Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Лимоновой Л.Ф., судей Ильиной О.В., Кайгородовой Е.В., при секретаре Королевой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании 15.01.2016 в порядке апелляционного производства гражданское дело по заявлению Ромашкина А.М. и Завьяловой В.В. к администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга и администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности восстановить в списке молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище",
по апелляционной жалобе Ромашкина А.М. и Завьяловой В.В. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 21.09.2015.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., судебная коллегия
установила:
Изначально Ромашкин А.М. и Завьялова В.В. (далее - истцы) обратились в суд с иском к администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга о возложении обязанности восстановить семью истцов в списке молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг.
В обоснование требования истцы указали, что после признания их в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий семья истцов распоряжением Главы администрации ... от ... была признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Областной программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы", а также была включена в список участников подпрограммы по ... Однако в последующем, из письма администрации ... от ... и по результатам телефонных переговоров, истцы узнали, что их семья исключена из вышеназванного списка участников подпрограммы по ... Полагая такое исключение из списков незаконным, истцы обратились в суд с иском о восстановлении их в списке молодых семей участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг.
В ходе рассмотрения заявленного иска определениями суда первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация г. Екатеринбурга, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области.
Решением Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 21.09.2015 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят данное решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителей жалобы, оснований для исключения их семьи из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Областной программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы" не имелось, поскольку на момент включения в подпрограмму семья истцов в полном объеме соответствовала предъявляемым требованиям, а Правилами предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы не предусмотрена. Нормативные акты Свердловской области, как субъекта РФ, в частности, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, не могут противоречить вышеназванному постановлению Правительства РФ. Следовательно, в силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ, внесение изменений в список молодых семей - участников вышеназванной подпрограммы, которые повлекли исключение семьи истцов из списка участников, является незаконным.
Участвующие в деле лица, извещенные заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В приложенном к возражениям на апелляционную жалобу ходатайстве Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Исследовав в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Из материалов дела следует, что в соответствии с действовавшим законодательством семья истцов в установленном порядке распоряжением Главы администрации ... от ... была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением Главы администрации ... от ... семья истцов признана участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011-2015 годы" и включена в список подпрограммы по ...
Решением комиссии по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств администрации ... от ... внесены изменения в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию " ... " в ... году. Основанием для внесения изменений в названный список молодых семей явилось достижение Ромашкиным А.М., ... года рождения предельного возраста, указанного в Подпрограмме - 35 лет.
Письменное уведомление о данном решении с указанием оснований его принятия направлено администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга письмом от ... в адрес истцов и получено ими.
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила от 17.12.2010 N 1050), приведены условия при соответствии которым молодая семья может стать участником подпрограммы. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет
Несоответствие молодой семьи данным условиям является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы (п. 18 Правил от ... ).
Соответствующая правовая позиция подтверждается также решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2009 N ГКПИ09-1535.
В п. 20, 21 Правил от 17.12.2010 N 1050 указано, что орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Порядком формирования списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, сводного списка молодых семей - участников подпрограммы по Свердловской области, сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по Свердловской области, и списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году по Свердловской области, являющегося приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1487-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы" список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, утверждается решением органа местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области.
Пунктом 3 абз. 25 данного Порядка предусмотрено, что основанием для внесения изменений в список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, является достижение предельного возраста одним из членов молодой семьи до момента формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты по Свердловской области в конкретном году, утвержденного приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области.
Названный порядок действовал в период до 01.01.2014, признан утратившим силу постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1634 ПП в связи с принятием государственной программы Свердловской области "Развитие физической культуры, спорта, молодежной политики Свердловской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1332-ПП. В рамках указанной госпрограммы содержится аналогичный ранее установленному порядок формирования списков молодых семей.
Таким образом, и федеральным законодательством, и законодательством Свердловской области, предусмотрено, что условием участия семьи в подпрограмме и, соответственно, включения семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, является возраст ее участников, который не должен превышать 35 лет у каждого у супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что ... истцу Ромашкину А.М. исполнилось ... лет, то есть, на момент формирования списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2015 году он достиг предельного возраста, установленного для участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Развитие жилищного комплекса в Свердловской области" на 2011 - 2015 годы.
До утверждения соответствующим приказом Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области списка претендентов на получение социальной выплаты по Свердловской области в конкретном году, орган местного самоуправления вправе вносить изменения в список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату по муниципальному образованию в Свердловской области, в том числе путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в Подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в этот список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников Подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в Подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Ромашкин А.М. на момент формирования указанного Списка достиг предельного возраста, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы искового заявления, они были предметом исследования в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не находит.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении заявленных требований суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга от 21.09.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ромашкина А.М. и Завьяловой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.Ф. Лимонова
Судьи: О.В. Ильина
Е.В. Кайгородова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.