с момента, когда соответствующее волеизъявление зафиксировано, то есть с момента первого обращения к уполномоченному органу или в суд, но не ранее даты вступления в силу Постановления Конституционного Суда от 20 декабря 2010 года N 21-П, которым право на такой перерасчет было признано за отдельными категориями граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от "дата" N ... -О).
На основании изложенного, учитывая, что согласно решению Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 17 сентября 2013 года БЮФ ежемесячно выплачивалась денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из денежного довольствия с учётом степени утраты профессиональной трудоспособности 70 %, а в последствии степень утраты профессиональной трудоспособности истцу установлена в размере 80 %, судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции об обязании ответчика произвести перерасчет компенсации вреда здоровью с учетом степень утраты трудоспособности 80 %.
Решение суда в указанной части по существу доводами апелляционной жалобы не оспаривается.
В целом жалоба апеллянта направлена на указание невозможности удовлетворения требований истца в досудебном порядке, поскольку изменились обстоятельства, влияющие на размер платежей денежной компенсации, что в силу ч.3 ст. 209 ГК РФ должно быть установлено решением суда.
Разрешая требования в части периода образования задолженности, суд первой инстанции признал за истцом право на получение ежемесячной денежной компенсации с "дата", то есть с момента установления утраты профессиональной трудоспособности 80%.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года N 607, денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления.
Пунктом 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 предусмотрена выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием.
Абзацем 2 ч. 2 ст. 14 названного Закона установлено, что выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 ч. 1 настоящей статьи, производится органами в порядке, определяемом Правительство Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда о том, что право на получение соответствующих выплат возникло у истца с момента установления утраты профессиональной трудоспособности 80%, является не правомерным.
Из материалов дела следует, что с заявлением о выплате денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 80 % степени утраты трудоспособности истец обратился к ответчику "дата" (л.д.25).
При указанных обстоятельствах у истца возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с учетом степени утраты трудоспособности 80 % с "дата".
Учитывая изложенное, решение суда в части определения судом даты, с которой у истца возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации, подлежит изменению, с установлением выплаты истцу денежной компенсации с "дата".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2015 года в части определения судом даты, с которой у истца возникло право на получение ежемесячной денежной компенсации - изменить.
Взыскивать ежемесячно с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу БЮФ задолженность по ежемесячной денежной компенсации с "дата" по день исполнения решения суда.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.